Римское государство в период республики. Органы государственного управления

Министерство образования Российской Федерации

Челябинский государственный университет

              

           Кафедра Истории государства и права зарубежных стран

                                      Контрольная работа

Римское государство в период республики

    Органы государственного управления

                                                  Выполнил

                                                                           Студент группы ЮЗ-101

                                                  Колодяжный П. С.

                                                                   Проверил

                                                                   Харланов В. Л.

                                     

                                      

                                         Челябинск                                                                                                  

                                  2003

Содержание

      Введение…………………………………………………………...1

1.1.    Республиканский Рим………………………………………..5

1.2.    Общественные отношения……………………………….....5

1.3.    Государственный строй. Органы гос. управления………10

1.4.    Государственные должности и замещения………………13

1.5.    Падение республики и переход к империи……………….16

 Заключение………………………………………………………...20

      Литература…………………………………………………………..21

                                                    

        

 

             

                                 

Введение

Изучение истории римского общества - прослеживание основных закономерностей его правового, социального, политического и культурного развития и выявление специфических, присущих только древнему Риму черт -  имеет особый интерес. Ведущие проблемы курса  истории государства ,  получили наиболее четкое оформление и завершенность в римское время. Если ранней республике были свойственны первоначальные формы рабства, то для периода поздней республики, гражданских войн, историческим содержанием которых был переход от системы античного демократического полиса к тоталитарному  инвелирующему режиму, характерно значительное увеличении численности рабов, проникновение рабского труда в различные сферы  экономической жизни государства.

В письмах Цицерона  раскрывается  подоплека политической борьбы. Политические должности достигаются с помощью подкупов, широких обещаний, раздаваемых различным слоям населения, вплоть до самых низших.

Расцвет классических рабовладельческих отношений продолжался в начале ранней Римской республики. В последние века ее существования наблюдалось разложение рабовладельческого строя. Рабство стало тормозом дальнейшего развития. К концу III в  до н.э.  после образования сильнейшей Римской средиземноморской рабовладельческой державы , сложилось римское общество, отличавшееся большим многообразием и многозначностью классово-сословной структуры. Основные общественные классы  не были  едины и монолитны. Например , класс рабовладельцев распадался на два сословия : сенаторы и всадничество. Класс рабов также делился на отдельные группы: рабы, занятые в сельском хозяйстве, в ремесле, рабы - “служащие” государственного аппарата и др. Следует отметить, что понятия “класс” и “сословие” не всегда совпадали. В римском обществе , разделенном на враждующие классы и сословия, классовые и социальные противоречия достигали такой остроты, которая не наблюдалась ранее. Они  привели в конце II в до е.э. к мощному подъему аграрного движения. (гракханское движение), в котором приняло участие разорившееся римское крестьянство, а в начале I в до н.э. в годы Союзнической войны, крестьянство всей Италии. Во II в до н.э.  произошли восстания рабов в Сицилии и в I в до н.э. грандиозное восстание рабов под руководством Спартака в Италии.

Римское    право всегда будет являться предметом для изучения .  Все правовое развитие Западной Европы идет под знаком римского права вплоть до настоящего времени: лишь со времени вступления в действие нового общегерманского гражданского уложения — лишь с 1 января 1900 г. исчезло формальное действие Юстиниановского Свода в тех частях Германии, в которых оно еще сохранялось. Но материальное действие его не исчезло и теперь: все самое ценное из него перелито в параграфы и статьи современных кодексов и действует под именем этих последних.Римское право определило не только практику, но и теорию. Непрерывное многовековое изучение римского права, в особенности остатков римской юридической литературы, формировало юридическое мышление Западной Европы и создавало сильный класс юристов, руководителей и деятельных помощников во всякой законодательной работе. Объединяя Европу на практике, римское право объединяло теоретические изыскания и в юрипурденции . Явившись базисом, на котором веками формировалась юридическая мысль, оно изучается и теперь, как теория гражданского права, как правовая система, в которой основные юридические институты и понятия нашли себе наиболее чистое от всяких случайных и национальных окрасок выражение. Недаром в прежнее время оно считалось за самый писаный разум, за ratio scripta.

Римское право складывалось в обстановке острой социальной борьбы, в которой приходилось от многого отказываться, сохраняя самое лучшее. Это и сформировало такие его черты, как строгость, жесткость правовой регламентации, рационализм и житейскую мудрость. Подобные качества предопределили становление строгой юридической системы, связанной широкими принципами, объединяющими правовые нормы .Если рассматривать период Республики в свете юриспруденции, то основным законом, который был издан в данный отрезок времени являются Законы XII таблиц . В течении многих веков они считались в Риме главным источником права, публичного и частного .

Содержание 12 таблиц:

Гражданское судопроизводство.

