Бизнес и предпринимательство в рыночной экономике

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ВОСТОЧНОУКРАИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ         имени В. Даля

Экономический факультет

Кафедра экономики предприятия

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:    

«Бизнес и предпринимательство в рыночной экономике»

Выполнила:                                                                 студентка гр. ЕК-153                                                                                        Короленко В.А.

Проверила:                                                                           ас. Манченко Р.В.

                                              

Луганск · 2006

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

1.     ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕСА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ…...

1.1.         Основные определения и термины, классификация………...

1.2.         Предпринимательство.………….…………………………….

1.3.         Теории и функции предпринимательства……………………

2.

3.   ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА  В    УСЛОВИЯХ РЫНЧНОЙ ЭКОНОМИКИ  УКРАИНЫ ……………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

ВВЕДЕНИЕ

В условиях любой экономической системы есть силы, которые являются ведущими в реализации основной экономической стратегии данной системы. В плановом хозяйстве – это государственные предприятия, в условиях рынка – это бизнес и предпринимательство различных форм собственности, дифференцируемые также по объемам производства на малый, средний и крупный виды бизнеса. Ведущую роль здесь играют малые формы бизнеса по причине их многочисленности и высокоэффективности.

Бизнес и предпринимательство - важнейшие элементы рыночной экономики, без которых не может гармонично развиваться государство, ступившее на путь рыночных преобразований в экономике. Бизнес и предпринимательство во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта страны, их участие в народнохозяйственной деятельности велико.

Актуальность тематики бизнеса и предпринимательства на сегодняшний день очень велика. В условиях формирования рыночного хозяйства, институциональных изменений в экономике Украины, радикальных изменений в отношениях собственности, проблема становления и развития бизнеса и предпринимательства приобретает особое значение по причине того, что эти формы деятельности в Украине еще не приобрели должного уровня развития и степени влияния на экономику страны. Актуальность проблемы бизнеса и предпринимательства усиливается также и тем, что тихое и противоречивое продвижение Украины путем рыночных реформ в значительной мере обусловлено именно недооценкой роли и значения предпринимательства как структурного элемента рыночной экономики со стороны государства и общества. Поэтому  бизнес и предпринимательство находятся в тени  естественных государственных монополий.

Степень изученности и освещенности тематики бизнеса и предпринимательства в мировой экономической литературе очень велика, что объясняется их ролью в рыночной системе хозяйствования. В последнее время эта тема стала популярной и у украинских экономистов. Результатом этого явилось большое количество печатных трудов научного и публицистического толка касательно данной проблемы. Однако проблемы  бизнеса и предпринимательства продолжают существовать и требуют своего дальнейшего анализа и проработки.

         Цель данной курсовой работы состоит в изучении и анализе бизнеса и предпринимательства в условиях рыночной экономике.

         Данную цель можно достичь путем последовательного решения ряда задач, к числу которых можно отнести следующие:

-         изучение и анализ общетеоретических основ бизнеса и предпринимательства, как экономических категорий;

-         рассмотрение взаимоотношений  предпринимательства и государства в аспекте его государственного регулирования;

-         освещение проблем и перспектив развития бизнеса и предпринимательства в Украине.

Объектом изучения в рамках данной проблемы является  бизнес и предпринимательство в целом, а предметов – их отдельные свойства и качества.

В качестве используемой методологии изучения данного явления примем системный анализ и синтез.

Данная курсовая работа содержит введение, три раздела основной части, заключение с выводами о проделанной работе, а также список используемых литературных источников.

1.   ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕСА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

1.1.   Основные определения и термины, классификация

Понятия «бизнес» и «предпринимательство» стали в последнее время настолько расхожими в экономической научной и публицистической литературе, что несколько утратили свой первоначальный смысл.

Одно из самых распространенных на сегодняшний день определений говорит, что бизнес - это любая деятельность, направленная на получение прибыли путем предоставления другим необходимых товаров и услуг.

Существует и другое определение, более адаптированное к реальным условиям: бизнес – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях [1, c.14].

Объединив оба этих определения, получим наиболее полную формулировку данного понятия, которая будет звучать следующим образом: Бизнес – это предпринимательская деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящая главными целями получение прибыли и развитие собственного дела, и осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями условиях.

