Политика и партии

БИЛЕТ №2

Работа Э.Берка “Размышление о революции во Франции”:

Общая характеристика и основные проблемы работы.

В своей работе Э.Берк характеризует свое отношение к Французской революции, делает анализ ее причин и последствий, рассуждает о роли традиций в жизни общества, о взаимоотношении государства, общества и личности, о целях и принципах правления, а также выводит свою концепцию идеальной формы правления. 

Для его взглядов характерно негативное отношение к Великой Французской революции, о революционерах он говорит как о “созидателях руин”.  Революция, по его мнению, нанесла непоправимый ущерб правительственным институтам, промышленности, сельскому хозяйству, законодательству и церкви.  Просветители же сыграли роль разжигателей революции.  “Во многих случаях самые прекрасные идеи претворяютя в жизнь самыми абсурдными и возмутительными средствами,” — пишет он. Берк критикует представления о революции как о чем-то рационально организованном и спланированном в соответствии с абстрактыми принципами. 

В споре с французским рационализмом Берк не только защищает институты и ценности своей страны, но отмечает и необходимость предрассудков, которые рождаютя в обществе и играют важную роль в жизни народов.  Чем древнее предрассудок, говорит Берк, тем больше он доказывает свою необходимость.  “Разум у отдельного человека ограничен, и индивиду лучше воспользоваться накопленным в течение веков банком и капиталом народов.”

У каждого народа должны быть свои обычаи и нравы, и чтобы жители относились с любовью к своей стране, страна эта сама должна выглядеть достаточно привлекательно.

Человек, по его мнению, — социальное существо, так что его счастье невозможно без гармонизации его отношений с обществом. 

Равенства людей от природы быть не может, а потому абсурдом представляется теория естественного права.  В определении прав индивида необходимо исходить из сложившихся устоев государства.

Религию считает “базисом цивилизованного общества и источником всего хорошего и доброго”.  

Выступая в общем противником реформ, разрешает лишь те, которые носят превентивный характер.  Призывает исправлять построенное, а не уничтожать его.