Получение первичных навыков коммерсанта

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

НОУ Нижегородский бизнес-колледж

Отчет по практике

по получению первичных навыков коммерсанта

                                                                             Выполнила:

                                                                                         студентка  гр. К-21

Ермакова Екатерина

                                                                            Евгеньевна

                                                                             Проверила:

                                                                                       Емельянова Н.И.

2006

Содержание

Описание основных видов деятельности организации . . . . . . . . . . . . . . . .3

Описание организационной структуры организации. . . . . . . . . . . . . . . . . .4

Описание функций главных специалистов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

Организация продаж товаров и обслуживание покупателей

Схема торгово-технологического процесса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8

Приемка товаров. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10

Подготовка товаров к продаже. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

Формирование заказов и отпуск товаров со склада. . . . . . . . . . . . . . .12

Размещение и выкладка товаров. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

Форма продажи товаров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

Виды дополнительных торговых услуг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

Правила розничной продажи товаров. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16

Описание собственной деятельности на практике. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

Приложения

Описание основных видов деятельности организации

Практику по получению первичных навыков коммерсанта я проходила в магазине розничной торговли  «Магнит» (ООО «Тандем»), расположенном по адресу г. Нижний Новгород, Канавинский район, ул. К.Маркса, д.20.

Продажа товаров в этом магазине происходит по методу самообслуживания. Это один из самых удобных методов в торговле. Потребители при этом могут сами выбрать и купить интересующий их товар. На сегодняшний день магазины самообслуживания наиболее востребованы. Также преимущество этого метода заключается в том, что происходит четкое разделение функций работников магазина. Они сводятся к консультированию и информированию покупателей, выкладке товаров в торговом зале, контролю за их сохранности и выполнению расчетных операций.

Этот метод применяется при продаже большинства продовольственных и непродовольственных товаров.

Моя задача состояла в том, чтобы выложить на стеллаж товар в достаточном ассортименте, следить за отсутствием пустот на полках.

Описание организационной структуры организации

Организационную структуру можно охарактеризовать как линейно-функциональную (приложение 1). Она сочетает в себе линейные и функциональные принципы организации взаимосвязей между подразделениями магазина.

Большинство работников магазина находится  в подчинении непосредственно администратору.  Администратор же – директору. Перед каждым работником поставлены четкие цели и функции. Например, продавец прилавка в основном работает в своем отделе, но он может обслуживать покупателей других отделов. Кассир же работает только на кассе.

Она также обладает всеми достоинствами и всеми недостатками обеих структур:

Достоинства:

Ø высокий уровень разделения труда;

Ø стимулирует деловую и профессиональную специализацию;

Ø улучшает координацию в функциональных областях.

Недостатки:

Ø отделы могут быть более заинтересованы в реализации целей и задач собственных подразделений, чем общих целей организации. Это увеличивает возможность конфликтов между функциональными областями;

Описание функций главных специалистов

Основными специалистами в магазине являются продавец прилавка (приложение 2), продавец-кассир (приложение 3) и кассир (приложение 4).

1.     Кассир: подчиняется непосредственно администратору торгового зала, а также получает рабочие распоряжения от старшего кассира. Задача кассира – увеличить товарооборот магазина за счет качественного и  быстрого обслуживания покупателей на кассе.  Обязанности, то есть функции кассира:

ü выполнить расчет с покупателями: внятно произнести сумму покупки, получить денежные средства, спросить, есть ли дисконтная карта, произвести расчет, внятно произнести сумму сдачи, выдать покупателю сдачу вместе с погашенным чеком;

ü  в общении с покупателем должен быть вежливым и предельно корректным. Если со стороны покупателя возникают претензии, кассир сообщает о них администратору. В данном магазине часто проводятся акции, кассир информирует покупателя, чтобы стимулировать сбыт данной продукции;

ü вся материальная ответственность за вверенные ценности в полном объеме ложится на кассира. Он содержит свой рабочий участок и форму одежды чистой и опрятной в течение всей смены;

ü  кассир ведет и своевременно заполняет книгу кассира.

В случае совершения нарушений к кассиру могут быть применены следующие санкции: замечание, выговор, увольнение, лишение или уменьшение размеров премии.

