Социологическое изучение социальной структуры общества

Российский Государственный Университет  Туризма и Сервиса

Экономический факультет

Кафедра социологии

Реферат

по социологии

на тему : Социологическое изучение социальной структуры общества

Работа выполнена:

студентом  1 курса

группы ФКД 07/2

Клюшкиной В. В.

Работа проверена:

Кузнецовой О. И.

Москва, 2008г.

Содержание

Введение

1.Понятие социальной структуры, ее виды и уровни

1.1Классы или страты?

2. Социальная структура общества

2.1Показатели и индикаторы

2.2Качественные и количественные характеристики

2.3Виды и элементы социальной структуры

2.4Люмпены и маргиналы

2.5Социальная мобильность

2.6«Социальные лифты»

2.7Социальная дифференциация

3.Тенденции в развитии социальных отношений

4. Изменения социальных отношений в нашем обществе

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Введение

Изучение социальной структуры общества в обществоведении в социологии, в частности, всегда занимало одно из главных направлений исследований. Это и понятно. Социальная структура общества — важнейший показатель состояния, степени зрелости  общественных отношений. С одной стороны, она как бы выступает (является) итогом экономического, политического и духовного развития общества. А с другой стороны, она есть не только пассивное  отражение всех сторон жизни общества. Социальная структура сама активно воздействует на экономическое, политическое и духовное развитие общества. Именно поэтому знания особенностей ее функционирования и развития, как свидетельствует  отечественный и мировой опыт, позволяет правильно судить о состоянии, этапах,  направлениях и темпах развития всего общества, воздействовать на социальные процессы в стране.

Социальная структура общества изучается многими общественными науками: историей, этнографией, политэкономией, социологией, и т. д. Естественно, каждая из них изучает ее под специфическим углом зрения, с учетом предмета своего исследования.

Понятие социальной структуры, ее виды и уровни

Социологическое изучение предусматривает определение социальной структуры, ее места и взаимосвязь с другими обще­ственными явлениями и процессами, ее роли в развитии обще­ства, ее устойчивости и изменчивости, закономерности ее раз­вития на разных этапах общества; определение объекта и пред­мета изучения; основания выделения ее элементов и их взаимо­связи; определение признаков и индикаторов изучения; выбор­ки, методов изучения; необходимость формулирования выводов и рекомендаций. Короче говоря, социологическое изучение социальной структуры обусловливает необходимость решения теоретико-методологических и процессуальных задач, предусмотренных программой социологического исследования с учетом разных её видов и уровней социологического знания.

Социальная структура общества представляет собой совокупность устойчивых и упорядоченных связей между объективно существующими общественными классами, социальными группами и общностями людей. Социальную структуру общества следует отличать от структуры общества как совокупности сфер общественной жизни: экономической, политической, духовной и социальной. В отличие от нее социальная структура общества отражает его дифференциацию на группы людей, в той или иной мере социально отличающихся друг от друга, и систему связей между ними. Исходя из такого понимания социальной структуры, можно определить объект и предмет ее социологического изучения. Объект — это система ее элементов (классов, групп, общностей), а предмет — взаимоотношения, связи социальных групп и других элементов, закономерности функционирования и развития  как социальной структуры в целом, так и отдельных ее элементов.

 Различают социальную структуру в широком и узком смысле. В первом случае она включает в себя социальные группы, слои и классы, коллективы, социально-этнические общности, профессиональные, демографические и другие общественные группы (молодежь, дети, мужчины и женщины, престарелые и т.д.). Отсюда подразделение социальной структуры на виды: классовую, национальную, демографическую, социально-профессиональную и др. В социальную структуру в узком смысле включают общественные классы, социальные группы и слои, т. е. группы людей, имеющих собственное социальное положение в обществе, занимающих особое место в системе общественного производства, играющих определенную, только им присущую роль в общественной организации труда. Другие группы (демографические, социально-этнические и др.), входящие в социальную структуру в широком смысле, различаются между собой не местом в системе общественного производства, а признаками расового, национального, половозрастного характера. Социальную структуру в широком смысле, поскольку она охватывает все группы и общности людей, часто отождествляют с понятием социальной структуры населения.

В социальной структуре общества в узком или собственном смысле слова можно выделить несколько уровней. Первый уровень включает в себя классы — это классовая структура. Вто­рой уровень включает не только классы, но и основные социальные группы, примыкающие к классам, но не обладающие всеми их признаками (интеллигенция, служащие-неспециалис­ты), а также социальные слои, на которые делятся эти обще­ственные классы и социальные группы. Этот уровень или срез социальной структуры можно назвать социально-классовой струк­турой. Третий уровень социальной структуры общества включает в себя не только элементы социально-классовой структуры, но и такие социальные группы, как население города и деревни, людей умственного и физического труда.

Социальную структуру условно можно разделить на две подсистемы: 1) социальный состав общества; 2) институциональная структуру общества.

Социальный состав общества – это совокупность взаимодействующих социальных общностей, социальных групп и индивидов, образующих конкретное общество. Каждая социальная общность занимает конкретное место, определенную позицию в социальной структуре. Одни социальные общности занимают более выгодную позицию, другие – менее выгодную. Кроме того, в самой социальной общности отдельные социальные группы (отдельные индивиды) также занимают разные социальные позиции и имеют разные социальные статусы (см. приложение – рис.1).

Институциональная структуру общества - это совокупность взаимодействующих социальных институтов, обеспечивающих устойчивые формы организации и управления общества. Каждый институт (группа институтов) регулирует отношение в определенной сфере общества, например, политические институты (государство, партия и др.) регулируют отношения в политической сфере, экономические – в экономической (см. приложение – рис.2).

