Каталог статей

Лобанов А.А., Лобанов А.В.

НАУ им. Н.Е.Жуковского «ХАИ» (г.Харьков)

Рейтинговая оценка инструментов фондового рынка

В статье рассматриваются правовые аспекты и этапы формирования, а так же перспективы развития украинского рынка рейтинговых услуг, в частности – рейтингование обязательных инструментов фондового рынка. Проведен мониторинг нормативно-правовой базы и перспектив ее совершенствования в соответствии с международными стандартами.

Введение. Одной из основных функций фондового рынка, безусловно, является аккумулирование, распределение и перераспределение денежных средств (фондовых ресурсов) от инвесторов (покупателей) к эмитентам (продавцам). Для выполнения данной функции фондовый рынок должен располагать развитой инфраструктурой, иметь широкий спектр фондовых инструментов, а так же эффективный механизм взаимодействия участников рынка.

В процессе взаимодействия, инвесторы постоянно сталкиваются с проблемой оценки перспективы доходности и риска при принятии ими инвестиционных решений. Особо остро эта проблема встает перед инвесторами отечественного фондового рынка.

Национальный фондовый рынок характеризуется низким уровнем капитализации и ликвидности. В значительной мере, это связано с отсутствием достаточного предложения ассортимента фондовых инструментов с привлекательными для инвестора характеристиками по доходности, риску, ликвидности, а так же относительно небольшим (даже по сравнению с Россией и Польшей) объемом инвестиционного капитала.

Основными причинами незаинтересованности потенциальных инвесторов в приобретение паевых ценных бумаг (акций) отечественных эмитентов, на наш взгляд являются:

  • недостаточный уровень раскрытия информации о деятельности отечественных предприятий-эмитентов;
  • низкий уровень корпоративного управления;
  • отсутствие внятной дивидендной политики и т.д.

Информация, раскрываемая участниками рынка о своей деятельности, не всегда является актуальной, достаточной и объективной. Существующие нормы распространения такой информации не обеспечивают быстрый доступ до нее всех заинтересованных лиц, что в свою очередь приводит к невозможности принятия объективного решения участниками рынка.

Постановка задачи. Целью исследования приведенного в данной статье является:

  • анализ нормативных документов и этапы их принятия и совершенствования в соответствии с развитием потребности в рейтинговании финансовых инструментов и институтов фондового рынка;
  • анализ современных проблем отечественного рынка рейтинговых услуг и перспективы его развития с учетом международных стандартов.

Результаты. Одним из элементов повышения прозрачности отечественного финансового рынка стала разработка «Концепции создания системы рейтинговой оценки регионов, отраслей национальной экономики, субъектов хозяйствования» (далее – Концепция) одобренной Распоряжением Кабмина №208-р от 01.04.04г. В качестве реализация данной Концепции 15 декабря 2005 года был принят Закон Украины №3201-IV «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» согласно которому, в частности, были внесены существенные изменения в ряд законов касательно национальной системы рейтингования институтов и инструментов финансового рынка.

В частности, в Законе Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине» появились нормы обязательного рейтингования некоторых эмитентов и видов ценных бумаг, а Постановлением Кабмина Украины №665 от 26.04.07г. была утверждена Национальная рейтинговая шкала.

В настоящее время обязательной рейтинговой оценки требуют такие эмитенты:

  • предприятия, в уставных фондах которых имеется доля государства;
  • предприятия, имеющие стратегическое значение для экономики и государства;
  • предприятия, занимающие монопольное (доминирующее) положение.

Отметим, что обязательность рейтингования не зависит от формы собственности, подчиненности или других особенностей эмитента.

Согласно этого же Закона, рейтинговой оценке подлежат все виды эмиссионных ценных бумаг, которые не распределяются между учредителями и подлежат свободному обращению на фондовом рынке, за исключением государственных ценных бумаг; акций; ценных бумаг недиверсифицированных ИСИ; ценных бумаг эмитированных Государственным ипотечным учреждением. Обязательность определения рейтинговой оценки таких ценных бумаг не зависит от эмитента, способа эмиссии, порядка размещения и т.д.

Как видим, инструментами фондового рынка подлежащие ретингованию являются:

  • облигации предприятий;
  • облигации городских займов;
  • ипотечные сертификаты;
  • ипотечные облигации;
  • сертификаты фондов операций с недвижимостью;
  • инвестиционные сертификаты.

Отметим, что в вышеприведенном списке, наибольшую долю на фондовом рынке Украины занимают корпоративные облигации и облигации городских займов, поэтому регулятор рынка – ГКЦБФР, в соответствии с требованиями Закона Украины «О государственном регулирование рынка ценных бумаг в Украине», внес соответствующие изменения в «Положение о порядке выпуска облигаций предприятий, утвержденное Решением ГКЦБФР №322 от 17.07.03г. и в «Положение о порядке выпуска облигаций внутренних городских займов», утвержденное Решением ГКЦБФР №414 от 7.10.03г., В соответствии с этими изменениями, при регистрации эмиссии необходимо провести рейтингование и опубликовать кредитный рейтинг этих ценных бумаг.

Таким образом, на начало 2006 года была определена законодательная база для введения системы обязательного рейтингования практически всех институтов и финансовых инструментов, присутствующих в то время на отечественном финансовом рынке.

Соответственно встал вопрос кто и как должен проводить данное рейтингование? Потребность в данном виде услуг предполагало и развитие нового сегмента финансового рынка – рынка рейтинговых услуг.

В соответствии с Законом Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине», рейтинговые оценки, получение которых является обязательным условием эмиссии соответствующих ценных бумаг, имеют право присваивать исключительно уполномоченные рейтинговые агентства и (или) международные рейтинговые агентства, определенные (утвержденные) ГКЦБФР.