1  О вызове в суд

2  О суде.

3  Об исполнении судебных решений и о взыскании долга с должника.

О семейном праве.

4  О семейном праве.

5  Наследственное право – иерархия наследования.

6  О праве собственности и владения.

7  О тех законах и ограничениях которым подвергаются владельцы недвижимости

Публично-правовые.

8  О преступлениях уголовных.

9  О структуре власти.

10        Религиозное право

Поздние изменения

11        Поздние изменения в частном праве.

12        Поздние изменения в публичном праве.

  Гражданским   центром   республиканского    Рима    был   Форум,  где       римляне        занимались        важной       политической      и    общественной    деятельностью,    а   также   торговлей,  посещали   храмы.  Здесь    под    открытым    небом    созывались    народные   собрания,   на    которых     решали    принципиальные   вопросы  и  слушали выступления  ведущих политиков.   Беседы,   заключение   сделок и  судебные  заседания  устраивались   в   храмах   Порция   и      Эмилия,    имевших      вытянутую    форму,   с    деревянными   крышами   и   боковыми   приделами.   Оба    здания     освещались    через    окна    верхнего    яруса.    На Форуме   находились    также    издавна     почитаемые   храмы     Весты,   богини - хранительницы домашнего очага и семьи, и   Диоскуров, божественных близнецов, спасших Рим во время войны.

                            

Республиканский Рим

Общественные отношения

В 509 году до н.э. в Риме после изгна­ния последнего (седьмого) рекса Тарквиния Гордого установился республиканский строй. Период республики - период интенсив­ного восходящего развития производства, приведшего к значитель­ным социальным сдвигам, нашедшим отражение в изменении пра­вового положения отдельных групп населения. Значительную роль в этом процессе сыграли и успешные завоевательные войны, неук­лонно расширявшие границы Римского государства, превращав­шие его в могущественную мировую державу.

Основным социальным делением в Риме стало деление на сво­бодных и рабов. Единство свободных граждан Рима (квиритов) не­которое время поддерживалось существованием их коллективной собственности на землю и рабов, принадлежавших государству. Однако со временем коллективная собственность на землю стано­вилась фиктивной, общественный земельный фонд переходил к отдельным собственникам, пока, наконец, аграрный закон 3 года до н.э. не ликвидировал его, окончательно утвердив частную собствен­ность.

Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы: имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, тор­говцев) и мелких производителей (земледельцев и ремесленни­ков), составлявших большинство общества. К последним примыка­ла городская беднота - люмпен-пролетарии. В силу того, что раб­ство поначалу имело патриархальный характер, борьба между крупными рабовладельцами и мелкими производителями, кото­рые чаще всего сами обрабатывали землю и работали в мастер­ских, долгое время составляла основное содержание истории Рим­ской республики. Только со временем противоречие между раба­ми и рабовладельцами выступает на первый план.

Правовое положение личности в Риме характеризовалось тремя статусами - свободы, гражданства и семьи. Только лицо, обладав­шее всеми этими статусами, имело полную правоспособность. В публичном праве она означала право участвовать в народном соб­рании и занимать государственные должности. В частном праве она давала право вступать в римский брак и участвовать в иму­щественных правоотношениях.

Рабы в период республики превращаются в основной угне­тенный и эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был военный плен. Так, после разгрома Карфагена в рабство было обращено 55 000 человек, а всего во II-I вв. до н.э. - более полу­миллиона (число римских граждан, имевших имущественный ценз, в это время не достигало 400 000). Большое значение как источник рабства имела широко развившаяся работорговля - покупка ра­бов за границей. В силу тяжелого положения рабов меньшее зна­чение имело их естественное воспроизводство. Можно отметить и то обстоятельство, что несмотря на отмену Законом Петелия дол­говой кабалы, фактически она, правда в ограниченных размерах, продолжала существовать. К концу периода республики получает распространение и самопродажа в рабство.

Рабы были государственные и частновладельческие. Первыми становилась большая часть военнопленных. Они эксплуатирова­лись в рудниках и государственных мастерских. Положение част­новладельческих рабов непрерывно ухудшалось. Если в начале римской истории, в период патриархального рабства, они входили в состав семей римских граждан и, целиком подчиняясь домовладыке, все же пользовались некоторой защитой сакрального (свя­щенного, основанного на религиозных верованиях) права, то в пе­риод расцвета республики эксплуатация труда рабов резко интен­сифицировалась. Античное рабство становится такой же основой римской экономики, как и труд мелких свободных производителей. Особенно тяжелым было положение рабов в крупных рабовла­дельческих латифундиях. Положение рабов, занятых в городских ремесленных мастерских и домашнем хозяйстве, было несколько лучше. Значительно лучше было положение талантливых работ­ников, учителей, актеров, скульпторов из числа рабов, многим из которых удавалось получить свободу и стать вольноотпущенниками.

