Каталог статей

К.Г. Марченко
С.В. Чернышева
Горловский автодорожный институт государственное высшее учебное заведение «Донецкий национальный технический университет»

Информация в логистике и создание информационных логистических систем

Актуальность темы. При рационализации логистических процессов в прошлом основное внимание, как правило, уделялось физическому подъемно-транспортному процессу. Сегодня внимание все более обращается на информационный поток, при помощи которого планируют материальный поток, управляют им и контролируют его. Улучшение информатики и организации нередко может принести больший эффект, чем технические инновации. Все это доказывает актуальность создания логистических систем и внедрение их в управление материальными потоками.

Естественно, для внедрения таких систем необходимо создание должного программного обеспечения. На отечественном рынке, например, подобной работой занимается компания «ИнтегПрог».

Целью данной статьи будет обоснование того, что информация становится производственным фактором, а также этапы и принципы построения логистических информационных систем.

Основной материал. Каждое движение материалов связано с передачей информации. Некоторые сообщения опережают груз, авизируют его прибытие. Информационное опережение позволяет получателю своевременно подготовить его приемку. Другие данные сопровождают груз, они характеризуют вид и количество товаров, отправителя, получателя и владельца, обращают внимание на опасные свойства товара. Третий вид информации следует за материальным потоком и часто идет в обратном направлении (подтверждение приема, фактурирование, предъявление рекламаций, дополнительные заказы, запросы и т.п.). Информационный поток бывает более сложным, чем материальный, он охватывает и такие подразделения предприятия, через которые материал прямо не проходит.

Информация становится логистическим производственным фактором. Благодаря ей может сократиться складирование (лучшее управление запасами, согласованность действий поставщика и потребителя, замена складирования готовой продукции складированием полуфабрикатов и сырья). Благодаря информации удается также ускорить транспортировку (согласованность всех звеньев транспортной цепочки).

Рынок предъявляет предприятиям значительные требования. Надо все быстрее модернизировать продукцию, лучше владеть ценами, учитывать расходы, анализировать эффективность отдельных заказов и продуктов. Чтобы предприятие могло оперативно реагировать на требования рынка, ему необходимо повысить:

  • прозрачность деятельности (надо располагать актуальными данными о состоянии и тенденциях развития рынка);
  • гибкость (изменения требований рынка надо быстро внедрять в производство);
  • эффективность (требования рынка должны выполняться с предельно низкими издержками, чтобы предприятие выдерживало конкуренцию).

Информационная техника может значительно способствовать выполнению этих требований. Определенного роста эффективности можно достичь и с помощью локальных вычислительных систем, но прозрачность и гибкость значительно повышаются лишь в результате применения интегрированных информационных и управленческих систем, которые «перешагивают» границы между подразделениями предприятия.

Информационные системы обеспечивают подготовку, ввод, хранение, обработку, контроль и передачу данных. Они отличаются иерархической структурой. Степень их автоматизации обычно относительно высока. Информационные системы бывают реализованы как сеть взаимосвязанных вычислительных машин разной величины и абонентских пунктов (терминалов).

Логистические информационные системы представляют собой целостный комплекс программно-технических средств и регламентов их функционирования для создания интегрированного информационного пространства и обеспечения эффективной деятельности кинетической цепи. Эти системы обычно разделяются на три группы.

Информационные системы для принятия долгосрочных решений о структурах и стратегиях (так называемые плановые системы). Они служат главным образом для создания и оптимизации звеньев логистической цепочки.

Информационные системы для принятия решений на среднесрочную и краткосрочную перспективу (так называемые диспозитивные или диспетчерские системы). Они направлены на обеспечение отлаженной работы логистических систем. Речь идет, например, о распоряжении (диспозиции) внутризаводским транспортом, запасами готовой продукции, обеспечении материалами и подрядными поставками, запуске заказов в производство.

Информационные системы для исполнения повседневных дел (так называемые исполнительные системы). Они используются главным образом на административном и оперативном уровнях управления, но иногда содержат также некоторые элементы краткосрочной диспозиции. Особенно важны для этих систем скорость обработки и фиксирование физического состояния без запаздывания (т.е. актуальность всех данных), поэтому они в большинстве случаев работают в режиме on-line. Речь идет, например, об управлении складами и учете запасов, подготовке отправки, оперативном управлении производством, управлении автоматизированным оборудованием.

Для построения логистических информационных систем на базе электронно-вычислительных систем (ЭВМ) важны следующие принципы:

  • надо обеспечить возможность поэтапного создания системы;
  • очень важным является четкое установление мест стыка;
  • нужно обеспечить гибкость системы с точки зрения специфических требований конкретного применения;
  • ведущую роль играет приемлемость системы для пользователя диалога «человек-машина».

При проектировании информационных систем возникает опасность сохранения традиционных процессов, в то время как необходимо добиться коренных изменений в организации. Надо иметь в виду, что вычислительные системы не являются универсальным лекарством от плохо управляемых операций. Кроме того, при неконтролируемом использовании новых информационных технологий легко возникает разлив излишней информации и в результате возрастает стоимость обработки данных без заметного эффекта для предприятия. Стратегическое планирование информационной системы включает следующие шаги:

  • определение подразделений предприятия, которые будут включены в интегрированную информационную систему (также с учетом перспективы);
  • грубый проект функциональных областей информационной системы и соотношений между ними;
  • определение важных для работы предприятия объектов (заказчики, поставщики материалов, деталей и т.п.) и их отображение в информационной системе (это наиболее сложная задача стратегического планирования, тесно связанная с предыдущим шагом);
  • определение возможностей использования функциональных областей системы в различных подразделениях предприятия и оценка ожидаемого эффекта;
  • установление правил для архитектуры и технической реализации подсистем и соединяющих звеньев, создаваемых собственными силами;
  • установление общих, независимых от функций правил и форматов для передачи данных между функциональными областями информационной системы;
  • установление параметров для вычислительной техники (аппаратное оборудование, операционная система, система управления данными, иерархические уровни ЭВМ, технические методы передачи);
  • разработка проекта реализации (приоритеты, сроки и т.д.).

Таким образом, целью информационной логистики является построение и эксплуатация информационных систем, обеспечивающих наличие нужной информации; в нужном месте; в нужное время; необходимого содержания; с минимальными затратами.

С помощью информационной логистики и совершенствования на ее базе методов планирования и управления в компаниях ведущих промышленных стран происходит в настоящее время процесс, сутью которого является замена физических запасов надежной информацией.

Литература:

  1. Логистика: Учебное пособие/ Под редакцией Б.А. Аникина. – М: ИНФРА-М, 1997. – 327 с.
  2. Основы логистики : Учебное пособие / Под ред. Л.Б. Миротина и В.И.Сергеева. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 200 с.
  3. Маркетинг: Под общей ред. В.Е. Ланкина. Таганрог: ТРТУ, 2006.