Институциональная структуру общества можно представить в виде матрицы, ячейки (институты, статусы) которые заполняются конкретными людьми из определенных социальных групп и общностей. Таким образом, происходит «наложение» социального состава общества на институциональную структуру. При этом конкретные люди могут занимать и освобождать те или иные ячейки (статусы), а сама матрица (структура) обладает относительной устойчивостью. Например, Президент России в соответствии с Конституцией Р.Ф. переизбирается каждые четыре года, а статус президента и институт президентства остаются неизменными в течении многих лет; родители стареют и умерают, а их статусы занимают новые поколения.

В демократическом обществе все социальные институты формально (по закону) равны между собой. Однако в реальной жизни одни институты могут доминировать над другими. Например, политические институты могут навязывать свою волю экономическим и наоборот. В каждом социальном институте имеется свои социальные статусы которые также не равнозначны. Например, статус президента в политических институтах является главным, статус депутата парламента более значимым, чем статус рядового избирателя; статус владельца фирмы или менеджера в экономических институтах более предпочтителен, нежели статус рядового работника и т.д.

Классы  или страты?

В своей совокупности социальные общности образуют соци­альную структуру общества. Социологи давно пытались опреде­лить основной элемент этой структуры. Многие из них таким элементом считали классы. Само понятие «социальный класс» появилось давно. Первоначально выделили два класса — бед­ных и богатых, т. е. учитывали лишь экономическую диффе­ренциацию. Позднее возникло деление на классы угнетенных и угнетателей. Появление классов связывалось с политическим на­силием. В XVIII в. появилась распределительная теория (экономист А. Смит, историк Ф. Гизо), согласно которой выделялись три основных класса: 1) собственники земли (феодалы), получа­ющие ренту; 2) владельцы капитала (буржуазия), получающие прибыль; 3) рабочие, располагающие своим трудом, получающие заработную плату. В марксистско-ленинской теории главным признаком деления общества на классы служат отношения соб­ственности.

В современной западной социологии понятие «класс» также используется (например, выделяют средний класс, класс управ­ляющих).

Но более универсальным является понятие «страты» (лат. stratum  — слой). В основу деления общества на страты положе­ны многие критерии: доход, профессия, образование и др.

Социальная структура общества сквозь призму классов и стратов выглядит различно. Обратимся к примерам. Два основ­ных класса — рабочие и крестьянство и социальная группа — интеллигенция. Такой представлялась структура советского об­щества с позиций марксистского классового подхода. А вот один из вариантов социальной стратификации советского же обще­ства 80-х гг. (группы выделялись с учетом следующих призна­ков: власть, уровень доходов, престиж, образование, образ жиз­ни, стандарты потребления): правящий класс (0,7% в составе занятого населения); управляющие специалисты (около 3,5%); творческая интеллигенция (1,8%); специалисты квалифициро­ванные умственного труда (18,8%); служащие неспециалисты (около 5%); промышленный рабочий класс (22,3%); рабочие раз­ных отраслей непроизводственной и социальной сферы (19%); обслуживающий персонал (около 13%); сельскохозяйственные рабочие и крестьяне (15%) и другие группы.

Очевидно, что учет многих признаков при выделении социаль­ных групп позволяет создать более многомерную картину соци­альной действительности, а значит, и точнее выявлять тенденции ее изменений.

Социальная структура

общества.  Показатели и индикаторы.

Качественные и количественные

характеристики. Виды и элементы

социальной структуры

Выбор методов социологического исследования, отработка процедур, объем и расчет выборки в значительной степени зависят от теоретических представлений о природе элементов социальной структуры, их основания. Попытаемся выделить основные характеристики главных элементов социальной структуры.

Общественные классы — это большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. В условиях антагонистических формаций один класс может присваивать себе труд класса эксплуатируемого, подчиненного. Кроме этих основных, социально-экономических признаков, для классов характерны также вторичные, производные: условия, быт и образ жизни; интересы; их социально-политическая роль в обществе, общественное поведение, активность; степень социально-политической организованности, образования, культуры, профессионально-производственной подготовки; сознание, идеология, воззрение, их духовный облик, общественная психология. Эти показатели используются при изучении и других элементов социальной структуры. При характеристике рабочего класса и крестьянства как класса необходимо иметь в виду, что это труженики, в отличие интеллигенции, прямо или косвенно (через систему машин и механизмов) воздействующие на орудия и предметы труда. Актуальным является изучение процесса преодоления отчуждения рабочих и крестьян от собственности, их реального доступа к управлению на всех уровнях.

В современных условиях нашей страны важное значение имеет социологическое изучение природы, основных черт и характеристик вновь народившегося класса предпринимателей, нового слоя кооператоров, сельских арендаторов и фермеров, работников совместных предприятий, других групп и слоев, вызванных к жизни происшедшими и происходящими социально-экономическими и политическими преобразованиями. Социальные группы - это объективно существующие устойчивые категории людей, занимающие определенное место и играющие определенную, присущую им, роль в общественном производстве. В отличие от общественных классов они не имеют специфического отношения к средствам производства. Социальными можно считать такие группы, как интеллигенция, служащие, люди умственного и физического труда, население города и деревни.

Интеллигенция представляет собой социальную группу людей, профессионально занимающихся квалифицированным умственным трудом, требующим высокого профессионального образования (высшего или среднего специального). В литературе имеет место также широкое толкование интеллигенции, включающее всех работников умственного труда, как интеллигентов специалистов, так и служащих-неспециалистов1, занимающихся неквалифицированным, несложным умственным трудом не требующим высокого образования (учетчики, счетоводы, кассиры, секретари-машинистки, контролеры сберкасс и т. д.).

Роль, место и структура интеллигенции в обществе определяется выполнением ею следующих основных функций: научно- технического и экономического обеспечения материального производства; профессионального управления производством, обществом в целом и отдельными его подструктурами; развития духовной культуры; воспитания людей; обеспечения умственного и физического здоровья страны. Выделяют интеллигенцию научную, производственную, педагогическую, культурно-художественную, медицинскую, управленческую и военную. Интеллигенцию делят также на слои по квалификации, месту жительства, отношению к средствам производства, а также по социально-демографическим признакам.

