Каталог статей

Емцева Л.Н., Скрыбцова Е.И.
Донецкий национальный университет экономики и торговли им. М. Туган-Барановского, Украина

Теневая экономика: преимущества и недостатки

Теневая экономика существует во всех странах мира, отличаются лишь ее объемы, формы и контроль. В высокоразвитых государствах, по разным оценкам, она составляет 17% от ВВП, в странах с переходной экономикой – более 20% и в развивающихся – свыше 40% [1]. Теневая экономическая деятельность и методы борьбы с ней являются актуальнейшими проблемами современного общества. Таким образом, целью статьи является исследование проблемы теневой экономической деятельности, выявление её позитивного и негативного влияния на экономику. Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

  1. определить закономерности и причины возникновения и развития теневой экономики;
  2. сформировать представление об особенностях теневой экономики в Украине;
  3. изучить методы борьбы с теневой экономикой.

В процессе развития теневой экономики, формируется ряд качественных признаков, свидетельствующих о ее существовании. Эти признаки присущи практически всем странам, пережившим или переживающим глубокий экономический кризис, тем не менее, они в каждой стране имеют свои особенности, а теневая экономика различается как масштабами распространения, так и формами проявления. Отметим следующие основные особенности теневой экономики в Украине [2]:

  1. Значительное объединение властных структур с теневыми;
  2. Установление льготных условий функционирования отдельных субъектов;
  3. Использование государственного имущества и организационных структур для получения неофициального частного дохода государственными чиновниками и управленцами; осуществление в составе больших государственных предприятий теневых операций (полуофициально);
  4. Неограниченное нормативно-правовое поле в государственном законодательстве и значительное количество механизмов относительно осуществления теневых операций;
  5. Отсутствие четкой границы между официальной и теневой деятельностью;
  6. Приоритетность теневой сферы, которая, не уплачивая налогов, пользуется социальными услугами, подготовкой рабочей силы, государственными субсидиями и другими негосударственными бесплатными услугами;
  7. Коррумпированность государственных служащих различных властных структур и, прежде всего, контрольных служб: налоговой, санэпидемконтроля, пожарной безопасности и других;
  8. Служебные злоупотребления, установление с нарушением Конституции Украины сборов и таможенных пошлин за услуги, которые входят в обязательное выполнение соответствующими ведомствами.

Последствия работы теневой экономики есть как негативные, так и позитивные. Ведь большинство представителей среднего класса в Украине формируют свой довольно приличный жизненный уровень через механизмы теневого сектора экономики. И только здесь экономически активные украинцы получают достойное признание своего труда, выполняются все рекомендации менеджмента, а работа достойно оплачивается, в основном, в валюте и в конвертах [1].

Основная функция теневой экономики – не мешать, а содействовать экономической системе, когда в последней возникают сбои и провалы. В условиях экономического спада потребители с неофициальными доходами через дополнительный спрос на товары и услуги стимулируют рост производства. А рынок в условиях дефицита наполняется нелегально произведенными и ввезенными товарами и услугами, что позволяет сдерживать инфляцию.

Но не стоит забывать и о негативных сторонах теневой экономики: она не только угрожает нац. безопасности и ведет к перераспределению неучтенных доходов, но и сильно вредит имиджу нашей страны на международной арене.

По оценкам экспертов, теневой оборот больше всего присутствует в торговле (80%), строительстве (66%), недвижимости (60%), игральном бизнесе (53%), общественном питании (53%), средствах массовой информации (53%), транспорте та перевозках (46%). Коррумпированными являются также сфера поставок энергоносителей, землеотводы, приватизация. Особо опасны теневые и коррупционные рынки услуг и благ под государственными вывесками. Речь идет о теневом внутреннем рынке судебных, административных, управленческих и хозяйственных решений, рынке руководящих должностей. Тут расставляют нужных людей на посты в исполнительной власти, правоохранительных и фискальных органах [2].

Таким образом, для снижения масштабов теневой экономики необходим ряд конкретных мер. Речь идет об обеспечении четкости и однозначности действия законов, с ответственностью чиновников всех рангов за нарушения. Необходима налоговая реформа, так же следует разработать механизмы выполнения контрактов и договоров, провести судебную реформу, ликвидировать административные барьеры для ведения бизнеса и надежно защитить право собственности. Нужно создать принципиально новую систему финансового, налогового и банковского контроля. Ну а главным условием легализации экономики является развитие всех форм и институтов гражданского общества с усилением его влияния на социально-экономическую политику государства [2].

Литература:

  1. «Теневая экономика»/Бунич А.П., Гуров А.И. и др. М.: Экономика, 2009 г.
  2. «Украинская экономика находится в тени на 40%», Информационное агентство «МинПром», Источник: [сылка более недоступна} от 03.12.2010г.