Неразрывно с понятием «бизнес», связано понятие «предпринимательство» (предпринимательская деятельность), определяемое как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность граждан и их объединений, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке, основанном на нормах гражданского права [3, c.27].

Проводя сравнительный анализ понятий «предпринимательство» и «бизнес», можно сделать вывод, что это практически тождественные в экономической интерпретации понятия, поэтому имеет смысл далее не разделять их в смысловом аспекте, ибо любое реализованное предпринимательство есть бизнес, а любой бизнесмен – состоявшийся предприниматель. Таким образом, предприниматель – это человек, который, оценив выгодность дела, берет на себя риск и ответственность, связанные с организацией нового предприятия или разработкой новой идеи (продукции) или услуг, предлагаемых обществу (потребителям).

Понятие бизнес (или предпринимательская деятельность) дифференцируется (классифицируется) по размерам своей реализации на крупный, средний и малый виды бизнеса. Сравнительная характеристика видов бизнеса указывает на то, что они имеют существенные различия не только в объемах производства, размерах основных фондов, трудовых и финансовых ресурсах, но, и что главное, в отношении экономики всей страны. И если крупный бизнес – это остов, ось современной экономики, то все многообразие мелкого и среднего предпринимательства – это мышцы, живая ткань хозяйственного организма страны.

1.2.         Предпринимательство.

Предпринимательство является основой бизнеса, т.к. предприниматель – это человек, который, оценив выгодность дела, берет на себя риск и ответственность, связанные с организацией нового предприятия или разработкой новой идеи (продукции) или услуг, предлагаемых обществу (потребителям).

Предпринимательство предполагает создание собственного дела, а это всегда связано с риском и преодолением сопротивления, возникающего при рождении всего нового.

Для успешного развития предпринимательства необходимы определенные условия и факторы активизации, к которым можно отнести:

-         личные интересы и выгоду;

-         надежность защитного механизма;

-         существование ниши на рынке или вероятность увеличения доли рынка;

-         наличие предпринимательской ренты или возможностей роста прибыли;

-         способность перераспределять ресурсы и управлять нововведениями;

-         возможность снижения степени неопределенности и риска [13, c.21].

Прежде чем начать свой бизнес, необходимо предварительно провести определенную аналитическую работу:

-         выбрать основное направление деятельности с учетом собственного опыта и имеющегося потенциала, степень конкуренции и предполагаемый спрос;

-         определить деловую (торговую) зону, размер коммерческих возможностей, а также сформировать профессиональный коллектив исполнителей (команду);

-         оценить финансовые возможности, т.е. определить необходимый уровень затрат для функционирования фирмы, величину оборотных (прежде всего денежных) средств для начала бизнес-цикла, а также размер уставного капитала и возможные источники финансирования [13, c.23].

Предприниматель, являясь собственником и представляя фирму в инстанциях, взаимодействует с различными элементами внешней среды.

К элементам внешней среды относятся: покупатели, поставщики, кредиторы, арбитражные суды, группы интересов, местные органы власти, законодательные и образовательные учреждения, сотрудники фирмы и т.д.

Каждый и вышеперечисленных элементов требует от предпринимателя выработки соответствующей тактики поведения (стратегического, тактического, оперативного), от которого будет зависеть как краткосрочный, так и долгосрочный успех фирмы.

Предпринимательство предполагает создание собственного дела, а это всегда связано с риском и преодолением сопротивления, возникающего при рождении всего нового, а рождение предпринимательской деятельности в условиях государства с постплановой экономикой и есть это новое. Однако для успешного развития предпринимательства необходимы определенные условия и факторы деятельной активизации, рождение и становление которых есть длительный и сложный процесс.

Специфика успешного предпринимательства в малом бизнесе заключается в многогранной деятельности бизнесмена, рискнувшего открыть и вести свой бизнес и готового отвечать за результаты своей деятельности. Предприниматель (он же собственник) является одновременно менеджером, экономистом, маркетологом, финансистом, производственником, юристом и должен уметь самостоятельно принимать решения с учетом каждой из перечисленных ролей. Поэтому актуальной становится задача: подготовить квалифицированных специалистов, готовых отстаивать интересы предпринимательства и малого бизнеса в Украине, а также создать в среде малого предпринимательства работоспособную информационную систему, которая могла бы способствовать развитию малого бизнеса.