Для социологической практики важно отметить, что люди умственного и физического труда как социальные группы отличаются между собой: 1)  по различному содержанию выполняемого ими труда, соотношению затрат физических и интеллектуальных сил, по степени сложности труда, по условиям, которых протекает их труд; 2) по культурно-техническому уровню работников физического и умственного труда (образованию квалификации, профессиональному составу); 3) по уровню культурного и материального благосостояния, культурно-бытовым условиям жизни. В качестве различия между ними выступает: отношение (нередко пренебрежительное) к тому или иному виду труда. Эти социальные различия в социологических исследованиях могут использоваться как социальные показатели.

В практике социологических исследований важно учитывать, что на современном этапе люди умственного труда представлены четырьмя подгруппами: интеллигентами, служащими-неспециалистами, частично рабочими, крестьянами и др. кооператорами. Следует также иметь в виду, что социальные различия между людьми умственного и физического труда, принимающие в зависимости от типа общественного устройства характер противоположности сложности или существенных различий, не тождественным различиям между умственным и физическим трудом. Однако эти понятия, как и сами явления, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Первые находят свое проявление в социально

1 Понятие "служащие" употребляется еще в 2-х значениях: а) как все работники умственного труда, в отличие от рабочих и крестьян; б) как работники (и умственного, и физического труда), состоящие на службе государства.

неравном, неодинаковом положении в обществе людей умственного физического труда (выражаются в отмеченных выше различиях), вторые имеют своей основой и выражают социальную неоднородность труда, т. е. требует разной подготовки, разных затрат со стороны общества, а поэтому по-разному и оцениваются.

Предметом социологических исследований могут быть изменения в характере, условиях и содержании труда, что в благоприятных общественных условиях и под влиянием научно-технического прогресса проявляется в интеллектуализации физического и технизации умственного труда. Следствием этого являются изменения социального положения этих работников, их сближения между собой. В неблагоприятных общественных условиях, в кризисных и предкризисных ситуациях наблюдается стагнация этих процессов, обеднение содержания труда, ухудшение его условий, а следовательно, социального положения тружеников умственного и физического труда, консервация, торможение общемировой тенденции преобразования труда.

Население города и деревни как социальные группы различаются по месту проживания. Город и деревня остаются главными поселения людей, несмотря на существование целой системы переходных форм расселения, которые в современных условиях становятся все более многочисленными и распространенными

Проблему города и деревни нельзя сводить, как это нередко было, к проблеме классов или проблеме — город и колхозная деревня (в лучшем случае — и совхозная деревня), промышленности сельского хозяйства, государственной и кооперативной форм собственности. Это — проблема комплексная, затрагивающая все стороны и сферы общественной жизни. Все элементы целостной структуры общества существуют и в городе, в деревне, хотя и в разной степени, и в разных пропорциях.

В социологических исследованиях при анализе единства и существенных различий между городом и деревней необходимо учитывать их характер (производственно-технический и социальный) и виды. Во-первых, следует иметь в виду различия между городом и деревней как типами поселений (размеры их, кон­центрация населения, уровень развития производительных сил, сочетание промышленного и сельскохозяйственного производства, насыщенность объектами культурно-бытового назначения, благоустройство, развитие транспорта, средств связи и т, д.). Во-вторых, учитывать различия между населением города и де­ревни как социальными группами, отличающимися между собой по всему положению в обществе (место проживания, содержание труда, различия в образовательном и культурном уровне, в уровне благосостояния, бытового устройства, образа жизни и т. д.).

Сельское и городское население можно рассматривать так­же как один из видов социально-территориальных общностей людей.

Для проведения социологических исследований очень важна проблема типологизации населенных пунктов. Ее основаниями могут быть указанные выше различия между городом и дерев­ней как типами поселений. При типологизации городов в основ­ном пользуются такими показателями, как концентрация в них населения, численность его, а также административная роль того или иного города. Более богатая типологизация применялась у нас при изучении проблем деревни: по типам хозяйства (колхоз­ная, совхозная, колхозно-совхозная, колхозно-промышленная де­ревня); по доли занятых в тех или иных отраслях народного хозяйства (чисто сельские, аграрные; преимущественно сельс­кие; аграрно-промышленные и т. д.).

Социальные слои — это части определенного класса, социальной группы. Их выделение и социальный облик зависят от зрелости существующего способа производства. Так, при капи­тализме внутриклассовые слои выделяются прежде всего в зависимости размеров собственности: крупная, средняя и мелкая буржуазия. В переходный период к социализму особенно на начальном этапе структура рабочего класса, скажем, представлена во-первых, кадровыми рабочими, во-вторых, рабочими, сохраняющими еще экономические связи с мелкособственническим хозяйством, в-третьих, рабочей аристократией, т. е. людьми связанными с капиталистическими классами. В дореволюционных условиях и до утверждения кооперативных форм собственности деление крестьянства шло на: 1) бедняков, батраков; 2) середняков и 3) богатых крестьян. В условиях социализма главную роль начинают играть другие признаки и прежде всего характер труда, его качество и связанная с этим квалификация работников, их культурно-технический уровень, вклад в общественное производство и вытекающие отсюда размеры получаемых доходов.

В социологических исследованиях при изучении проблем рабочего класса чаще всего в его составе выделяют слои рабочих низкой, средней и высокой квалификации. В составе колхозного крестьянства и др. отрядов кооперативных трудящихся выделяются четыре слоя:  1) работники неквалифицированного и малоквалифицированного труда, не имеющие специальной профессиональной подготовки; 2) работники, занятые немеханизированным квалифицированным трудом (строители, садоводы и т. д.); 3) работники квалифицированного труда при машинах и механизмах (животноводы на механизированных фермах, птицеводы и т. д.); 4) механизаторы (шоферы, трактористы, комбайнеры). Членение крестьянства возможно также по   отраслям: животноводы, растениеводы и т. д. В составе интеллигенции можно выделить слои по уровню образования (среднеспециальное, высшее, имеющие ученую степень и звание), а также "практиков", лиц, занятых умственным квалифицированным трудом и не имеющих соответствующего диплома. Интеллигенцию и служащих-неспециалистов делят также на слои, используя такие критерии, как место проживания (городская и сельская интеллигенция), место в общественном производстве (производственная и непроизводственная интеллигенция) и др.

