Каталог статей

Бинюк Юлия Владимировна
Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт», Украина

Логистика отходов в мегаполисе

Логистика – наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в производстве – в пространстве и во времени, от их первичного источника до конечного потребителя. Логистический подход заключается в интеграции различных областей деятельности с целью достижения желаемого результата с минимальными затратами времени и ресурсов путем сквозного управления товародвижением и относящимся к нему потоком информации.

Логистика отходов мегаполиса представляет собой систему управления движением отходов, возникающих в процессе деятельности крупных промышленных предприятий (участники логистических технологий), дистрибьюции или упаковки произведенной продукции, с целью повышения эффективности защиты окружающей среды и оптимизации связанных с этим расходов. [1]

Современные города (особенно мегаполисы) испытывают огромные трудности для решения проблем жизнеобеспечения своих жителей. Исторически отдельные подсистемы в городе (администрация города, транспорт, здравоохранение, образование, торговля и др.) пытаются самостоятельно решать свои проблемы. Однако, как известно, оптимизировать по локальным подсистемам всю систему нелинейной природы нельзя. Нужно учитывать множество факторов. Такую задачу может выполнить лишь «логистика города» (англ. City logistics, нем. City-Logistik), поскольку лишь она способна скоординировать многочисленные цепочки деятельности, минимизировать затраты. Задачи "сити-логистики" чрезвычайно широки и многообразны: от регулирования дорожного движения и автоматизированного управления светофорами, позволяющего распределять транспортные потоки крупного города, до систем управления инфраструктурой товарных рынков, административных и социальных потоков, а так же управление движенияем отходов. Это и есть городская логистика. [3]

Отходы жизнедеятельности мегаполиса образуются на протяжении жизненного цикла предприятий различных форм собственности и сферы деятельности, транспортных компаний, общественных организаций и социума населяющего мегаполис. [1]

Например в Киеве за год образуется около 1 млн. тонн твердых бытовых отходов (ТБО).Из них около 50% - пищевые отходы, а остальные 50% - полиэтилен, пластмасса, резина, стекло, металлы, древесина - ценное сырье, которое из-за отсутствия раздельного сбора и сортировки должным образом не перерабатывается, а захоранивается на свалках и полигонах.

Перед органами самоуправления мегаполиса остро стоят проблемы, связанные с уменьшением оnходов. К первоочередным действиям в этом направлении относятся:

  • создание современной системы управления отходами и их утилизацией;
  • обеспечение сбалансированности экономических и социальных аспектов управления отходами;
  • необходимость создания цепи по утилизации отходов;
  • уменьшение объемов отходов;
  • уменьшение отходов токсичного и опасного характера;
  • создание специализированных полигонов по переработке отходов;
  • внедрение международных правил GMP в механизм управления отходами. [1]

Основными задачами логистики отходов в мегаполисе являются:

  • использование специализированного транспорта при перевозке отходов;
  • минимизация затрат на перевозку отходов от места сброса к местам утилизации и/или захоронения, в частности, благодаря оптимизации транспортных маршрутов;
  • оперативная утилизация отходов, которые могут быть повторно использованы;
  • своевременное удаление, обезвреживание и захоронение отходов, которые не могут быть утилизированы;
  • минимизация расходов на сбор, хранение, обработку, перевозку, а также удаление, обезвреживание и захоронение отходов;
  • минимизация вредного влияния на окружающую среду и здоровье населения. [1]

Так по словам Шпарика М., Киев ежегодно выбрасывает 1,3-1,5 млн. тонн мусора. Поэтому один завод мощностью 500 тыс. тонн проблемы утилизации не решает. Как альтернатива предлагается возведение в столице немного меньших объектов для утилизации бытовых отходов. Ведь малые заводы способны уничтожать 120-240 тыс. тонн мусора в год, кроме того, если их разместить практически в каждом районе, не будет необходимости возить мусор грузовиками через весь город. Если для возведения большого завода нужно минимум 5 гектаров земли, малый может расположиться и на 1,5 гектарах. [4]

На мини-заводах будет применяться пиролизная технология сжигания. На выходе после обработки от мусора будет оставаться немного газа и кокса, которые можно использовать в котельных. Фактически, это альтернативное топливо, которое обеспечит дополнительное тепло для киевлян. Останется еще и зола - полезный материал при производстве бетонных блоков. 70% вредных газов, которые выделяются при сжигании, будет поглощать прямо в реакторе специальную известку. То есть заводы являются абсолютно экологическими. В то же время они и менее затратные. Если сжигание тонны мусора на большом заводе стоит 80 евро, то на малом - 50. Стоимость строительства одного такого объекта обойдется недешево - до 50 млн евро. Однако мини-заводы в Киеве предлагается строить исключительно за счет инвесторов. [4]

К основным функциям логистики отходов в мегаполисе относятся:

  • организация сбора отходов;
  • организация хранения отходов, а при необходимости – их обработка;
  • организация перевозки отходов;
  • организация процесса утилизации отходов;
  • управление процессом утилизации отходов;
  • организация удаления, обезвреживания и захоронения отходов, которые не подлежат утилизации;
  • контроль влияния на окружающую среду и здоровье человека отходов и связанных с ними процессов управления. [2]

Исходя из вышеизложенного логистика, наряду с маркетингом, сегодня представляют два основных инструмента эффективного менеджмента. А именно они обеспечивают эффективность экономичного хозяйствования: в частности, муниципальный маркетинг учит как лучше использовать преимущества, которые имеет каждая территория, каждый город, а логистика - уменьшению издержек и соответственно себестоимости продукции.

Логистика отходов в мегаполисе включает движение следующих основных материальных потоков:

  • движение возвратных отходов, т.е. отходов, которые перерабатываются или повторно используются, в результате чего субъект мегаполиса получает дополнительную прибыль;
  • движение отходов, которые утилизируются с получением новых видов продукции;
  • движение отходов, не пригодных к утилизации (абсолютное большинство химической промышленности). [1]

Таким образом, основными путями решения вопросов, связанных с управлением отходами в мегаполисе, являются:

  • создание оптимальной системы управления отходами с учётом специфики жизнедеятельности мегаполиса;
  • обоснование оптимально допустимых размеров запасов отходов для дальнейшей переработки;
  • создание региональных предприятий по переработке отходов в местах концентрации промышленных грузопотоков. [1]

Выходит что логистика отходов города направлена на:

  1. заметное улучшение положения в сфере обращения с отходами путем создания экономически эффективной и безопасной муниципальной системы управления отходами;
  2. защиту окружающей среды и населения от негативного воздействия отходов производства и потребления, улучшение санитарного состояния внешнего облика города;
  3. создание и развитие экономически эффективной муниципальной отрасли экономики, связанной с переработкой отходов производства и потребления;
  4. минимизацию потерь ценных веществ, содержащихся в отходах производства и потребления, уменьшение затрат, направленных на ликвидацию последствий загрязнения окружающей среды.

Литература:

  1. В.К. Губенко, А.А. Лямзин, М.В. Помазков, О.В. Губенко // Логистика отходов в мегаполисе: Материалы 11 Международной научно-практической конференции. – К.: Министерство транспорта и связи Украины, 2009. – 200 с.
  2. Бурков В.Н., Щепкин А.В. Экологическая безопасность М.: ИПУ РАН, 2003. – 92 с.
  3. [сылка более недоступна}
  4. [сылка более недоступна}