Таким образом можно сделать вывод, что динамика развития малого бизнеса зависит от многих факторов, в том числе уровня подготовленности предпринимателей к ведению бизнеса, так как недостаточная их профессиональная подготовка является одной из важных причин интенсивного банкротства многих фирм.

1.3.Теории и функции предпринимательства .

Предпринимательство — неотъемлемый атрибут рыночного хозяйства, главная отличительная черта которого — свободная конкуренция. Хотя история предпринимательства уходит в глубь веков, современное его понимание сложилось в период становления и развития капитализма, который избрал свобод­ное предпринимательство в качестве основы и источника сво­его процветания.

В докапиталистическую эпоху место предпринимателя в обществе и отношение к нему сограждан были неоднознач­ными.

В экономической теории понятие «предприниматель» появилось в XVIII в. и часто ассоциировалось с понятием «собственник».

Теория предпринимательства развивалась с развитием хозяйственной деятельности человека. Первым теоретиком в области предпринимательства был Ричард Кантильон, впервые внесший термин «предпринима­тель» в экономическую теорию, работы которого относятся к началу XVIII века. . По Кантильону, предпри­ниматель — это человек с неопределенными, нефиксиро­ванными доходами (крестьянин, ремесленник, торговец, разбойник, нищий и т. д.). Он покупает чужие товары по известной цене, а продавать свои будет по цене, ему пока неизвестной. Отсюда следует, что риск — главная отличи­тельная черта предпринимателя, а его основная экономи­ческая функция состоит в приведении предложения в соответствие со спросом на различных товарных рынках.

Ричард Кантильон первый  обратил внимание на расхождения спроса и предложения и нарушения рыночного равновесия, которые позволяют отдельным людям извлекать спекулятивный доход. Он отмечал рисковую деятельность таких людей, гибкость их хозяйственного поведения, нестандартность принимаемых решений.

Около 1800 года крупный француз­ский экономист Жан Батист Сэй следующим образом охарактеризовал предпринимателя: "Предприниматель перемещает экономические ресурсы из области с более низкой в область с более высокой производительностью и результативностью".

 Адам Смит считал предпринимателем человека, который использует капитал собственника для извлечения дохода. А. Смит также характеризовал предпринимателя как собственника, идущего на экономический риск ради реа­лизации какой-то коммерческой идеи и получения прибы­ли. Он сам планирует и организует производство, распоря­жается его результатами

 Основатели классической политической эконо­мии не видели особого смысла в предпринимателе, так как, по их мнению, экономический процесс осуществляется сам по себе, на основе принципа "невидимой руки". По их схеме предприниматель может выступать в каче­стве либо собственника (А. Смит), либо инвестора (Д. Рикардо). Иных функций за предпринимателем они не признавали.

Взгляды классиков явились одним из отправных пунктов марксистской концепции предпринимательства. К. Маркс видел в предпринимателе лишь капиталиста, который вкладывает свой капитал в собственное предприятие и на разнице между стоимостью созданной наемными работниками продукции и суммой выплаченной им заработной платы имеет прибыль, это, по мнению К. Маркса, свидетельство эксплуататорской сущности предпринимательства, его социального паразитизма, и поэтому оно должно быть ликвидировано наряду с другими устоями капиталистической систе­мы хозяйства.

Лишь много позже, на рубеже XIX и XX вв., экономисты признали решающее значение предпринимательства для экономического прогресса. А. Маршалл добавил к трем классическим факторам производства — тру­ду, земле, капиталу — четвертый — организацию, а И. Шумпетер в книге "Теория экономического развития" (1912 г.) дал этому фактору современ­ное его название — предпринимательство.

Красочную характеристику предпринимательства можно встретить в работах немецкого экономиста В. Зомбарта. Предприниматель, по Зомбарту, — это завоеватель (готовность к риску, духовная свобода, богатство идей, воля и настойчивость), организатор (умение соединять многих лю­дей для совместной работы) и торговец (умение убеждать людей купить свои товары, пробуждать их интерес, завоевывать доверие). Описывая цели предпринимателя, Зомбарт главной среди них выделяет стремление к про­цветанию и росту своего дела, а подчиненной — рост прибыли, поскольку без него невозможно процветание.