Слоевое членение по признаку характера и содержания труда ведет к профессиональному делению людей, формированию со­циально-профессиональной структуры как своеобразного вида социально-классовой структуры по "вертикали". На этом основании (состояния общественного труда) различают группы людей занятых умственным и физическим трудом, трудом управленческим и исполнительским, промышленным и сельскохозяйственным (распределение и разделение труда); трудоспособное насе­ление и две группы людей, не занятых в общественном производстве: 1) до включения в общественно необходимый труд и 2) вышедшие из активного общественно производительного труда — не занятые в общественном производстве пенсионеры.

Социально-профессиональная структура базируется на про­фессиональном разделении труда, его отраслевой структуре. Наличие высокоразвитых, среднеразвитых и слаборазвитых от­раслей производства предопределяет неодинаковое социальное положение работников. Это конкретно зависит от уровня техни­ческого развития отраслей, степени сложности труда, уровня квалификации, условий труда (тяжести, вредности и т. д.).

Общественные или социально-демографические группы. Это - молодежь, женщины и мужчины, пенсионеры, школь­ники и т. д. Критериями выделения социально-демографических групп являются различия половые и возрастные. Не будучи сами, по себе, в строгом смысле слова, различиями социальными, эти естественно-природные различия в классовых обществах могут, приобретать и действительно приобретают характер социальных различий. Об этом свидетельствует неодинаковое, неравное положение в обществе мужчин и женщин, представителей разных поколений, тяжелое, как правило, социальное положение престарелых, ветеранов труда и т. д.

Половозрастную структуру обычно исследуют либо по одному (полу и возрасту), либо по обоим признакам. Специалисты-демографы особое внимание обращают на важность разделений населения на три группы по возрасту: дети (0-—14 лет), молодые и средние возрасты (15—49 лет), старшие (пожилые) — 50 лет и старше. Это объясняется необходимостью знать трудовой потенциал населения, динамику его развития. Это естественно, ибо в качестве основы такого деления берется критерий включенности в трудовую деятельность: дотрудовой, трудовой и послетрудовой  возраст. Известно, что современный город располагает прогрессивной структурой (в ней доля лиц моложе 15 лет больше доли лиц 50 лет и старше). Деревне присуще "старение". Это уже установлено. Как будет развиваться этот процесс дальше, как он содержательно выглядит в разных регионах, районах, поселках, это можно выяснить социологическими методами, используя предложенную типологизацию населения. Социологи  (совместно с демографами и другими специалистами) могут предложить оптимальную структуру половозрастных групп как в региональном, так и внутрирегиональном масштабе. Необходимо подчеркнуть важность выделения молодежи как специфической, социально-демографической группы. Таковой ее делают общность возрастных, социально-психологических и физиологических особенностей, наличие специфических интересов и потребностей. Учитывая это, главное внимание в социологических исследованиях обращается на изучение социальной и профессиональной ориентации молодежи, ее потребностей и интересов, степень соответствия их интересам и потребностям общества, адаптации молодежи в разных коллективах, ее обществен­ной активности, участия в неформальных объединениях, отношение к процессу общественных реформ и т. д.

 Важным элементом социальной структуры общества является семья. Чаще всего в переписях населения она понимается как группа совместно проживающих лиц, связанных между собой родством или браком и имеющих общий бюджет. Вместе с тем семья рассматривается некоторыми учеными как несколько групп родственников, проживающих совместно, хотя и не имеющих общего бюджета. Некоторые понимают семью и как группу от дельно проживающих родственников. Первый подход в понимании семьи   представляется наиболее оправданным,  для социологических исследований важно иметь в виду (особенно при составлении "паспортички", т. е. социально-демографической части анкеты, другого инструментария) выделение в составе населения не только семей, но и отдельно проживающих членов семей и одиночек. К лицам первой категории относят людей, поддерживающих с семьей постоянные экономические отношения, имеющих общий с ней бюджет.

Для анализа социальных процессов, различных сторон общественной жизни необходим учет брачного состояния населения. По этому признаку различают женатых (замужних), холостых (незамужних), вдовых, разведенных и разошедшихся. В ряде стран (ФРГ, Венгрия и др.) учитывают характер брака независимо от того, зарегистрирован он или нет.

В социологических исследованиях следует учитывать также  средний размер семьи. Особенно это важно при изучении го­родского и сельского населения, тех или иных процессов в раз­личных регионах страны.

Принципиальное значение в социологическом изучении социальной структуры, других проблем имеет учет состава семей, осуществляемый по различным основаниям: число поколений в семье; число и полнота супружеских пар; число и возраст несо­вершеннолетних детей; степень родства между представителями одного или двух смежных поколений и т. д. Эти показатели де­мографического состава семей в особенности важны в исследова­нии социальных проблем, доходов населения, уровня потребле­ния, жилищных условий и т. д.

Используется также деление семей по социальному соста­ву. Учитывая социальную принадлежность, выделяют следую­щие группы семей: гомогенные (однородные) в социальном отно­шении, в которых все члены семьи принадлежат к одной социальной группе, классу, слою (семьи рабочих, крестьян, служа­щих; семьи рабочих квалифицированного труда; семьи крестьян неквалифицированного труда и т. д.); гетерогенные (неоднородные, смешанные) семьи, члены которых принадлежат к разным  классам, социальным группам, слоям (семьи рабочих и крестьян; семьи рабочих и служащих; семьи рабочих квалифицирован­ного и неквалифицированного труда и т. д.) Такое деление не­обходимо в первую очередь при изучении процессов развития элементов социальной структуры общества.