В соответствии с этим же Законом, юридическое лицо приобретает право присваивать рейтинговые оценки финансовым институтам и ценным бумагам рейтингование которых является обязательным, с момента получения Свидетельства о включении в Государственный реестр уполномоченных рейтинговых агентств.

Международное рейтинговое агентство получает право присваивать рейтинг с момента включения их в перечень признанных ГКЦБФР.

В настоящее время, реестр международных рейтинговых агентств, признанных ГКЦБФР и имеющих право проводить, в соответствии с законодательством, обязательное рейтингование эмитентов и ценных бумаг включает три ведущих зарубежных агентств: Fitch Ratings (Великобритания, США), Moody’s Investors Service (США) и Standard and Poor’s (США), а так же дочерних компаний, которые находятся под операционным контролем Moody’s Investors Service Inc.

Среди национальных рейтинговых агентств, в Государственный реестр уполномоченных рейтинговых агентств внесены ООО «Кредит-Рейтинг», Национальное рейтинговое агентство «Рюрик» и ООО «Рейтинговое агентство «Эксперт-Рейтинг», ООО «Рейтинговое агентство «ІВІ – Рейтинг».

Базовым инструментом присвоения рейтинговой оценки субъектам и инструментам финансового рынка для отечественных рейтинговых агенств стало Решение ГКЦБФР №1042 от 21.05.07г. «Об утверждении Правил определения уполномоченным рейтинговым агентством рейтинговой оценки по национальной рейтинговой шкале» (Национальная рейтинговая шкала была введена Постановлением Кабмина №665 от 26.04.07 года.. Данные правила установили требования, на основании которых уполномоченное рейтинговое агентство присваивает рейтинг в соответствии с национальной рейтинговой шкалой.

Отметим, что признанные ГКЦБФР международные рейтинговые агентства ввели собственные рейтинговые шкалы для Украины, не опираются на Национальную рейтинговую шкалу. Для согласования этих шкал с Национальной рейтинговой шкалою ГКЦБФР приняла соответствующие нормативные документы, в частности:

  • Решение №2312 от 27.12.07г. «Об установлении соответствия рангов рейтинговых оценок по шкале международного рейтингового агентства Fitch Ratings с рангами Национальной рейтинговой шкалы»;
  • Решение №2313 от 27.12.07г. «Об установлении соответствия рангов рейтинговых оценок по шкале международного рейтингового агентства Moody’s Investors Service с рангами Национальной рейтинговой шкалы»;
  • Решение №2314 от 27.12.07г. «Об установлении соответствия рангов рейтинговых оценок по шкале международного рейтингового агентства Standard & Poor’s с рангами Национальной рейтинговой шкалы»/

Таким образом, с принятием этих решений, ГКЦБФР де-юре предоставила уполномоченным международным рейтинговым агентствам возможность участвовать в обязательном рейтинговании институтов и инструментов финансового рынка, не нарушая требования Закона Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг Украины».

Дальнейшим развитием отечественного рынка рейтинговых услуг, на наш взгляд, могло бы стать создание независимых информационных и рейтинговых агентств, специализирующихся на предоставлении информационных услуг на фондовом рынке Украины. Соответствующие нормативные документы уже разработаны ГКЦБФР, но по каким то причинам до настоящего времени не приняты.

Так же, по мнению ряда экспертов, логичным шагом совершенствования нормативно-правовой базы в сфере рейтингования могло стать принятие Национальных стандартов профессиональной деятельности по проведению рейтинговых оценок (рейтингованию). Поскольку присвоенные рейтинги, по сути - являются субъективными экспертными оценками, точность которых зависит от квалификации и методики рейтингового агентства, внедрение стандартов позволит сделать процедуру присвоения рейтингов более четкой и прозрачной, что в результате будет способствовать повышению точности рейтинговых оценок и возможность их сравнительного анализа.

Без сомнения, Национальные стандарты в данной области должны в полной мере соответствовать современным международным требованиям. Все развитые страны мира приняли общие международные правила работы рейтинговых агентств, базирующихся на двух документах:

  • «Принципы Международной организации регуляторов фондового рынка IOSCO деятельности рейтинговых агентств»;
  • «Кодекс норм деятельности рейтинговых агентств».

Думается, что и развитие национальных стандартов должно идти по пути сближения действующего украинского законодательства с международными профессиональными стандартами в сфере рейтингования.

Выводы. Поведенный анализ нормативного законодательства и регуляторных актов в сфере рейтингования позволяет сделать следующие выводы:

  • нормативно-правовая база функционирования системы национальной рейтинговой оценки инструментов фондового рынка требует дальнейшего совершенствования, поскольку в настоящее время содержит множество противоречий и нестыковок;
  • отсутствие единых норм и правил проведения рейтингования и присвоения рейтинга порождает непрозрачность данного сегмента рынка и возможность манипуляций;
  • оплата услуг рейтингования самими эмитентами ставив в неравные условия участников рейтингования;
  • целесообразным представляется разработка и принятие Национальных стандартов деятельности рейтинговых агентств, основанных на Принципах и Кодексе IOSCO/

Литература:

  1. Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» №3201-IV от 15.12.05г.
  2. Законе Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине» №448/96-ВР от 30.10.96г.
  3. Постановлением Кабмина Украины. «Об утверждении Национальной рейтинговой шкалы» №665 от 26.04.07г.
  4. Газета „Цінні папери України” №47 (589) от 26.11.2009г.
  5. Газета „Цінні папери України” №16 (610) от 29.04.2010г.