Следующий этап развития теории предпринимательства - работы Найта и Фон Тюнена. Их заслуга заключается в подробной характеристике самого предпринимателя, как обладателя особых качеств. Кроме того, они проанализировали предпринимательский риск и предпринимательский доход. Эти же вопросы рассматривались Мизесом, Хайеком и Кришнером. В современных трактовках предпринимательства выделяются следующие моменты:

- умение организовать и управлять производством;

- инициативная, новаторская деятельность;

- рисковая деятельность;

Наиболее полное современное определение предпринимательства дают Хизреч и Питерс в своей книге "Предпринимательство". Аналогичное определение предпринимательства дано у Стаддарта в книге "Ключи к миру бизнеса". В целом, скомпонованное определение выглядит так:

"Предпринимательство - это новаторская инициативная деятельность субъектов собственности, направленная на создание экономических и организационных условий с целью производства материальных благ и услуг и получения прибыли".

Таким образом, основными чертами предпринимательства являются:

1. Инициативная деятельность.

2. Новаторская деятельность.

3. Деятельность по организации и управлению производством.

4. Рисковая деятельность.

5. Получение предпринимательского дохода.

Однако наибольший вклад в разработку теории предпринимательства, исследование его природы и функций внес именно И. Шумпетер. Он назы­вал предпринимателем того организатора производства, который прокла­дывает новые пути, осуществляет новые комбинации: "Быть предпринима­телем — значит, делать не то, что делают другие... и не так, как делают другие". При этом Шумпетер считал, что предпри­ниматель не обязательно является собственником произ­водства, индивидуальным капиталистом — им может быть и управляющий банка или акционерного общества.

 К функциям предпринимателя И. Шумпетер относит:

1) создание нового, еще не знакомого потребителю материального блага или прежнего блага, но с новыми качествами;

2) введение нового, еще не применявшегося в данной отрасли промыш­ленности способа производства;

3) завоевание нового рынка сбыта или более широкое использование прежнего;

4) использование нового вида сырья или полуфабрикатов;

5) введение новой организации дела, например, монопольного положения или, наоборот, преодоление монополии .

Борясь с рутиной, осуществляя нововведения и обеспечивая экономи­ческий рост, предприниматель становится, по словам И. Шумпетера, "сози­дающим разрушителем". Разработанная И. Шумпетером идея творческого предпринимателя является самым известным и точным определением сути предпринимательства.

       Данная характеристика, конечно, не является исчерпывающей. Впо­следствии Г. Брифс сформулировал еще одну важную функцию предпри­нимателя — слежения за ценами и издержками, а также за пропорциональ­ным их соотношением. Р. Коуз также выделял этот аспект деятельности предпринимателя. В статье "Природа фирмы" он подчеркивал, что предприниматель — это лицо, которое в конкурентной системе направляет производство, выполняя роль механизма цен .

Таким образом, в современной научной литературе утвердился одно­значный взгляд на предпринимательство как на важнейший хозяйственный ресурс, приводящий в движение остальные факторы производства и обес­печивающий свой вклад в успех экономического развития.

1.4.         Роль бизнеса в экономике страны.

Мировой опыт и практика убеждают, что важным элементом рыночной      экономики является существование и взаимодействие больших, средних и  малых предприятий

Особенное значение бизнеса в переходный к рыночным отношениям период, проявляется в структурной перестройке экономики, ускорении научно-технического процесса, формировании нового социального слоя. Развитие  бизнеса создает предпосылки для ускоренного экономического роста, способствует диверсификации и насыщению местных рынков, позволяя вместе с тем компенсировать издержки рыночной экономики, к числу которых следует отнести безработицу, конъюнктурные колебания производства, а также иные кризисные явления.

Бизнес содержит большой потенциал для оптимизации путей развития экономики и общества в целом. Характерной особенностью  предприятия является высокая интенсивность использования всех видов ресурсов и постоянное стремление к оптимизации их количества, обеспечению их наиболее рациональных для данных условий пропорций. Практически, это означает, что на предприятии не может быть лишнего оборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишних работников. Данное обстоятельство является одним из важнейших факторов достижения рациональных показателей экономики в целом.

Таким образом, роль бизнеса в общей экономике страны трудно переоценить, и его влияние на различные аспекты общественного воспроизводства значительны и не подлежат сомнению.