При изучении национальных процессов используется деление семей по национальному признаку.

Исследуя миграционные процессы, используют генетическую структуру семьи, учитывая родившихся в данной местности и приехавших сюда.

Важным элементом социальной структуры является коллектив (ячейка общества) - это организованная, относительно компактная группа людей, объединенных конкретным видом общественно полезной деятельности, осуществляемой в рамках той или иной формы собственности, а также складывающимися в ходе этой деятельности отношениями сотрудничества, взаимопомощи и взаимной ответственности, интересами, ценностными ориентациями, установками и нормами поведения. В коллективе сочетаются интересы общественные, групповые и индивидуальные.

В практике социологических исследований необходим учет видов коллективов: трудовых, общественно-политических, учебных, спортивных, культурных и др. Основное место в системе коллективов принадлежит трудовым коллективам. В нашей стране в конце 80-х гг. насчитывалось около 2,5 млн. трудовых коллективов, в их числе: более 150 тыс. производственных; свыше 1450 тыс. коллективов в сфере обслуживания; свыше 850 тыс. коллективов в сфере культуры, образования, медицины.

На современном этапе особенно актуальны социологические исследования проблем, связанных с переходом к новому механизму хозяйствования, процессами демократизации и гласности, решением социальных проблем, вопросами воспитания и другими сторонами жизни коллективов.

Важнейшим элементом социальной структуры общества являются социально-этнические общности людей. Они включали в себя (с учетом эволюции человеческого общества) род, племя, народность, нации. Родовым понятием здесь выступает этнос, означающий исторически сложившуюся на определенной территории устойчивую совокупность людей, обладающих общими чертами, стабильными особенностями культуры (включая язык) и психологического склада, сознающих свое единство и отличие от подобных образований (т. е. обладающих самосознанием). Признаки этноса: язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки, т. е. такие компоненты культуры, которые передаются из поколения в поколение, образуют так называемую этническую культуру.

Этносы, сохраняя этнические черты, в то же время, по мере развития общества, претерпевали изменения, особенно в социальной сфере, образуя определенные устойчивые социально-этнические общности. Первой такой общностью был род, представляющий собой группу кровных родственников, ведущих свое происхождение по материнской или отцовской линии. Он пришел на смену первобытному человеческому стаду. В связи с экзогамностью (запрещением браков внутри рода) он объединялся в племена. Характерными чертами рода являлись первобытный коллективизм, отсутствие частной собственности, классового деления, моногамной семьи. Он распался с возникновением классового общества. Но пережитки родоплеменного деления сохранились до наших дней у многих народов. И это надо учитывать при регулировании отношений между социально-этническими группами.       

Главный отличительный признак рода племенных объединений — кровнородственные связи его членов.   

Народность - это форма социально-этнической общности людей, исторически следующая за родоплеменной общностью. Начало ее возникновения относится к периоду разложения первобытно - общинных отношений. Если для родоплеменных объеди­нений характерны кровно - родственные связи, то для народности — территориальные. Народность характерна прежде всего для рабовладения и феодализма. В условиях капитализма, с уси­лением экономических и культурных связей, она превращается в нацию. Однако народности существуют и при капитализме, при социализме, поскольку в силу ряда причин (отставание в развитии, малочисленность и т. д.) не сложились в нацию.       

Нация же представляет собой исторически складывающийся тип этноса, историческую общность людей, характеризующуюся устойчивой целостностью (общностью) экономической жизни (главный признак), языка, территории, некоторыми особенностями культуры и быта, психологического склада и этнического (национального) самосознания. Нация приходит на смену народности. Это более широкая, чем народность форма общности, складывающаяся с возникновением и становлением буржуазной формации. Возникающие в процессе социалистических преобразований социалистические нации отличаются от буржуазных наций своей экономической и политической основой, социально-классовой структурой и духовным обликом. Выделяют также нации переходного типа.

 Наряду с рассмотренными социально-этническими общностями в науке используется и понятие народ как интегративное понятие, возникающее в ходе развития и сближения социально-классовых и социально-этнических групп. В данном случае понятие народ используется только в отмеченном контексте. Наряду с рассмотренными основаниями (формы собственности, общественный труд, территориально-поселенческое, демографическое, семейное, этническое основания) в литературе предлагается  также учитывать еще так называемое нормативное основание. Здесь имеется в виду распределение членов общества по поводу принятия и осуществления норм и принципов существующего общественного строя. Это связано не столько с социальным положением личности,  социального слоя, группы, сколько с их позицией. Как показывает жизнь, социальное положение и социальная позиция не всегда прямо связаны между собой. 

Помимо рассмотренных социальных (классы, интеллигенция, служащие, люди умственного и физического труда, население города и деревни) и социально-демографических групп (молодежь, женщины, пенсионеры и т. д.) в социологических и особенно в социолого-психологических исследованиях используются и другие квалификации групп людей, как пересекающиеся,  так и не пересекающиеся с указанными выше основаниями. Ниже приводятся названия этих групп и дается краткая их характеристика.

Это прежде всего большая группа, под которой понимается группа с большим числом членов, в отличие от малой группы характеризуется разными типами связей и не предполагает обязательных личных контактов. Ее основными типами являются:

а) условные, статистические; б) образуемые некоторыми поведенческими признаками (аудитория, публика) ; в) классовые, национальные и др. группы; г) территориальные (город, госу­дарство).

К малой группе (контактной) относят группы людей, имеющих непосредственные контакты.

Группа номинальная - это разновидность большой группы; совокупность людей, выделяемая по некоторому признаку, важному для целей исследования (по возрасту, образу мыслей, месту жительства и т. д.).

Первичной группой называют разновидность малой группы (семья, группа сверстников, друзей, соседская группа, бригада; и т. д.), которая характеризуется высокой степенью эмоциональности отношений и идентификации членов с группой. Она обеспечивает главным образом процесс первичной социализации и опосредствующего вхождения в другие группы, называемые, в отличие от первичных, вторичными (большими и формальными группами).