Независимо от того, какое место занимал раб в производстве, он являлся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его имущества. Власть хозяина над рабом была практически неограниченной. Все произведенное рабом поступало хозяину: "что приобретается через посредство раба - приобретается для госпо­дина". Хозяин же выделял рабу то, что считал необходимым для поддержания его существования и работоспособности.

Рабовладельческие отношения определяли общую незаинте­ресованность рабов в результатах своего труда, что в свою оче­редь заставляло рабовладельцев искать более эффективные фор­мы эксплуатации. Такой формой стал пекулий - часть имущест­ва хозяина (земельный участок, ремесленная мастерская и др.), ко­торую он предоставлял рабу для самостоятельного ведения хозяй­ства и получения части дохода от него. Пекулий позволял хозяину более эффективно использовать свое имущество для получения дохода и заинтересовывал раба в результатах своего труда. Дру­гой формой, зародившейся в период республики, был колонат. Ко­лоны были не рабами, а арендаторами земли, попадавшими в эко­номическую зависимость от землевладельцев и в конечном счете прикреплявшимися к земле. Ими становились обедневшие свобод­ные, вольноотпущенники и рабы. У колонов было личное имущест­во, они могли заключать договоры и вступать в брак. Со временем положение колона становится наследственным. Однако в рассмат­риваемый период колонат, как и пекулий, еще не получил боль­шого распространения.

По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов). Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане. Поми­мо них к гражданам относились вольноотпущенники, но они оста­вались клиентами бывших хозяев и были ограничены в правах.

По мере развития имущественной дифференциации возрас­тает роль богатства в определении положения римского гражда­нина. В среде рабовладельцев в конце III-II в. до н.э. возникают привилегированные сословия нобилей и всадников.

В высшее сословие (нобили) входили самые знатные патрици­анские и богатые плебейские роды. Экономической базой нобилей было крупное землевладение и громадные денежные средства. Толь­ко они стали пополнять сенат и избираться на высшие государст­венные должности. Нобилитет превращается в замкнутое сосло­вие, доступ в которое новому человеку был практически невозмо­жен и которое ревниво охраняло свои привилегии. Только в ред­ких случаях люди, не принадлежавшие к нобилитету по рожде­нию, становились высшими должностными лицами.

Второе сословие (всадники) образовалось из торгово-финансовой знати и землевладельцев средней руки. В I в. до н.э. развивает­ся процесс слияния нобилей с верхушкой всадников, получивших доступ в сенат и на важные судебные должности. Между отдель­ными их представителями возникают родственные отношения.

По мере расширения пределов Римского государства число свободных пополнялось за счет жителей Апеннинского полуостро­ва (полностью завоеванного к середине III в. до н.э.) и других стран. Они отличались от римских граждан по своему правовому поло­жению. Жители Италии, не входившие в римскую общину (латины), вначале не пользовались всеми правами римских граждан. Они делились на две группы - древние латины и латины колоний. За первыми признавались имущественные права, право высту­пать в суде и вступать в брак с римскими гражданами. Но они были лишены права участвовать в народных собраниях. Латины, жители колоний, основанных Римом в Италии, и некоторых ее городов и областей, заключивших с Римом договоры о союзе, поль­зовались теми же правами, что и древние латины, за исключением права вступать в брак с римскими гражданами. В дальнейшем в результате союзнических войн (I в. до н.э.) всем латинам были пре­доставлены права римских граждан.

Второй категорией свободных, не имевших прав римских гра­ждан, были перегрины. К ним относились свободные жители про­винций - стран, находящихся вне Италии и завоеванных Римом. Они должны были нести налоговые повинности. К перегринам от­носились также свободные жители иностранных государств. Пере­грины не имели прав латинов, но получили имущественную пра­воспособность. Для защиты своих прав они должны были избирать себе покровителей - патронов, в отношении которых находились в положении,  мало  отличавшемся  от  положения  клиентов.

