Каталог статей

Абдикадирова А.А.

Сущность и виды государственной поддержки агропромышленного комплекса в Республике Казахстан

         Во все времена человечество боролась за землю, за право владеть ею, работать на ней, причина кроется на поверхности – выжить. От того, кто хозяйствовал на земле, как его обрабатывал и как она поступала конечному потребителю зависело благосостояние того или иного местного населения. Это проблема как никогда актуальна на сегодняшний день, население земли в 2012 году составило – 7 миллиардов человек, новый мировой рубеж, который мы достигли земляне, но перед экономистами всего мира, в том числе и Казахстана, стала большая проблема как его накормить, извечная проблема. Решение очевидно у нас нет другого выхода как искать новые пути развития агропромышленного комплекса в частности Республики Казахстан. Но как говорится в той пословице: «Все то новое, что хорошо забытое старое», конечно учитывая, новые мировые достижения науки, которая каким либо образом затрагивает агропромышленный комплекс и Республики Казахстан в том числе.

         В результате перехода к рыночной экономике Республика Казахстан и ее предприятия оказались в тяжелом экономическом положении, причины – это диспаритет цен, нарушение связей между хозяйствами, в том числе и животноводческими, износ машин и оборудования, слабый менеджмент руководителей. В данных экономических условиях особую актуальность имеют исследования и разработка мер направленных на государственную поддержку АПК. 

         Агропромышленный комплекс является одной из ключевых отраслей экономики и от степени его развития всецело зависит не только уровень продовольственной безопасности страны, но и в общественно-политической стабильности государства. Кризисная ситуация, возникшая в последнее время на мировых продовольственных рынках, и ее негативные последствия, как никогда подняли актуальность продовольственного вопроса и выдвинули его на первый план в мировой экономической политике. Практически все страны мира пересматривают свою аграрную политику, внося в нее соответствующие коррективы. При этом основная ставка делается на усиление регулирующей и поддерживающей роли государства в вопросах наращивания объемов производства и стабилизации ситуации на внутреннем рынке продовольственных товаров. 

Если остановиться на вопросе государственной поддержки агропромышленного комплекса (далее АПК) Республики Казахстан, то следует заметить тот немаловажный факт как его проблематичность, так скажем камнем преткновения между государственными органами, частными землевладельцами и даже международными организациями в лице, к примеру, всемирной торговой организацией (далее ВТО). Возникает извечный вопрос: почему? Однозначно ответить на него нельзя, да и невозможно, можно лишь сказать одно, оно важно для всех, но с точки зрения развития законов экономики невыгодно лишь одному – частному землевладельцу в силу его сложной и низкой оборачиваемости капитала в сельском хозяйстве. Эта причина кроется в том, что сельское хозяйство – это в первых сезонная работа и отсюда несовпадение рабочего периода с периодом производства. Труд как одна из составляющих капитала не совсем адекватно оценивается в связи с несовпадение вышеназванного со временем получения готовой продукции. Медленный оборот основного капитала в АПК замедляет накопление амортизации и использование ее для восстановления основных фондов [1, С.9].

Традиционно сельское хозяйство понимается как деятельность непосредственно по производству продукции растениеводства и животноводства. Наряду с этим применяется более широкий термин - "агропромышленный комплекс" (АПК). Данный термин вошел в оборот в середине семидесятых годов, к этому времени он сформировался как единое целое. Формирование агропромышленного комплекса исторически вызвано научно-технической революцией, проникновением ее достижений в сельское хозяйство, усилением связей сельского хозяйства с промышленностью.

         Прежде чем говорить о государственной поддержке агропромышленного комплекса необходимо дать ему определение - агропромышленный комплекс - совокупность отраслей экономики, включающих производство, заготовку, хранение, транспортировку, переработку и реализацию продукции сельского, рыбного хозяйства, а также пищевую промышленность, сопутствующие производства и сферы деятельности, обеспечивающие их современной техникой, технологическим оборудованием, деньгами, информационными и другими ресурсами, ветеринарно-санитарную и фитосанитарную безопасность, научное обеспечение и подготовку кадров [2].

         Исходя из определения АПК необходимо дать понятие конечной продукции АПК, так, по мнению крупного специалиста в области АПК, д.э.н., профессора Анафияевой Жибек Анафияевной, под которым понимается часть произведенной продукции в системе агропромышленного комплекса, которая не используется на текущие производственные нужды. В ее состав включается продукция, расходуемая на личное потребление населением, прирост запасов и резервов продукции, произведенное потребление в отраслях не входящих в АПК, вывоз продукции [3, С.36].      