Под группой референтной понимается реальная или воображаемая социальная (социально-психологическая) группа, общность, с ценностями, нормами и установками которой индивид соотносит свое поведение с целью их принятия или сравнивания.

Группа формальная (официальная, целевая) представляет собой такую социальную (общественную) группу, которая обладает юридическим статусом, является частью социального ин­ститута, организации, имеет целью достижение какого-то опре­деленного результата на основе разделения труда и специализа­ции функций, делегирования власти, установления постоянных линий коммуникаций, системы координации действий в рамках того или иного социального института, организации. Функции, цели, правила поведения, как и само членство в формальных группах, формализованы, т. н. фиксированы в положениях, ус­тавах, инструкциях и др. Нормативных документах. Формальные группы включают в себя также группы неформальные, члены которых находятся между собой в особых социально-психологи­ческих, неофициальных отношениях (дружеских, товарищеских, отношений лидерства, престижности, симпатий и т. д.).

Этническая группа — это часть этноса (племени, народности, нации), ядро которого находится в другом социальном организме (стране, республике и т. д.). Этнические группы могут быть как в компактном, так и дисперсном (рассеянном) состоянии.

Укажем на деклассированные элементы, под которыми понимаются лица, утратившие устойчивые связи с социальными группами, опустившиеся на "дно" общественной жизни. Их обычные занятия — воровство, мелкая спекуляция, мошенничество, проституция, кратковременная работа по найму. Причинами появления и роста деклассированных элементов являются экономические и социально-политические кризисы, массовая безработица, обнищание низших слоев населения.

 Сложность действительно научного исследования проблем социальной структуры состоит в том, что нельзя ограничиваться каким-то одним основанием при изучении того или иного объекта, а учитывать и другие основания, другие признаки.

Люмпены  и  маргиналы

Эти две группы населения, причем каждая по-своему, как бы выпадают из устойчивой социальной структуры общества, Слово «Люмпен» происходит от немецкого Lumpen — лохмотья. К люмпенам относят людей, опустившихся на «дно» обще­ственной жизни — бродяг, нищих, бомжей. Как правило, это выходцы из различных социальных слоев и классов. Удлинение численности этой группы (люмпенизация населения) опасно для общества, так как она служит питательной средой для разного рода экстремистских организаций. Иное положение и другая со­циальная роль у маргинальных слоев (лат. marginalis — находя­щийся на краю). К ним относят группы, занимающие промежу­точное положение между устойчивыми общностями. Один из основных каналов маргинализации — массовая миграция из села в город. Такой процесс происходил, например, в конце 20-х — 30-е гг. в нашей стране. Развернувшаяся индустриализа­ция требовала все новых и новых рабочих рук. Бывшие сельские жители, потеряв связь с деревенским укладом жизни, с трудом вживались в городскую среду. На долгое время они стали людьми с оборванными социальными связями, разрушенными духов­ными ценностями. Такие слои населения, «неукорененные», с не­устойчивым общественным положением, стремились к твердому, установленному государством порядку, к «сильной руке». Это создавало социальную базу для антидемократического режима. Приведенный пример показывает одно из отрицательных последствий увеличения маргинальных групп. В то же время нель­зя не признать, что нередко именно чти слои населения, не связанные традициями   и   предрассудками,  особенно  активно поддерживают  передовое,  часто выступают его инициаторами.

Социальная мобильность

Итак, каждый из нас может быть отнесен к той или иной со­циальной группе, каждый занимает определенное место в соци­альной структуре. А возможно ли изменение этого места и как оно происходит?

Ответ на эти вопросы дает теория социальной мобильности. Под социальной мобильностью понимается переход людей из од­них общественных групп в другие. При этом различает горизон­тальную и вертикальную мобильность. Горизонтальная мобиль­ность подразумевает переход человека в группу, расположенную на том же уровне, что и прежняя. Например, переход из одного гражданства в другое, из одной семьи в другую при повторном браке, с одной фабрики на другую. Вертикальная же мобильность предполагает перемещение с одной ступени социальной иерархии (лестницы) на другую. При этом человек может совер­шать как социальный подъем (от мелкого служащего до управ­ляющего крупной компанией), так и социальный спуск (от сред­него предпринимателя до неквалифицированного рабочего).

Примером «закрытого» общества с малой социальной мобильностью может служить кастовый строй в Индии. Челове­ку, принадлежавшему к низшей касте, почти невозможно было занять более высокое социальное положение. Напротив, индуст­риальные, «открытые» общества характеризуются высокой соци­альной мобильностью.

Социальная мобильность может быть разной в рамках одного и того же общества на отдельных этапах его развития. Из истории известно, к каким крупным социальным перемещениям ведут революции, войны, завоевания. Так, революционные по­трясения в России в 1917 г. привели к ликвидации самых бога­тых слоев общества; почти вся политическая аристократия была отброшена на низшую ступень; утратила свое социальное поло­жение большая часть предпринимателей и высших специали­стов-профессионалов. С другой стороны, в течение нескольких лет на вершину политической, экономической, идеологической жизни выдвинулись представители низших слоев населения. По­хожую картину дает революция во Франции 1789 г., английская революция XVII в.

«Социальные лифты»

Какими путями происходит перемещение людей из одной групп в другую?

По мнению социолога П. Сорокина, этому способствуют не­сколько социальных институтов: в первую очередь армия, цер­ковь, школа.

Начнем с армии. Служба в ней во все времена давала воз­можность двигаться вверх по социальной лестнице. Потери во время войн среди командного состава вели к заполнению вакан­сий людьми более низких чинов. Из 92 римских императоров 36 достигли этого высокого социального положения благодаря ратным подвигам.

В средние века множество простолюдинов таким же образом становились генералами, графами, герцогами. В новое время примером такого восхождения может стать жизненный путь На­полеона и многих из его окружения. К числу подобных выдви­женцев относятся Кромвель и Вашингтон.