         Военная     организация    Рима    сыграла    очень     большую  роль    в    его   истории.    Уже    само      создание      центуриатных собраний,    состоявших    из    вооруженных      воинов,     означало   признание     роли   во­енной     силы   в   возникшем     государстве.   Громадное   расширение   его   пределов,   достигнутое   вооружен.  путем,  свидетельствовало  как   о  роли  армии,  так   и  о росте  ее   политического     значения.      Да    и    сама    судьба     республики   оказалась  во многом    в руках     армии.  Первоначальная военная  организация  Рима  была проста. По­стоянной армии не   было.  Все    граждане    с    18   до    60   лет,     обладавшие      имущественным    цензом,    были     обязаны      участвовать  в  военных     дей­ствиях    (  причем   клиенты    могли     выполнять     военные    обязанности   вместо    патронов ).   Воины   в   поход   должны   были являтьсясо своим      оружием,     соответствовавшим     их      имущественному     цензу,   и     продо­вольствием.     Как    отмечалось     выше,        каждый     разряд     имущих      граж­дан  выставлял   определенное число    центурий,    объединявшихся    в    легионы.  Командование  армией   сенат      вручал    одному     из    консулов,      который мог     передать   командование    претору.  Во    главе    легионов   стояли  военные трибуны, центуриями  командовали  центурионы,   отряды     конницы    ( декурии )     возглавлялись      декурионами.   В   случае   если      военные      действия      продолжались       больше      года,  консул   или  претор  сохранял  свое  право командовать армией.

         Длительность    и     частота     войн     превращает   армию   в  постоян­ную       организацию.     Они     же      вызвали       растущее   недовольство    основного   контингента   воинов   —  крестьянства, отвлекаемого  от  своих  хо­зяйств,  приходящих     из - за    этого    в    упадок.   Назрела     необходимость    реорганизации     армии. Она  была  проведена  Марием  в  107  году  до  н.э.   Военная  реформа  Мария,    сохранив     воинскую    повинность     рим­ских     граждан,    допустила    набор    добровольцев,     получавших воору­жжение   и   жалованье     от     государства.   Кроме    того,   легионерам   пола­галась  часть  военной   добычи,  а  с  I  в.  до  н. э.  ветераны могли  полу­чать    земли    в    Африке,     Галлии    и     в  Италии  (за  счет  конфискованных  и свободных земель).        Реформа  существенно  изменила     социальный   состав    армии —   большую    ее    часть  теперь  составляли     выходцы   из малоимущих и неимущих слоев населения,    чье    недовольство    соб­ственным     положением    и    существующими                порядками             нарастало.          Армия профессионализировалась,     прератилась       в      постоянную    и становилась   самостоятельной   деклассирован  ной  политической     си­лой,    а     полководец ,     от       успехов      которого      зависило    благосостояние    легионеров , - крупной    политической   фигурой .

       Первые последствия сказались скоро. Уже в 88 году до н.э. при   Сулле   армия    впервые   в    римской    истории выступила против     существующей     власти    и    свергла    ее.    Впервые        римская    армии    во­шла    в     Рим,    хотя   по   древней   традиции ношение  оружия   и  появле­ние войска в городе запрещалось.

Государственный строй.Органы государственного управления.

В период республики организация власти была достаточно проста и некоторое время отвечала усло­виям, какие были в Риме ко времени возникновения государства. На протяжении последующих пяти веков существования респуб­лики размеры государства значительно увеличились. Но это почти не отразилось на структуре высших органов государства, по-преж­нему находившихся в Риме и осуществлявших централизованное управление громадными территориями. Естественно, что такое по­ложение снижало эффективность управления и стало со временем одной из причин падения республиканского строя.

В отличие от рабовладельческой демократии в Афинах, в Рим­ской республике сочетались аристократические и демократиче­ские черты, при существенном преобладании первых, обеспечи­вавших привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев. Это отразилось в полномочиях и взаимоотношениях высших государственных органов. Ими являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Хотя народные собрания счита­лись органами власти римского народа и были олицетворением свойственной полису демократии, не они преимущественно управ­ляли государством. Это делали сенат и магистраты - органы ре­альной власти нобилитета.

В Римской республике существовали три вида народных со­браний - центуриатные, трибутные и куриатные.

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивав­шие благодаря своей структуре и порядку принятие решений пре­обладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. Правда, их структура с середины III в. до н.э. с расширением Пре­делов государства и увеличением числа свободных изменилась не в их пользу: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал вы­ставлять равное количество центурий - по 70, а общее число центурий было доведено до 373. Но преобладание аристократии и богатства все же сохранилось, так как в центуриях высших разря­дов было гораздо меньше граждан, чем в центуриях низших разря­дов, а неимущие пролетарии, чья численность значительно возрос­ла, по-прежнему составляли только одну центурию.

В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консу­лов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

Второй вид народных собраний представляли трибутные со­брания, которые в зависимости от состава жителей триб, участво­вавших в них, делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Поначалу их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматрива­ли жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Плебейские собра­ния, кроме того, избирали плебейского трибуна, а с III в. до н.э. они получили и право принятия законов, что привело к росту их зна­чения в политической жизни Рима. Но вместе с тем в результате увеличения к этому времени числа сельских триб до 31 (с сохра­нившимися 4 городскими трибами всего стало 35 триб) жителям отдаленных триб стало затруднительно являться в собрания, что позволило богатым римлянам усилить свои позиции в этих собра­ниях.