2.     Продавец-кассир: подчиняется непосредственно администратору торгового зала, получает от него приказы и рабочие распоряжения. Также выполняет поручения от старшего кассира. Функции продавца-кассира:

ü осуществляет своевременную и правильную в соответствии со схемами выкладку товара на стеллажи в торговом зале;

ü контролирует сроки реализации товара, делать отметки в тетрадь сроков годности о товаре с подходящим сроком, если срок годности истекает, продавец-кассир снимает товар с реализации;

ü подготавливает товар к продаже, проверяя состояние на упаковке (чтобы не была намочена, повреждена);

ü наклеивает штрих коды на товары;

ü проверяет соответствие ценников товару, (ценники меняет каждый день);

ü выполняет все функции кассира: выполняет расчет с покупателем, ставит в известность администратора торгового зала о возникших со стороны покупателя претензиях, несет материальную ответственность.

В случае совершения нарушений к кассиру могут быть применены следующие санкции: замечание, выговор, увольнение, лишение или уменьшение размеров премии.

3.     Продавец прилавка: подчиняется непосредственно администратору торгового зала. Функции:

ü обеспечивает своевременную доставку товара со склада в торговый зал магазина;

ü соблюдает правила выкладки;

ü проверяет сроки годности выкладываемого товара, по истечению сроков снимает с реализации;

ü получает ценники у оператора магазина, производит замену старых, прикрепляет ценники под соответствующим товаром;

ü своевременно сообщает администратору об остатках от продаж;

ü оформляет акты об уценке, списании товара;

ü обслуживает покупателя, дает ему всю необходимую информацию;

ü убирает пустые коробки из-под товара в подсобные помещения;

ü составлять список заказов товара на следующий рабочий день.

В случае совершения нарушений к кассиру могут быть применены следующие санкции: замечание, выговор, увольнение, лишение или уменьшение размеров премии.

Организация продаж товаров и обслуживание покупателей.

Схема торгово-технологического процесса.

Торгово-технологический процесс в магазине представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых и технологических операций и является завершающей стадией всего товародвижения. На этом этапе немаловажную роль играют  розничные покупатели.

Своевременность и качество выполнения коммерческих операций  влияет на широту и глубину ассортимента предлагаемых товаров, бесперебойность торговли ими и в целом на качество обслуживания покупателей. К числу таких операций относят изучение спроса потребителей, составление заявок на завоз товаров, формирование оптимального ассортимента, организацию рекламы и информации.

В торгово-технологическом процессе выделяют 3 основные части:

ü

ü

ü

К операциям с товарами до предложения их покупателям относят:

Ø

Ø

Ø

Ø

Ø

Ø

Ø

Ø

Для того, чтобы обеспечить высокое качество обслуживания покупателей, в магазине постоянно изучается спрос, который служит основанием для составления заявок на завоз товаров. Работники магазина обеспечивают квалифицированную приемку поступивших товаров. В магазине созданы все условия для рационального хранения товаров и подготовки их к продаже. В магазине выгодно и удобно подобран ассортимент товаров, они правильно размещены в торговом зале.

Наиболее ответственную часть торгово-технологического процесса в магазине составляют операции непосредственного обслуживания покупателей, к которым относятся: 

Ø

Ø

Ø

Ø

Ø

Ø

В данном магазине созданы все условия для беспрепятственного ознакомления покупателя с предлагаемым ассортиментом товаров.

Операции, связанные с дополнительным обслуживанием покупателей направлены на оказание им разнообразных услуг, связанных с приобретением товаров.

Торгово-технологический процесс в магазине основывается на следующих принципах:

o  

o  

o  

Приемка товаров

Приемка товаров является одной из важных операций торгово-технологического процесса. Приемки подлежат только свежие и качественные товары, отвечающие требованиям стандартов и технических условий. Товар принимается по количеству и по качеству.

Приемка товаров по количеству заключается в проверке массы, в сверке фактически поступивших товаров с показателями счетов-фактур (приложение 5) и товарно-транспортных накладных (приложение 6). Если товары поступили в магазин без сопроводительных документов, то на поступившее их количество составляют акт с указанием в нем отсутствующих документов. Приемку товаров по количеству проводят в определенные сроки. Приемка непродовольственных товаров проводится не позднее 60 дней, продовольственных (кроме скоропортящихся) – не позднее 40 дней, а скоропортящихся – не позднее 48 часов после поступления. Количество поступивших товаров определяют в тех же единицах измерения, которые указаны в сопроводительных документах. Если в процессе приемки выявлена недостача, то приемку товаров приостанавливают, а на выявленную недостачу составляют акт.

В процессе приемки товаров по качеству работники магазина выявляют комплектность товаров, соответствие тары, упаковки и маркировки установленным требованиям. Если при приемке обнаружены недоброкачественные товары, то приемку останавливают и составляют акт, в котором указывают количество осмотренных товаров и характер выявленных дефектов.

При полном соответствии количества и качества поступивших товаров сопроводительным документам выписывается приходный ордер (приложение 7).