Значительное влияние на перемещение людей по ступеням социальной лестницы оказывала церковь. Обратимся к периоду раннего христианства. Напомним, что последователями этого ве­роучения на начальных этапах были в основном представители низших социальных слоев: рабы, ремесленники, зависимое крестьянство. После государственного признания христианства в Древнем Риме многие из них, благодаря церкви, получали сво­боду и достигали высокого положения в обществе. Вместе с тем церковь сурово карала вероотступников. Среди «разжалован­ных» еретиков немало королей, князей, лордов.

Еще одним «социальным лифтом» выступает школа. Образование в ряде случаев открывает доступ к престижным должностям и званиям. В современном западном обществе, не окончим университета или колледжа, фактически нельзя достичь высоко­го положения на государственной службе и во многих других об­ластях.

Учитывая значение школы как важного средства социальной мобильности, правящие группы в ряде стран пытались закрыть доступ к образованию представителям низших слоев. Так, в Анг­лии в XIV в. был выпущен указ, где говорилось, что ни один кре­постной не должен отправлять детей в школу, чтобы не дать им возможность продвигаться в жизни. Аналогичную роль призван был выполнять и «циркуляр о кухаркиных детях», изданный в России в 1886 г. и предписывавший не допускать в гимназию де­тей из низших сословий.

Социальная дифференциация

Слово «дифференциация» происходит от латинского корня, означающего различие. Социальная дифференциация — это раз­деление общества на группы, занимающие разное социальное положение. Многие исследователи считают, что социальное рас­слоение свойственно любому обществу. Даже в первобытных племенах выделялись группы в соответствии с полом и возрастом, с присущими им привилегиями и обязанностями. Здесь же был влиятельный и унижаемый вождь и его приближенные, а также живущие «вне     закона» отверженные. На последующих этапах развития социальное расслоение усложнялось и станови­лось все более очевидным.

Принято различать экономическую, политическую и профес­сиональную дифференциации. Экономическая дифференциация выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых, бедных и средних слоев населения. Деление общества на управляющих и управляемых, политических лидеров и массу есть проявление политической дифференциации. К профессио­нальной дифференциации можно отнести выделение в обществе различных групп по роду их деятельности, занятиям. При этом некоторые профессии считаются более престижными в сравне­нии с другими.

Таким  образом,  уточняя  понятие социальной дифференциации, можно сказать, что под ним подразумевается не просто вы­деление каких-либо групп, но и определенное неравенство между ними с точки зрения их общественного положения, объема и ха­рактера права, привилегий и обязанностей, престижа и влияния.

Устранимо ли это неравенство? На этот вопрос даются разные ответы. Например, марксистское учение об обществе, исходит из необходимости и возможности устранения этого неравенства как наиболее яркого проявления социальной несправедливости. Для решении этой задачи нужно в первую оче­редь изменить систему экономических отношений, ликвидиро­вать частную собственность на средства производства. В других теориях социальное расслоение также расценивается как зло, однако оно не устранимо. Люди должны принимать такое поло­жение как неизбежность.

Согласно иной точке зрения, неравенство расценивается как положительное явление. Оно заставляет людей стремиться к совершенствованию общественных отношений. Социальная же однородность приведет общество к гибели. При этом многие исследователи отмечают, что и большинстве развитых стран про­исходит уменьшение социальной поляризации, увеличиваются средние слои и сокращаются группы, относящиеся к крайним общественным полюсам.

Тенденции  в развитии социальных отношений

Социальная структура, как и другие стороны жизни общест­ва, подвержена изменениям. Из курсов истории вы знаете, как это происходило в ходе цивилизационного развития в различные эпохи. Картина социальной жизни современного человечества также пестра и подвижна. Наиболее устойчива социальная структура в существующих и поныне традиционных обществах. В них сохраняются социальные группы, связанные с общинным землепользованием, натуральным хозяйством, мелкотоварным производством. В ряде случаев поддерживаются принципы рели­гиозно-общинной и даже родоплеменной организации.

Высокой социальной динамикой отличаются общества, всту­пившие в эпоху индустриализации и модернизации. Там укреп­ляются группы, связанные с крупным промышленным производ­ством, растет городское население.

Значительные социальные сдвиги происходят в развитых странах Запада. Одной из тенденций является рост «нового» среднего класса. К нему относят большинство интеллигенции, управленцев среднего и низшего звена, высококвалифици­рованных рабочих. Доходы этих слоев, в большинстве случаев работающих по найму, не ниже, чем у средней и мелкой буржуазии («старый» средний класс). Рост среднего класса уменьшает  социальную дифференциацию, делает общество более устойчи­вым  в политическом отношении.

В этой группе стран велика доля населения, работающего по найму. При этом структурные изменения в экономике ведут к со­кращению численности промышленного рабочего класса. Мень­ше становится и самостоятельных крестьян (фермеров). Вместе с тем под влиянием научно-технической революции возрастает значение высококвалифицированного умственного труда. Острой социальной проблемой по-прежнему остается безработица.

Определенное регулирующее воздействие на социальные от­ношения стремится оказывать государственная власть. В ряде случаев государство поддерживает идеи социального равенства, а в крайних проявлениях — и уравнительности. Это относится, к примеру, к бывшим социалистическим странам, нынешней Ку­бе, Северной Корее.

В западных странах одной из главных забот государства яв­ляется предотвращение социальных конфликтов. Многое делает­ся для поддержки наиболее уязвимых в условиях конкурентной экономики слоев населения — престарелых, инвалидов, многодет­ных семей.

Изменение социальных отношений в нашем обществе

Обобщив данные различных социальных исследований, можно попытаться нарисовать картину социального строения российского общества. Исследователи относят к низшему классу – 80% российских граждан, к среднему – 15% и к высшему – 5%.