История становления агропромышленного комплекса показывает, что в 1990 году сельское хозяйство занимало 34% ВВП и это был самый высокий показатель среди отраслей материального производства. Наибольшее развитие получили зерновое производство и животноводство мясного направления. Доля сельского населения в общей его численности составляла 49,7%.

Несмотря на это аграрное производство Казахстана в это время переживало глубокий кризис. К середине 1990-х годов в республике более чем в 2 раза сократились площади используемой пашни, поголовье животных снизилось практически в 3 раза. В результате состояние материально-технической базы, которой располагали в тот период сельские товаропроизводители, было отброшено на уровень 1960-х годов, а само производство – 1950-х годов. Повсеместно нарушались технологии возделывания сельскохозяйственных культур, снижалось плодородие почвы, разрушался генетический потенциал животных. В этих условиях крайне важным явилось эффективное использование потенциальных возможностей страны для выхода из кризиса и дальнейшего увеличения объема производства сельскохозяйственной продукции. Претворить ее в жизнь помогли последовательные принятые государственные программы в области АПК.

Программа развития сельскохозяйственного производства Республики Казахстан на 2000-2002 годы был направлена на стабилизацию производства основных видов продукции растениеводства и животноводства, обеспечение экономического роста в конкурентоспособных отраслях сельского хозяйства путем выявления, так называемых «точек роста». На реализацию ее положений было выделено 250 млрд. тенге.

Государственная агропродовольственная программа Республики Казахстан на 2003-2005 годы, предусматривающая обеспечение продовольственной безопасности республики на основе формирования эффективной системы агропромышленного производства и увеличения объема выпуска конкурентоспобной продукции. Реализация данной программы обеспечивалось посредством создания законодательной базы, соответствующей потребностям рыночного производства, регулирования ценообразования, роста государственной поддержки, которая за этот период составила 285 млрд. тенге.

Государственная программа развития сельских территорий Республики Казахстан на 2004-2010 годы, направленная на создание нормальных условий жизнеобеспечения села на основе оптимизации сельского расселения.

Задачи всех этих документов можно резюмировать как обеспечение устойчивого развития АПК на основе роста производительности труда, рентабельности его отраслей и развития конкурентных преимуществ отечественной продукции.    

Агропромышленный комплекс Казахстана в течение 20-летия, преодолев кризисный период, адаптировался к рыночным отношениям и наращивает выпуск. Объем валовой продукции сельского хозяйства вырос с 77,8 млн. тенге в 1991 г. до 1,4 трлн. тенге в 2010 г. За 20 лет произведено продукции на 11,5 трлн. тенге. Доля отрасли выросла и достигла 9,6% ВВП страны [4, С.20].

Что касается самой государственной поддержки АПК, то в экономической литературе понятие «государственная поддержка» экономисты и специалисты органов государственного управления трактуют далеко не однозначно. Наиболее часто встречаются и отождествляются такие понятия, как «государственная агропромышленная политика РК», «бюджетная политика РК», «государственное экономическое регулирование» и т.д.

Государственная агропромышленная политика исходя из анализа экономической литературы понятие более общее и включает в себя различные способы воздействия на развитие, как агропромышленного производства, так и общества в целом. То есть, государственная поддержка является лишь составной частью системы государственной агропромышленной политики.

Многие авторы сводят систему государственной поддержки только к бюджетному финансированию. Одни считают, что поддержка сельского хозяйства – это подсистема государственного регулирования, представляющего собой совокупность прямых выплат из бюджета непосредственно сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях прямого повышения их доходов [5, 23с.]. Другие авторы дают другое определение, где государственная поддержка понимается как неотъемлемая часть системы государственного регулирования. Механизмы этой поддержки на разных уровнях должны дополнять друг друга и способствовать становлению и нормальному функционированию рынка [6].

Список использованной литературы:

1. Смирнов Ю.В. Совершенствование механизма государственной поддержки АПК (на примере Республики Марий Эл). Дисс… на соиск. учен. степени к.э.н. Йошкар-Ола. 2004. - С.9.

2.Закон Республики Казахстан от 08.07.2005 N 66-3 "О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ".

3. Анафияева Ж.А. Формирование и функционирование экономического механизма зернового подкомплекса региона. Дисс… на соиск. учен. степени д.э.н. М. 2002. - С.36.

4. Алшанов Р. Экономика Казахстана за 20 лет: агропромышленный комплекс. Казахстанская правда. 28 октября 2011г. С.20.

5.Прыгунов А.Е. Основы государственного регулирования и поддержки отраслей сельского хозяйства. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.э.н. – Челябинск. 2004. – 23с.

6.Урусов В.Ф. Концепция регулирования экономических отношений в АПК регионального уровня//Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий. – 1997. - №11.