Куриатные собрания после реформ Сервия Туллия потеряли былое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и в конце концов были заменены собранием тридцати представителей курии - ликторов.

Народные собрания в Риме созывались по усмотрению выс­ших должностных лиц, которые могли и прервать собрание, и пе­ренести его на другой день. Они же председательствовали в собра­нии и объявляли вопросы, подлежащие решению. Участники со­брания не могли изменять внесенные предложения. Голосование по ним было открытым и только в конце республиканского периода было введено тайное голосование (участникам собрания раздавались специальные таблицы для голосования). Важную, чаще всего определяющую роль играло то обстоятельство, что решения центуриатного собрания о принятии законов и избрании должностных лиц в первый век существования республики подлежали утвер­ждению сенатом, но и затем, когда в III в. до н.э. это правило было отменено, сенат получил право предварительного рассмотрения вопросов, выносимых в собрание, что позволяло ему фактически направлять деятельность собрания.

Важную роль в государственном механизме Римской респуб­лики играл сенат. Сенаторы (вначале их было 300, по числу патри­цианских родов, а в I в. до н.э. число сенаторов было увеличено сначала до 600, а затем до 900) не избирались. Специальные долж­ностные лица - цензоры, распределявшие граждан по центуриям и трибам, раз в пять лет составляли списки сенаторов из предста­вителей знатных и богатых семей, уже занимавших, как правило, высшие государственные должности. Это делало сенат органом вер­хушки рабовладельцев, фактически независимым от воли боль­шинства свободных граждан.

Формально сенат был совещательным органом, и его поста­новления назывались сенатус-консульты. Но компетенция сената была обширной. Он, как указывалось, контролировал законодатель­ную деятельность центуриатных (а затем и плебейских) собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассмат­ривая (и отвергая) законопроекты. Точно таким же образом кон­тролировалось избрание народными собраниями должностных лиц (вначале утверждением избранных, а впоследствии - кандидатур). Большую роль играло то обстоятельство, что в распоряжении се­ната находилась казна государства. Он устанавливал налоги и оп­ределял необходимые финансовые расходы. К компетенции сената относились постановления по общественной безопасности, благоус­тройству и религиозному культу. Важное значение имели внешне­политические полномочия сената. Если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе ут­верждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями. Наконец, в чрезвычайных обстоятельствах (опасная война, мощное восстание рабов и т.п.) сенат мог принять решение об установлении диктатуры.

Государственные должности и замещения

Магистратурами в Риме именовались государственные долж­ности. Как и в Древних Афинах, в Риме сложились определенные принципы замещения магистратур. Такими принципами были вы­борность, срочность, коллегиальность, безвозмездность и ответст­венность.

Все магистраты (кроме диктатора) избирались центуриатными или трибутными собраниями на один год. Это правило не рас­пространялось на диктаторов, срок полномочий которых не мог превышать шести месяцев. Кроме того, полномочия консула, ко­мандовавшего армией, в случае незакончившейся военной кампа­нии могли быть продлены сенатом. Как и в Афинах, все магистра­туры были коллегиальными - на одну должность избиралось несколько человек (диктатор назначался один). Но специфика кол­легиальности в Риме заключалась в том, что каждый магистрат имел право самостоятельно принимать решение. Это решение мог­ло быть отменено его коллегой (право интерцессии). Вознагражде­ния магистраты не получали, что, естественно, закрывало путь к магистратурам (а затем и в сенат) малоимущим и неимущим. В то же время магистратуры, особенно в конце республиканского пе­риода, стали источником значительных доходов. Магистраты (за исключением диктатора, цензора и плебейского трибуна) по исте­чении срока их полномочий могли быть привлечены к ответствен­ности народным собранием, избравшим их.

Необходимо отметить и еще одно существенное отличие рим­ской магистратуры - иерархию должностей (право вышестоящего магистрата отменить решение нижестоящего).

Власть магистратов подразделялась на высшую (imperium) и общую (potestas). В imperium включались высшая военная власть и право заключать перемирие, право созывать сенат и народные собрания и председательствовать в них, право издавать приказы и принуждать к их исполнению, право суда и назначения наказания. Эта власть принадлежала диктатору, консулам и преторам. Дик­татор имел "высочайший империум" (summum imperium), вклю­чавший право приговаривать к смертной казни, не подлежащее обжалованию. Консулу принадлежал большой империум (majus imperium) - право выносить смертный приговор, который мог быть обжалован в центуриатном собрании, если он был вынесен в городе Риме, и не подлежал обжалованию, если был вынесен за пределами города. У претора был ограниченный империум (impe­rium minus) - без права приговаривать к смертной казни.

