Селянин А.В. Криминология

Методы изучения причин преступности

Методы изучения причин преступности – способы и приемы, с помощью которых изучается преступность для дальнейшего ее предупреждения.

Методы изучения:

  1. анализ – разложение единства на множество, целого – на части, сложного – на компоненты;
  2. синтез – соединение разнообразных явлений, веществ и качеств в единство, в котором противоположности сглаживаются или снимаются;
  3. гипотеза – хорошо продуманное предположение, которое заслуживает проверки;
  4. индукция – метод движения знания от отдельного и особенного ко всеобщему и закономерному;
  5. дедукция – переход от общего к частному или от частного к общему;
  6. системный – рассмотрение объекта как системы, которая содержит определенное количество взаимосвязанных элементов;
  7. системно-структурный анализ – с использованием математических методов;
  8. исторический метод – изучение преступности в историческом разрезе и движении;
  9. сравнение – сопоставление преступности в разных государствах, преступников разного пола и возраста;
  10. динамический и статистический методы;
  11. частнонаучные – опросы в форме анкетирования и интервью;
  12. метод экспертных оценок – получение и обработка мнений и суждений, которые излагаются по определенному вопросу;
  13. документальный – сбор и анализ данных из различного рода документов;
  14. эксперимент – изучение ситуаций, которые изменились в результате перемены определенных условий при сохранении прочих.

Основные методы изучения:

  1. наблюдение – непосредственное восприятие исследователем и прямая регистрация фактов, которые касаются наблюдаемых объектов;
  2. документальное изучение – изучение документов, которые содержат необходимую информацию, представляющую интерес в криминологических исследованиях. Недостатком этого метода является то, что документы не рассчитаны на дальнейшее исследование;
  3. опосредованное наблюдение – опрос, который имеет 2 формы:

    а)  очный – интервью;
    б)  заочный – анкетирование;

  4. анкетирование – проводится анонимно. Анкета должна содержать до тридцати вопросов, которые расположены в разных вариантах;
  5. тестирование – психологическая диагностика, которая использует стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений;
  6. социологическое измерение – измерение социально-психологических связей между людьми;
  7. эксперимент – научно поставленный опыт, определяющий характеристики функционирования объекта в заданных условиях с целью получения новой информации о нем;
  8. метод экспертных оценок – используется для прогнозирования социальных явлений;
  9. статистический метод – исследования количественно-качественных показателей преступности иличности правонарушителей.
  10. статистический анализ использует способы:

    а)  аппроксимации – замены одних математических объектов более простыми, но близкими к исходным;
    б)  экстраполяции – распространения выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую его часть.


Понятие и содержание криминологии как учебной дисциплины | Предмет и методы изучения криминологии | Взаимосвязи криминологии с юридическими и неюридическими науками (дисциплинами) | История развития криминологии в России | Статистика в криминологических исследованиях | Криминологическое прогнозирование: понятие, виды и цели | Криминологическое исследование: виды, цели и задачи | Понятие причины конкретного преступления | Характеристика субъективных и объективных причинных факторов преступления, характер их взаимосвязей | Криминологическая виктимология: цели и задачи, направления виктимологического познания | Личная (антропологическая) виктимность. типы виктимного поведения | Понятие и виды криминологической виктимности | Понятие криминологической личности преступника и ее изучение | Криминологическая характеристика личности преступника | Формирование негативных нравственно-психологических особенностей личности преступника | Роль биологических и социальных факторов в детерминации конкретного преступления. Концепции причин | Понятие преступности и ее признаки | Понятие причин преступности и их классификация | Методы изучения причин преступности | Методы изучения причин, условий конкретного преступления | Показатели преступности и методы их определения | Латентная преступность, ее виды и методы определения | Понятие предупреждения преступности (преступлений) | Преступление как объект криминологического изучения | Общесоциальное предупреждение преступности | Специальное предупреждение преступности | Криминологическая классификация преступлений | Виды и формы предупреждения преступлений | Криминологическая профилактика в системе предупреждения преступности | Криминологическая ситуация; понятие, виды; цели, задачи изучения | Общая и специальная превенция уголовно-правового предупреждения | Криминологическая информация: понятие, источники, методы получения, требования к криминологической информации | Криминологическая характеристика рецидивной преступности и ее предупреждение | Криминологическая характеристика женской преступности и ее предупреждение | Криминологическая характеристика профессиональной преступности | Понятие организованной преступности, ее признаки | Криминологическая характеристика преступлений, совершенных по неосторожности | Криминологическая характеристика насильственной преступности и ее предупреждение | Криминологическая характеристика корыстной преступности и ее предупреждение | Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних и ее предупреждение | Криминологическая характеристика организованной преступности и ее предупреждение | Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
Долгова А.И. Криминология | Кухарук В.В. Криминология | Селянин А.В. Криминология