Приведенные данные весьма условны и дают лишь общее представление о социальной структуре. Более дифференцированная структура общества описана в трудах Т. И. Заславской. По ее мнению, современное российское общество, с определенной долей условности, можно разделить на 5 основных социальных слоев: элиту, верхний, средний, базовый и «социальное дно» (андеркласс). При этом структура работающего населения, по данным Т. И. Заславской, в процентном соотношении выглядит следующим образом: доля элиты составляет не более 1%, верхний слой – 5-6%, средний слой – 66%, нижний слой  - 10%. Процентное соотношение представителей «социального дна» не определялось, т.к. данную категорию граждан, по мнению Заславской, «вряд ли следует включать в работающее население»1. Среди российских граждан велико желание «быть не хуже других», даже если для этого нет достаточных оснований. Поэтому на вопрос: «К какому социальному классу вы себя относите?» 55% ответили к среднему2. Не менее 1/3 населения страны не приемлют сложившуюся социальную реальность и готовы активно протестовать3. Этих людей и еще определенную часть, не сумевших приспособиться к новым условиям, но менее активных, можно условно отнести к маргинальным слоям общества.

По данным института комплексных социальных исследований, в 2003 г. 46,9% россиян относили себя к тем слоям, которые в результате реформ «проиграли», 1/3 – «остались при своих» и лишь 6,8% считают себя «победителями»4.

Разрыв в доходах между 10% наиболее богатых граждан России и 10% наиболее бедных (децильный коэффициент) составляет примерно 40, т.е. наиболее состоятельные в 40 раз богаче нищих. Для сравнения: В СССР децильный коэффициент в разные периоды колебался в пределах от 5 до 7.

1См.: Заславская Т.И. Указ. соч. с 476-477

2См.: Аргум. и факты. 2003. №40

3См.: Рысь Ю.М., Степанов В.Е. Указ. соч. с.285

4См.: Бабаев С., Бовт  Г. Новый контракт  Путина// Известия. 2003. 17 сент.

Заключение

В наше время социологи в социальной структуре общества выделяют ряд проблем.

Острой социальной проблемой становится значительное паде­ние статуса многих массовых интеллектуальных профессий (учи­теля, врачи, инженеры), интеллектуального труда в целом, вклю­чая научную деятельность. Известно, что в странах Запада эти профессиональные группы входят в средний класс, а профессура относится к социальной злите. В России же, к примеру, зарплата преподавателя едва превышает уровень пенсии по старости. Это заставляет многих людей высококвалифицированного умст­венного груда бросать специальность и заниматься деятельно­стью, не требующей высокого уровня образования. Актуальной остается проблема «утечки мозгов»: многие специалисты ищут приложения своим силам за рубежом.

Изменения в экономике ведут к появлению новых социальных групп: предпринимателей, фермеров.

Активные социальные перемещения усиливают маргинализа­цию общества. Этому способствует и приток беженцев из других республик СНГ, и значительные сокращения Вооруженных Сил.

По оценкам социологов, в ближайшее время может значи­тельно увеличиться безработица. Тяжелое положение сохраняет­ся у наименее защищенных групп населения, так называемых «групп социального риска». К ним относятся многодетные семьи, инвалиды, пенсионеры.

Итак, социальная сфера сегодня — тугой узел острых соци­альных проблем. Истоки их, как видно, лежат не только в эконо­мике, но и в массовом сознании, психологии людей. А это значит, что глубокие положительные сдвиги в данной сфере — задача долговременной перспективы.

Но вместе с тем очевидно, что достижения или просчеты именно в этой области во многом решат судьбу реформ в России. Поэтому уже сейчас, социальная политика становится приори­тетной в деятельности государства.

Необходимые правовые предпосылки для решения социальных проблем создает Конституция Российской Федерации, а также зако­ны, конкретизирующие ее положения. Каждому гражданину рес­публики Конституция предоставляет широкие социальные права.

Так, гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспита­ния детей. Государственные пенсии и социальные пособия уста­навливаются государством. Каждый имеет право на вознаграж­дение за труд не ниже установленного федеральным законом ми­нимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Основной закон предусматривает право на жилище, причем малоимущим оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных или муниципальных жилищных фондом.

Право на охрану здоровья обеспечивается сетью государст­венных и муниципальных учреждений здравоохранения, где ме­дицинская помощь оказывается бесплатно.

Конституция гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образова­тельных учреждениях. В такого же типа учреждениях каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование. Вместе с тем ряд острейших социальных проблем еще ждет своего решения на основе указанных правовых норм.

В заключение можно подчеркнуть, что, осуществляя текущую соци­альную политику, важно не упускать из виду магистральное на­правление социальных изменений. Сегодня в рамках социальной структуры у нас переплелись три группы отношений, принадле­жащих к различным цивилизационным типам: традиционному, индустриальному и постиндустриальном. Трудности прорыва в постиндустриальную эпоху связаны со столкновением интересов разных социальных групп, тяготеющих к каждому из этих типов отношении.

Переход на новый уровень развития станет возможным, если укрепятся и займут лидирующее положение в обществе группы, связанные не с торговлей-распределением, а непосредственно с материальным и духовным производством и ориентированные на максимально передовые достижения.

Список используемой литературы:

1.    Козырев Г. И. «Основы социологии и политологии»: учебник. – М. ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2007.- 240с.

2.    Социология: Учебник / Отв. ред. П. Д. Павленок.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательско – книготорговый центр «Маркетинг», 2002.-1036 с.

3.    Человек и общество: Учеб. пособие по обществознанию для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др.; Под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – 7-е изд. – М.: Просвещение,  2001. – 414 с.

4.    Энциклопедический словарь / Сост. А. П. Горкин – М.: Изд-во Эксмо; Большая Российская энциклопедия, 2003. - 1440с.

Приложение

Большие социальные общности

Малые социальные общности

                                                                                                                                             Общество

Рис. 1. Социальный состав общества

Общество

Социальные институты

Политические институты

Экономические институты

Социальные институты

Другие институты

Социальные статусы

Функции и роли

Рис. 2. Институциональная структура общества