Власть potestas принадлежала всем магистратам и включала в себя право отдавать распоряжения и налагать штрафы за их невыполнение.

Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстра­ординарные, (чрезвычайные). К ординарным магистратурам отно­сились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.

Консулы (в Риме избирались два консула) были высшими ма­гистратами и возглавляли всю систему магистратур. Особенно су­щественными были военные полномочия консулов: набор в армию и командование ею, назначение военачальников, право заключать перемирие и распоряжаться военной добычей. Преторы появились в середине IV в. до н.э. в качестве помощников консулов. В силу того, что последние, командуя армиями, часто отсутствовали в Риме, к преторам перешло управление городом и, что особенно важно, руководство судопроизводством, позволявшее в силу имевшегося у них империума издавать общеобязательные постановления и тем самым создавать новые нормы права. Вначале избирался один пре­тор, затем два, один из которых рассматривал дела римских граж­дан (городской претор), а другой - дела с участием иностранцев (претор перегринов). Постепенно число преторов увеличилось до восьми.

Два цензора избирались раз в пять лет для составления спи­сков римских граждан, распределения их по трибам и разрядам и для составления списка сенаторов. Кроме того, к их компетенции относилось наблюдение за нравственностью и издание соответст­вующих эдиктов. Квесторы, бывшие сначала помощниками консу­лов без специальной компетенции, со временем стали ведать (под контролем сената) финансовыми расходами и расследованием не­которых уголовных дел. Число их, соответственно, росло и к концу республики достигло двадцати. Эдилы (их было два) наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организо­вывали празднества и зрелища.

Коллегии "двадцати шести мужей" состояли из двадцати шести человек, входивших в пять коллегий, ведавших надзором за тюрь­мами, чеканкой монеты, очисткой дорог и некоторыми судебными делами.

Особое место среди магистров занимали плебейские трибуны. Их право veto играло большую роль в период завершения борьбы плебеев за равноправие. Затем, по мере увеличения роли сената, активность плебейских трибунов пошла на убыль, а попытка Гая Гракха во II в. до н.э. усилить ее окончилась крахом.

Экстраординарные магистратуры создавались только в чрез­вычайных, грозящих особой опасностью Римскому государству об­стоятельствах - тяжелая война, большое восстание рабов, серьез­ные внутренние беспорядки. Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Право veto плебейского три­буна на него не действовало, распоряжения диктатора не подлежа­ли обжалованию, и за свои действия он не нес ответственности. Правда, в первые века существования республики диктатуры вво­дились не только в чрезвычайных обстоятельствах, а для решения конкретных задач и полномочия диктатора ограничивались рамка­ми этой задачи. За ее пределами действовали ординарные магист­ратуры. В период расцвета республики к диктатуре почти не  при­бегали.

Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Вместе с тем в период кризиса республики это правило было нарушено и появились даже пожизненные диктатуры (диктатура Суллы "для издания законов и устройства государства").

К экстраординарным магистратурам могут быть отнесены и комиссии децемвиров, образованные в период одного из подъемов борьбы плебеев за свои права для подготовки Законов XII таблиц, созданных в 450-451 гг. до н.э.

      Падение республики и переход к империи

Во II—I вв. до н.э. развитие   рабовладельческого  общества     в   Риме      приводит     к     обострению     всех     его      классовых    и социальных  противоречий. Успешная   завоевательная    политика ,пре­вратившая     Средиземное      море     во     внутреннее     море  Римского    госу­дарства,  подчинившая   ему почти    всю  Западную Европу   до   Рейна,   поставила   перед   Римом    новые    сложные военные   и   политические    проблемы     подавления завоеванных  народов,  обеспечения   управле­ния   ими.                                                    В этих условиях    становится   все   более   очевидным , что старое политическое устройство уже бессильно справиться  с  возникшими  и обострившимися противоречиями.

   При   завоевании   Италии  в  V—IV вв. до н.э.  Рим  стремился прежде всего   к   конфискации   земель,  так    как   рост населения тре­бовал   расширения    земельных  владений. Рабство   приобре­тает  "классический",   античный    характер.   Значительная   масса   ра­бов   эксплуатируется   в    государственыных  и крупных частных      земле­владельческих латифундиях с крайне  тяжелыми   условиями   труда  и   существования  и  жестоким террористическим  режимом. Естест­венный    протест    рабов   выливается   в   ряд   все    более   широких  и мощ­ных восстаний.

Параллельно с восстаниями рабов и  вслед  за  ними  вспыхива­ют    гражданские  и  союзнические    войны, вызванные борьбой  за  власть       между      группировками       господствующего      класса, противоречиями  между    низкими  производителями и   возросшей     (  до  300 000 )     массой      люмпен  -  пролетариев,     получавших     незначительную       мате­риальную       помощь  государства.    Рост числа люмпенов становится  убедительным свидетельством общей деградации свободных.