Подготовка товаров к продаже

Перед подачей в торговый зал товары надо полностью подготовить к продаже.

Подготовка товаров к продаже заключается в их распаковке, сортировке, очистке, фасовке, упаковке, маркировке и других операциях. Некоторые продовольственные товары  поступают в не расфасованном виде, и фасовка их осуществляется непосредственно в магазине. В основном фасуют сыпучие товары, кондитерские изделия и мясные продукты. Перед доставкой в торговый зал товары маркируют и укладывают в тележки.

Формирование заказов и отпуск товаров со склада.

Продавец следит за наличием товара на прилавке.

В конце рабочего дня он заполняет бланк (приложение 8), в котором отражены остаток и приход товара, а  также количество недостающего товара.

Затем этот бланк он относит оператору, который заносит все данные в компьютер и по каналу связи отправляет их поставщикам.

Размещение и выкладка товаров

Товары доставляют в торговый зал в то время, когда в нем находится минимальное количество покупателей, чтобы не препятствовать процессу продажи. Для перемещения товаров используют тележки. Рациональное размещение товаров в торговом зале позволяет правильно спланировать покупательские потоки, сократить время на отборку товаров, уменьшить затраты труда персонала магазина при выкладке товара.

При размещении товаров в торговом зале основывается на следующих принципах:

ü

ü

ü

ü

ü

ü

Крупногабаритные товары  размещены рядом с выходом из торгового зала. Товары, требующие длительного ознакомления с ними покупателей, расположены в глубине торгового зала, чтобы не создавались помехи движению покупательских потоков. Товары, которые пользуются частым спросом, расположены около источников пополнения (склад). Однородные товары размещены в одной части магазина. Молочные изделия выложены в охлаждаемые открытые витрины. Например, бутылки и пакеты с молоком выставлены на прилавках рядами. Выкладывают товары этикетками на упаковке в сторону, обращенную к покупателям, товары снабжаются ценниками, закрепляемыми в специальных держателях.

Форма продажи товаров

 В данном магазине продажа товаров осуществляется по типу самообслуживания, а также через прилавок.

При самообслуживании покупатели имеют возможность самостоятельно выбирать понравившийся им товар, который расположен на стеллажах. При продаже через прилавок (мясной и рыбный отделы) покупателей обслуживают продавцы, которые взвешивают требующийся товар на специальных весах. Далее они приклеивают на упаковку штрих-код, на котором размещена информация о товаре (цена, вес, сумма покупки).

Таким образом, можно сделать вывод, в данном магазине осуществляется смешанная продажа товаров.

Виды дополнительных торговых услуг.

Для удобства покупателей в магазине существуют следующие дополнительные услуги:

Ø оформление дисконтных карт, с помощью которых покупатель может воспользоваться скидкой на товары

Ø

Ø

Ø камера хранения сумок и т.п.

Правила розничной продажи товаров

Продавец обязан соблюдать обязательные требования, установленные в государственных стандартах, санитарных, ветеринарных и других нормативных документах.

 В обязанности продавца входит доведение до сведения покупателей достоверной информации о товарах, которая должна содержать:

§  наименование товара

§  наименование и место нахождение изготовителя

§  сведения об основных потребительских свойствах товара

§  правила эффективного и безопасного использования товара

§  гарантийный срок

§  срок годности

§  цену и условия приобретения товара

Об имеющихся в товаре недостатках продавец должен предупредить покупателя в устной и письменной форме.

Продавец обязан обеспечить наличие ценников на реализуемые товары. При продаже товаров представитель продавца обязан иметь прейскурант, заверенный подписью лица, ответственного за его оформление.

Договор купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового чека, подтверждающего оплату товара.

Расчеты с покупателями за товар осуществляется с применением контрольно-кассовых машин.

Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать от продавца:

§  замены на товар аналогичной марки

§  замены на такой же товар другой марки

§  расторжения договора купли-продажи.

Описание собственной деятельности на практике

Моей основной задачей было – увеличение товарооборота.

В начале практики, руководствуясь распоряжениями администратора, я просто раскладывала на стеллажах товар, привезенный в мой отдел, следила за наличием просроченных товаров и состоянием упаковки товара.

 Через несколько дней я уже сама ходила на склад за товаром и привозила его в свой отдел. В конце практики я многое узнала о товарах  и могла консультировать покупателей по интересующим вопросам, а также помогать им в выборе продуктов.

Список используемой литературы

Черкашин О.Ю. «Основы бухучета для школьников» учебное пособие;  Вита Пресс, М; 2002 г.