Но чтобы избежать как можно больше ошибок, которые неизбежны при образовании нового течения в экономике Украины, сначала следует поучиться на взлетах и падениях других стран в этой области и понять, какие же условия необходимы для развития предпринимательства в Украине.

1.1 Необходимость государственного регулирования предпринимательства.

Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд социально, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои населения.

Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и такие проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для общества и государства они просто жизненно необходимы. Рыночная экономика не решает и многие другие актуальные проблемы. И обо всем этом должно позаботиться государство.

Прерогатива государства — обеспечение надежного правопорядка в стране, национальной безопасности, а это, в свою очередь, является основой для развития предпринимательства и экономики?.

Таким образом, предпринимательство в любой стране не может нормально развиваться, если государство не обеспечило соответствующих условий для этого. Государство всегда регулирует современную экономику. При этом организационно-правовое воздействие направленно на стимулирование частной инициативы и помощь хозяйствующим субъектам путём создания необходимых условий для их успешного функционирования.

Затянувшийся экономический кризис в нашей стране, характеризующийся спадом производства, инфляцией, социальной напряженностью в обществе и совпавшей по времени с переходом на ________________ ? Курс предпринимательства: Учебник для вузов. – В.Я. Горфиндель, В.А. Швандер, Е.М Купряков и др.: Под ред. проф. В.Я. Горфинделя, проф. В.А. Швандера. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. – ст. 393

рыночную экономику, во многом обусловлен слабым, а порой и некомпетентным вмешательством государства в происходящие экономические процессы; тем самым государство не выполняет важнейшие свои функции, которые на него возлагаются.

Для стабилизации рыночных отношений и преодоления экономического кризиса на государство возлагаются следующие основные функции:

1. Создание правовой основы. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, обеспечивающие качество продукции и т.д. При помощи правовой основы государство обеспечивает законные "правила игры", регулирующие отношения между субъектами предпринимательской деятельности.

2. Обеспечение надлежащего правопорядка в стране и национальной безопасности. Государство должно обеспечить права и безопасность каждого гражданина, общества в целом и всех субъектов предпринимательской деятельности. Если государство должным образом не выполняет эту функцию, то в стране создаются условия для развития криминальной обстановки: уголовной преступности, мафии, коррупции, взяточничества и других негативных явлений, что пагубно влияет на предпринимательскую деятельность и экономику страны в целом.

3. Стабилизация экономики, т.е. устойчивое развитие экономики, когда достигаются и поддерживаются на оптимальном уровне основные макроэкономические показатели: объем валового национального продукта, национальный доход, уровень инфляции и безработицы, дефицит бюджета и др. Для обеспечения стабилизации экономики государство обязано использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и методы посредством проведения соответствующей фискальной, финансово-кредитной, научно-технической и инвестиционной политики.

Если государство не будет добиваться стабилизации экономики, то это самым существенным образом и в негативном плане может повлиять на предпринимательскую деятельность, экономику страны в целом, социальную обстановку и другие процессы.

4. Обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство обязано проводить активную социальную политику, суть которой в гарантированном обеспечении всех работающих минимумом заработной платы, пенсиями по старости и инвалидности, пособиями по безработице; в обеспечении различных видов помощи малоимущим; в осуществлении индексации фиксированных доходов в связи с инфляцией и т.д. Проводя эту политику, государство тем самым обеспечивает минимальный прожиточный уровень для всех граждан своей страны и не допускает социальной напряженности в обществе.

5. Защита конкуренции. В рыночной экономике конкуренция – один из основных регулирующих инструментов. Конкуренция — основа прогресса во всех сферах экономики, она заставляет производителей товаров и услуг внедрять все новое и передовое, улучшать качество продукции и снижать издержки на ее производство. Поэтому одна из функций государства – защита конкуренции. При конкуренции покупатели – это хозяин, рынок – их агент, а предприятие – их слуга. При монополии ситуация резко изменяется и покупатель из хозяина превращается в слугу?.

Для Украины проблема создания конкурентной сферы и ее защита особенно важны на современном этапе, поскольку среда для настоящей конкуренции в стране еще не создана и экономика в значительной степени монополизирована.