Экономическое    и политическое    засилье      нобилей вызвало  во   II в.    До     н.э.    широкое      движение     протеста   неимущего населения, возглавляемое братьями  Тиберием  и Гаем   Гракхами.   Гракхи    стреми­лись    ограничить  крупное  землевладение    знати   и  за  счет   этого со­здать земельный фонд для  наделения  землей   мелких землевла­дельцев, а  также ослабить власть  оплота    знати  —  сената   и   восста­новить  потерявшую  былое  значение  власть народного  соб -рания  и  народного трибуна.

    Получив   должность   трибуна,   Тиберий   Гракх, опираясь на на­родное движение,  сумел,  несмотря  на   сопротивление  сената,    про­вести  в  133  году  до н. э.  через народное собрание  Аграрный  закон. Закон ограничил максимальный размер земли    получаемый    от     го­сударства.   За    счет    изымаемых   излишков    создавался земельный    фонд,  распределяемый между   безземельными   или малоземельными      гра­жданами.     Получаемые      ими      участки   становились неотчуждаемыми, что должно    было    предотвратить       обезземеливание  крестьянства.  Несмотря    на  то,   что   Тиберий  Гракх  в  том  же  году был  убит,  его  земельная   реформа начала   осуществляться,  и   несколько   десятков   тысяч граждан получили землю.

Реформаторскую     деятельность    Тиберия      продолжил    его    брат  Гай  Гракх,    избранный     трибуном.  Им    были    проведены    законы, ослаблявшие    политическое     влияние  знати, - введение тайного    голосования   в   народном   собрании, право    народного    трибуна     избираться     на      следующий      срок.     Осуществляя   аграрную   реформу  своего   брата,  Гай вместе   с   тем   в   123 — 122  гг.  до  н. э. провел  законы  о  создании в провинциях  колоний   римских     граждан   с   наделением    их    землей    и  о     продаже  зерна  из  государственных складов  гражданам   по   очень  низким   ценам.    Последний     закон   ограничил  важное     право     сената —  распоряжаться     государственными       расходами,    так      как    финансиро­вание    продажи     зерна      переходило   к    народному  собранию,   роль   ко­торого значительно возросла.

    Гай   провел  и  военную  реформу.  Было  ограничено    число   обязательных      для      римских       граждан    военных     походов,  отменялась     во­енная    обязанность    для     граждан,   достигших    46-летнего     возраста,    воины     стали     получать   жалованье  и вооружение    от    государства    и   могли    обжаловать приговор о смертной казни в народное собрание.

   Наряду  с  этими  мероприятиями  в  интересах   низших слоев римских граждан  Гай  Гракх  провел  и  мероприятия  в   интересах   всадников.  В  их  пользу   был  изменен   порядок откупа налогов  с провинций.

Наконец,  поскольку  Гай  Гракх  был  трибуном,  возросла  роль   этой     магистратуры,    оттеснившей    на     второй     план     даже консулов. Однако, удовлетворив интересы  большинст-ва   римских граждан,  Гай потерял их поддержку   в    попытке    распространить  права    римского    гражданства    на   свободных  жителей Италии. Сенатской  аристокра­тии  удалось   провалить  этот  непопулярный   среди    римских   граж­дан    законопроект, популярность Гая упала,   он был  вынужден  сло­жить  с  себя  полномочия  трибуна   и   в 122 году до н.э. был убит.

    Провал   законопроекта   о   предоставлении    прав    римских  граж­дан  свободным   жителям Италии,  считавшимся   союзниками    Рима,  вызвал   крайнее   недовольство    союзников ,   вылившееся в I в. До н.э. в  союзнические   войны,   существенно   осложнившие   положение   Рима    в   условиях    массовых   восстаний   рабов    и    длившихся    десятилетиями  завоевательных   войн  в провинциях.

В  результате   Союзнической   войны 91—88 гг. до н.э.  жителям   Италии   удалось   уравняться   в  правах с римскими   гражданами.  Но   это    не    ослабил    политическое     напряжение     в  Риме —   обострились    противоречия      между      возникшими     в     среде    свободных     граждан    группировками     оптиматов,  опиравшихся  на сенат, и популяров, боров­шихся  против сенатской     олигархии.   И   те и  другие    использовали подкупаемых   люмпенов.     Борьба  между  ними  привела   в  I в. до н.э. к гражданским войнам.

