Каталог статей

Наконечная О.И.
Научный руководитель: Корнилова Е.В.
Донецкий национальный университет экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского

Развитие социального партнерства в Украине

В современный период в Украине происходят процессы, которые можно определить как формирование коллективного трудового права. Кризисное состояние экономики обострило потребность общества достичь социального баланса между наемными работниками, работодателями и государством. Согласование социально-экономических интересов между указанными субъектами, а также между ними и государством образует целую систему общественных отношений, получивших в зарубежных странах название института социального партнерства, который пронизывает социально-экономические отношения от национального уровня до конкретного предприятия.

Процесс законодательного закрепления коллективно-договорной системы в большинстве стран Запада начался в начале XX века. Украина ратифицировала в разные годы международно-правовые акты, они входят в систему национального законодательства и являются обязательными к исполнению. Мировой опыт убедительно свидетельствует, что проблемы экономики и общественной жизни, в том числе в сфере применения наемного труда, решаются оптимально, если реализуется ориентация на достижение социального согласия, согласования интересов различных общественных групп. Стержнем социального партнерства является принцип сотрудничества между работодателями и наемными работниками, который реализуется в формах проведения переговоров, заключения коллективных договоров и коллективных соглашений, согласование проектов нормативно-правовых актов, консультаций при принятии решений социальными партнерами на всех уровнях. Созданная в Украине институциональная структура социального партнерства не обладает достаточной эффективностью в плане реализации основных социально-экономических направлений государственной политики, что можно объяснить следующим:

  1. Отсутствие социально-экономических предпосылок.
  2. Несовершенство законодательной базы.
  3. Слабость профсоюзов.
  4. Низкая забастовочная активность.

В сферу социального партнерства входят: достижение консенсуса по вопросам обеспечения занятости, создания дополнительных рабочих мест, организации оплачиваемых общественных работ, защиты населения от безработицы; применение наемного труда с соблюдением техники безопасности, требований по охране здоровья работников в процессе труда, оплаты труда и обеспечение воспроизводящей и стимулирующей функций заработной платы, прав работников на своевременное получение заработной платы, обеспечение нормального режима труда и отдыха; обеспечение права работников на участие в управлении работой на предприятии, в установлении порядка проведения коллективных переговоров, разрешении коллективных трудовых споров и т.п.

Основные объективные факторы, обусловившие необходимость создания социально-партнерских отношений и соответственно сформировавшие условия этого процесса заключаются в следующем.

Во-первых, технико-технологические факторы. Возрастающая сложность и интеллектуализация общественного труда обеспечили возрастание роли человеческого фактора, превращение наемного работника из простого исполнителя в образованного, активного субъекта производства, принимающего участие и в управлении производством. Научный работник так приобщается к производственному процессу, что он становятся заинтересованным в эффективной, прибыльной работе предприятия, фирмы. Таким образом, возрастание роли квалифицированного труда в определенной степени сближает экономические интересы работодателей и наемных работников, а возникающие между ними конфликты обе стороны заинтересованы решать на основе компромисса.

Во-вторых, — социально-экономические факторы. Превращение части работников в акционеров, меняющее их отношение к собственности, судьбе производства и предприятий. Это общество, где не менее 2/3 его членов составляют средние слои. К ним относятся:

  • большая часть предпринимателей (представителей малого и среднего бизнеса);
  • менеджеры различных уровней;
  • инженерно-технические работники;
  • люди свободных профессий и квалифицированные работники.

В-третьих, одним из необходимых условий социального партнерства является развитое гражданское общество. Для него характерны широкая сеть гражданских организаций, выражающих профессиональные и гражданские интересы людей. Основным элементом гражданского общества является правовое государство, в котором публичная власть и все граждане подчинены нормам права. Однако очевидна характерная для Украины черта: несформированность общества и гипертрофированность государственной власти. Государство довлеет над обществом и является главной угрозой для партнерства с его попыткой контролировать буквально все, и тем более – удачные социальные начинания, которые могут хоть сколько-нибудь ослабить власть государственного аппарата. В таких условиях равенство сторон в социальном партнерстве не является возможным.

В-пятых, — нравственно-психологические факторы:

  • гуманизация общественных и в первую очередь — социально-трудовых отношений, общественное признание права каждого гражданина на достойные условия жизни и труда, достойную его оплату;
  • осознание различными социальными группами общества необходимости поиска и достижения социального мира и согласия на основе взаимных договоров и соглашений.

Кабинет Министров Украины выступает в социальном партнерстве как орган, который осуществляет управление объектами государственной собственности. Государство как субъект социального партнерства в Украине оставило за собой такую важную функцию как создание правовой базы для регулирования социально-трудовых отношений, установление на государственном уровне минимальных гарантий для трудящихся в сфере труда. Представителями наемных работников выступают на национальном уровне профсоюзные объединения Украины. В Украине созданы специальные органы, осуществляющие полномочия в сфере социального партнерства - Национальный совет социального партнерства, Национальная служба посредничества и примирения. Согласно Положению Национальная служба посредничества и примирения (НСПП) является постоянно действующим государственным органом, созданным Президентом Украины для содействия урегулированию коллективных трудовых споров (конфликтов). Основными задачами НСПП являются: содействие взаимодействию сторон социально-трудовых отношений в процессе урегулирования коллективных трудовых споров (конфликтов), возникших между ними; прогнозирования возникновения коллективных трудовых споров и содействие своевременному их решению; осуществления посредничества и примирения при решении коллективных трудовых споров.

Для формирования эффективной системы социального партнерства в Украине сложились все необходимые условия, а именно: осуществился переход к рыночным формам хозяйствования; есть профсоюзы как организации, представляющие и защищающие интересы трудящихся; сформировался класс предпринимателей; государство заявило о своей готовности выступать в качестве посредника в отношениях между работниками и работодателями; существует минимально необходимая правовая основа для развития социального партнерства, сформированы базовые институты и механизмы проведения коллективных переговоров. Тем не менее, исследователи и участники социально-трудовых отношений продолжают отмечать неэффективность системы социального партнерства, формальность и невыполнение коллективных соглашений и договоров, низкую регулятивную силу соглашений.

Литература:

  1. Актуальные проблемы современного профсоюзного движения. – К: Медицина, 2000 – 40 с.
  2. Анисимов В., Макеев В. Правовая база социального компромисса // Человек и труд. – 2001. – Вып.1. – С.84-86.
  3. Социальное партнерство. – М.: Издательство «Экономика», 1999 – 236с.