Выход из создавшегося положения очевиден: демонополизация экономики – создание конкурентной среды – защита конкуренции. Для выполнения этих и других функций государство должно использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и средства. _______________

3.   ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ РЫНЧНОЙ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ

         Реализация предпринимательства в Украине имеет большое число проблем, к основному числу которых можно отнести следующее:

-         недостаточная финансовая поддержка и отсутствие реальных финансово-кредитных механизмов, что есть следствием слабой финансовой политикой государства в отношении предпринимательства, что порождает трудности с получением кредита и высокая кредитная ставка;

-         налоги; законодательство; инфляция; экономическая ситуация в целом;

-         невыгодность инвестиций; конкуренцию; несовершенство рынка; недоверие западных партнеров, недостаток культуры, опыта;

-         неплатежеспособность и необязательность партнеров и клиентов; несовершенство банковской системы, недостаток собственных средств;

-         чрезмерная бюрократизация и излишние администрирование развития  предпринимательства со стороны государства, что порождает возможность вседозволие властей, коррупцию и взятки;

-         неразвитости системы информационной поддержки предприятий, трудности со сбытом; поиском клиентов и потребителей;

-         неразвитость системы страхования и гарантий при реализации инновационных проектов в развитии наукоемких малых производств;

-         государственное регулирование инновационного развития;

-         низкий уровень материально-технического обеспечения малого предпринимательства, высокие цены на сырье и материалы; монополия государства, госпредприятий, громоздкая отчетность;

-         трудности с арендой; разрыв экономических связей, недостаток производственных площадей, проблемы собственности; кадровые проблемы;

-         недоверие к власти со стороны предпринимательских кругов;

-         отрицательное отношение к предпринимателям [13, c.17].

Только перечисление проблем, с которыми сталкиваются отечественные предприниматели в сфере бизнеса, свидетельствует, что пока не сформированы достаточно благоприятные условия, необходимые для развития предпринимательства вообще. Все это приводит к торможению развития предпринимательства, несмотря на усиление внимания в последнее время к этой проблеме со стороны государства. Кроме этого, сложившаяся экономическая ситуация с падением производства после прихода к власти в 2005 г. «оранжевой» правительственной команды, негативно воздействует на  предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие предприятия на грань банкротства. И в их числе в первую очередь оказываются предприятия, функционирующие в сфере производства товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы и др., стоимость которых постоянно растет. Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере  бизнеса. Сложившиеся экономические условия подрывают реальные стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой.

Однако не все так плохо в сфере  предпринимательства, и оно имеет свои перспективы развития.         Особенно актуальна проблема внедрения на рынок  предприятий в свете последних изменений в экономике Украины. В условиях выхода из экономического кризиса появление большого числа фирм приведет к появлению новых рабочих мест,  предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, да и это принесет реальные деньги в бюджет не только центра, но и регионов, что особенно важно.

         Но все это станет возможным лишь после того, как государство действительно займется  бизнесом вплотную, а общество изменит свои взгляды на предпринимательскую деятельность в данной сфере в целом, и на самих предпринимателей, в частности.

Одним из наиболее важных направлений государственной поддержки  предпринимательства должно стать льготное кредитование. Бизнесу нужен приток средств. Крупным предприятиям - с именем, авторитетом, банк всегда пойдет навстречу. А малому, особенно начинающему, вряд ли на обычных условиях дадут кредит. Поэтому льготное кредитование и страхование субъектов  предпринимательства с компенсацией соответствующей разницы кредитным и страховым компаниям за счет средств фондов поддержки  предпринимательства является одной из насущнейших задач государственного регулирования и поддержки.

Кроме льготной кредитной политики следует применять и льготное налогообложение. Законами Украины должны устанавливаться льготы по налогообложению субъектов предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций.

Большую роль в государственной поддержке  бизнеса должны сыграть фонды, государственные и муниципальные, основными направлениями деятельности которых, является:

-         содействие в формировании рыночных отношений путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации целевых программ, проектов, мероприятий в области  предпринимательства;

-         участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе проектов в области предпринимательства, развитие конкуренции, насыщения товарного рынка, создания новых рабочих мест;

-         участие в форсировании работ по созданию инфраструктуры рынка;

-         поддержка инновационной деятельности предпринимательских структур, стимулирование разработки и производства принципиально новых видов продукции, содействие в освоении новых технологий и изобретений;

содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций для реализации приоритетных направлений деятельности по созданию конкурентной среды и развитию  предпринимательства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         В заключение проделанной работы следует еще раз отметить важность и актуальность предпринимательства в экономике любой страны, в том числе, и Украины. Динамизм, развитие и диверсификация форм бизнеса дают основания предполагать, что в обозримом будущем этот сектор хозяйствования в странах с развитой экономикой будет и дальше развиваться.

Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время и Украина, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий  бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в стране. Тем более что имеющий глубокие корни в экономической истории Украины малый и средний бизнес не используется в полной мере, как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом. Следовательно, лучшим выходом из создавшейся в Украине кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий.

Несомненна перспективность сектора бизнеса в современной экономике, и большой интерес к нему не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисных мер, но и как долговременное направление структурной политики, обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов в украинском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долговременного перехода. Ибо, именно предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области бизнеса, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всеукраинского рынка.

Однако все это возможно лишь после устранения ряда причин, ведущих к торможению развития предпринимательства.

Налоговая система и налоговая политика в Украине являются тормозом развития бизнеса на всех стадиях жизненного цикла субъектов предпринимательства. Несмотря на то, что в стране действует система государственной поддержки субъектов предпринимательства, из государственного и местных бюджетов средств на эти цели выделяется крайне мало финансовых средств. Работа созданной инфраструктуры для поддержки бизнеса остается только на бумаге.

Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов предпринимательства тоже не может решить проблему экономического стимулирования  предпринимательства, так как сама система требует изменений.

         Законодательная база по налогообложению, учету и отчетности должна быть построена таким образом, чтобы не вынуждать предприятия в массовом порядке идти на нарушение закона. В этом случае применяемые репрессивные санкции будут на порядок более оправданы и эффективны.

Таким образом, можно сказать, что предпринимательство развивается не благодаря, а «вопреки» заботам государства, ведь предпринимательство вносит весомый вклад в формирование ВВП и доходной части бюджетов всех уровней, в решении таких проблем, как занятость, ускорение НТП, становления так необходимого в Украине «среднего» класса.

         Кардинальное изменение ситуации к лучшему возможно лишь при последовательном снижении уровня налогообложения, усиление контрольных функций государства с параллельным обеспечением правоохранительным органам достаточных гарантий безопасности ведения бизнеса. Увеличение числа добросовестных налогоплательщиков выведет из тени значительные финансовые потоки, что в конечном итоге увеличит налоговые поступления от субъектов предпринимательства.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Видягин В.И. Экономическая теория (политэкономия): учебник для ВУЗов. – М., 2000. – 546 с.

2.     Киселев А.П. Теория и практика современного бизнеса. - К.: Либра.

3.     Курс предпринимательства: Учебник для вузов. – В.Я. Горфиндель, В.А.

4.     Курс экономической теории: общие основы экономической теории. Микро экономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие/Руководитель авторского коллектива и научный редактор профессор А.В.Свиридович - М.: МГУ им. М.В.Ломоносова. Издательство ДИС, 1997.-736с.

5.     Лапуста М.Г. Предпринимательство: Учебное пособие. – М.:ИНФА-М, 2002.

6.     Основы экономической теории: Учебник/С.В. Мочерный, В.К.Симоненко; под общей редакцией С.В.Мочерного-К.: О-во «Знания», КОО,2000.

7.     Основи эк. Теорii : Пiдручник суспiльне виробництво/ред. Ю.В. Нiколенко-К.: Либiдь

8.     Основы экон. Теории/под ред.доктора экономических наук профес. С.В. Мочерного Киев-Академия,2003.

9.     Полiт экономiя / пiдр. Для студентiв вузiв Т.I.Башнянин, П.Ю. Лазур. Iльга 2000

10.                       Предпринимательство / Под ред. А.М. Горфинкеля – М.: Банки и биржи ЮНИТИ, 1999.

11.                       Романов М.В. Фінансова підтримка підприємництва. // Фінанси України. -№9, 2003. – С. 32-35.

12.                  Справочник директора предприятия / Под ред. М.Г. Лапусты, -М.: ИНФРА-М, 1998.

13.                  Экономика Украины №2 1998.

14.                  Экономика, менеджмент, предпринимательство- Сборник научных работ №3/2000. издательство СНУ Луганск 2000.