   Крайнее     обострение     политической    ситуации    в     Риме,  вызван­ное      восстаниями       рабов,     недовольством        мелких   землевладельцев,   чьи     хозяйства     приходили     в   упадок,   не выдерживая      конкуренции      с     крупными      латифундиями     в  результате    участия     хозяев     в  бесконеч­ных  военных походах,  союзнических   и   гражданских   войнах,    потре­бовали     усиления   центральной     государственной   власти.    Все   более   очевидной становится неспособность      старых       политических  учреж­дений      справиться    с    осложнившейся     ситуацией.    Предпринимаются   попытки    приспособить   их    к   новым    историческим   условиям.   Наибо­лее  важная  из  них  была предпринята  в период  диктатуры Суллы (82—79 гг. до н.э.). Опираясь на верные ему легионы, Сулла заста­вил  сенат  назначить   его   диктатором    на  неопределенное   время.   Он  приказал    составить     проскрипции  -  списки     своих    противников,    которые    подлежали   смерти,    а    их    имущество  — конфискации.   Уве­личив   число   сенаторов,   упразднив   долж-ность    цензора,  он   попол­нил   сенат    своими    сторонниками   и расширил   его  компетенцию. Огра­ничена    была   власть  трибуна — его    предложения       должны    предва­рительно     обсуждаться  сенатом, —  а  также     и     компетенция     народ­ного   собрания — из  нее  были     изъяты     судебные    полномочия   и     кон­троль за финансами, возвращенный сенату.

     Установление  пожизненной  диктатуры выявило  стремление    нобилей и верхушки  всадников    выйти   из кризисной       ситуации       пу­тем     установления    сильной единоличной    власти.    Оно    же    показало,  что     попытки приспособить    старую   государственную   форму  к  но­вым  историческим  условиям   обречены   на   неудачу   (реформы     Сул­лы    был    и    отменены    Помпеем   и   Крассом).  После Союзнической   вой­ны  91 — 88  гг.   до н.э. жители    Италии  получили  права  римских  гра­ждан.    Если   до  нее этими правами   пользовались    около   400  000  человек,  то   теперь     их     число    возросло  до  двух  миллионов.  Включе­ние союзников   в   римские трибуны привело  к тому, что комиции перестали  быть      органами        римского        народа.      Их       законодательная         деятельность   приостанавливается,     право      избрания       должностных      лиц     утрачивается.   Успешные     завоевательные     войны  превратили    Рим    из  небольшого  государства - города   в   столицу  огромного  государст­ва,   к   управлению    которым    старая   государственная форма полиса была совершенно неприспособлена.                                                                                 Необходимость  выйти  из      острого      политического       кризиса,   неприспособленность      старой       государственной      формы     к   новым   историческим    условиям   и   переход   к  наемной    армии    были    основными  причинами падения полисно- республиканского   строя   в   Риме   и установления  военно  - диктаторского   режима.

        Через   короткий   промежуток  времени после диктатуры  Сул­лы   власть  захватывает   первый      триумвират   (Помпеи,  Красе,  Це­зарь).    После      него     устанавливается      диктатура  Цезаря,  получившего   в    45   году    до н. э.  титул   императора  (до   этого   дававшийся   иногда  как  награда  полководцу).  Затем  образуется  второй триумвират Анто­ний, Лепид,Октавиан с     неограниченными       полномочиями   "  для      уст­роения  государства".  После   распада   триумвирата и победы над Антонием  Октавиан  получает     звание     императора   и    пожизненные   права   народного  трибуна,  а  в 27 году   до  н .э. —  полномочия    на    управление    государством    и    почетное     наименование      Август ,     ранее      употреблявшееся     как   обращение   к  богам.  Эта  дата  и считается  началом  нового  периода  истории  Римского  государства  -  периода империи.

Заключение

В Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала дли­тельная борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества — патрициев и плебеев. В ре­зультате побед последних в нем утвердились демокра­тические порядки: равноправие всех свободных граж­дан, возможность каждого быть одновременно земле­владельцем и воином и др. Однако к концу II в. до н.э. в Римской империи обострились внутренние противоре­чия, повлекшие создание мощной государственной ма­шины и переход от республики к империи.

                                                                       

Литература

1.   История государства и права зарубежных стран. Часть1.Под ред. Проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М,1998.

2.   История государства и права зарубежных стран. Часть2.Под ред. Проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М,1998.

3.   Всеобщая история государства и права. Под. Ред. К.И. Батыра. – М.: «Былина»,1995.

4.   История древнего мира. Античность. М.: - «Владос», 2000.

5.   Сизиков М.И. «История государства и права». М.: - «Юридическая литература», 1997.

6.   Поляк Г.Б., Маркова А.Н. «Всемирная история». М.: - «ЮНИТИ»,1995.

7.   Черниловский З.М. «Всеобщая история государства и права», М.: - «Юристъ», 1996