Каталог статей

Исаншина Г.Ю., Струсевич Л.Н.

Современные аспекты развития коммунальных транспортных предприятий в Украине

Коммунальное предприятие – предприятие, обеспечивающее население водой, электроэнергией, газом и другими товарами и услугами первой необходимости. Коммунальные предприятия являются естественными монополистами и их деятельность регулируется правительством во избежание злоупотреблений монопольной властью. В настоящее время в Украине функционирует около 16 тыс. коммунальных предприятий. Доля занятого населения, работающего в сфере оказания коммунальных услуг, составляет 2,8 % от общего количества занятого населения Украины, доля нанятых работников – 2,3 %. Доля в общем объеме реализованной продукции (работ, услуг) страны – 0,6 %. Удельный вес коммунальных услуг, реализованных населению, выше и составляет более 7 % в общей структуре полученных им услуг. Отрасль убыточна: с 2008 по 2010 гг. убыточность постоянно возрастала и в 2010 году составила -14,5 %, что свидетельствует о кризисном состоянии данной отрасли. Проанализируем соотношение прибыльных и убыточных транспортных предприятий, данные представим в табл. 1:

Таблица 1 – Финансовые результаты транспортных предприятий [1]

Показатель

Предприятия, получившие прибыль, в % к общему кол-ву

Убыточные предприятия, в % к общему кол-ву

Финансовые результаты от обычной деятельности до налогообложения:

2008 г.

59,5

40,5

2009 г.

56,9

43,1

2010 г.

55,9

44,1

Чистая прибыль (убыток):

2008 г.

58,1

41,9

2009 г.

55,7

44,3

2010 г.

54,2

45,8

Таким образом, можно сделать вывод, что лишь немногим более половины предприятий получают прибыль в данной сфере деятельности. В течение трех лет наблюдается изменение данного соотношения в сторону увеличения убыточных предприятий, что свидетельствует об ухудшении экономической ситуации в данной отрасли.

Таблица 2 – Структура операционных расходов предприятий, оказывающих коммунальные услуги в 2010 гг. [1]

Показатель

Значение, %

Материальные затраты

17,0

Стоимость товаров и услуг, приобретенных для перепродажи и реализованных без дополнительной обработки

0,4

Амортизация

16,1

Расходы на оплату труда

24,3

Отчисления на социальные мероприятия

7,0

Прочие операционные расходы

35,2

Итого

100

Как видно из табл. 2, наибольший удельный вес в структуре занимают прочие операционные расходы, вторая статья по величине – расходы на оплату труда, затем идут материальные затраты и амортизация. В состав прочих операционных расходов на коммунальных предприятиях включают: стоимость жилья и коммунальных услуг, бесплатно или по льготам предоставленных работниками жилищных организаций;  техническую инвентаризацию (регистрацию всех изменений в составе эксплуатируемого жилищного фонда и его состояния), другие расходы хозяйственной деятельности. В структуре активов оборотные активы занимают 23 %. Наибольший удельный вес в структуре оборотных активов транспортных предприятий занимает дебиторская задолженность, которая за 2008 – 2010 гг. демонстрирует тенденцию к увеличению. Товарно-материальные ценности в общей структуре оборотных активов составляют до 20 %. В составе товарно-материальных ценностей наибольший удельный вес занимают производственные запасы, однако в течение трех лет их удельный вес снизился на 9,9 %. На втором месте находится незавершенное производство, на третьем – готовая продукция.

Предприятия, оказывающие коммунальные услуги, сталкиваются с рядом проблем, среди которых одной из наиболее болезненных является проблема накопления потребителями - физическими лицами дебиторской задолженности за потребленные услуги. Проблема эта вызвана как самой спецификой отрасли, когда предоставление коммунальных услуг, поставка энергоносителей осуществляется в кредит, так и тем, что все финансовые проблемы обычного потребителя, умноженные на количество таких потребителей, вызывают глобальные трудности для коммунального предприятия.

Проблемой коммунальных транспортных предприятий является также изношенность автопарка, который является основной обеспечения хозяйственной деятельности. Как показывает практика, большая часть грузовых автомобилей переживает 8-10-летний срок эксплуатации, что с учетом качества отечественного дорожного полотна, не может способствовать эффективной работе парка транспортных средств. Поэтому жизненно необходимым является качественный расчет амортизационных отчислений и определение оптимального срока службы подвижного состава. Отдельно нужно обратить внимание, что целесообразно использовать различные подходы к исчислению оптимального срока службы для транспортных средств, исходя из страны-производителя автомобиля. Так для автомобилей отечественного производства оптимальным считается полезный срок эксплуатации порядка 6-8 лет, тогда как для зарубежных автомобилей 9-12 лет.

Решение проблем транспортных предприятий (или предприятий других отраслей, имеющих транспортные подразделения), связано с рядом вопросов: планированием загрузки транспорта, сокращением времени простоев; планированием и учетом ремонтов (необходимо так спланировать ремонтные работы, чтобы машина и водитель простаивали минимальное время); учетом себестоимости транспортных услуг, маршрутов, определением рентабельности единицы подвижного состава; борьбой со злоупотреблениями (хищение топлива); мотивацией сотрудников.

Литература:

1. Статистический ежегодник Украины за 2010 г./ Под ред. А.Г. Осауленко. – К.: ООО «Август Трейд», 2011 – 560 с.