Каталог статей

Мурзабекова С.В.

Роль инновационного проекта в развитии образовательной сферы

Переход от командной экономики к рыночной потребовал формирования адекватной национальной системы образования. Советская система образования имела определенные достижения и успехи, но она была идеологизирована социальными отношениями. Системный кризис начала 90-х годов показал, что необходимы коренные преобразования. Национальное образование стало одним из первых социальных институтов, подвергнутого реформированию в направлении слома авторитарной системы и перехода на новые стандарты. Казахстан – одна из первых стран на постсоветском пространстве, подписавшая Лиссабонскую конвенцию. Реформы образования были нацелены на переход на международные стандарты обучения, совершенствование и обновление технологий обучения и воспитания.

Сегодня государство рассматривает систему образования как стратегический ресурс обеспечения национальных интересов, повышения уровня жизни людей, повышения конкурентоспособности нации. В ежегодном Послании к казахстанскому народу «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира» Президент РК Н.А.Назарбаев сказал: «Конкурентоспособность нации в первую очередь определяется уровнем ее образованности» [1].

Новая общественная потребность национального образования заключается в том, что оно выступает фактором глубоких изменений во всем обществе и влияет на все сферы его жизнедеятельности. В условиях глобализации образование не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости. Казахстанские школьники стали серьезными конкурентами на международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и научных соревнованиях. Устойчиво растет число победителей. Только в 2008 году завоевано 62 золотых, 75 серебряных и 92 бронзовых медалей и 19 грамот. Впервые Казахстан вместе с 67 странами мира стал участником международного исследования TIMSS – 2007 (Third International Mathematics and Science Study) по оценке знаний школьников 4 и 8 классов. При этом были показаны высокие результаты. 5-е место по математике, 11-е место по естественным наукам. Итого, в общей системе оценок Казахстан занял 1-е место [2].

Однако, несмотря на достигнутые определенные успехи, в целом казахстанское образование остается мало конкурентоспособным. Мониторинг в школах республики показал, что лишь 57% родителей и 37,8% учащихся устраивает качество отечественного образования, 50,4% родителей считают необходимым изменить систему среднего образования. В поисках удовлетворения потребностей качественного образования родители отправляют детей на учебу за границу. Следовательно, стратегия развития системы образования должна быть направлена на возможность обучения по международным стандартам в Казахстане и вхождение через это в мировое образовательное пространство. Основная задача в школе – переход на 12-летнее обучение согласно Болонскому процессу. Наиболее значимые позиции 12-летки в следующем:

1. Дети начнут учебу на год раньше – с 6 лет.

2. 11-летка формирует знания для жизни в статическом обществе. А 12-летка научит самостоятельно добывать и эффективно использовать знания в быстро меняющемся мире.

3. Изменится роль учителя: от транслятора знаний к организатору, консультанту, наставнику.

4. В старших классах будет углубленная допрофессиональная подготовка, возможность получения среднего образования и профессии.

Это позволит:

¢ Обеспечить качество образования, соответствующее мировым образовательным стандартам, и базовых компетенций школьников для кспешной работы, дальнейшей учебы и жизни в условиях изменяющегося мира;

¢ Усилить информационную, экологическую, экономичсекую, правовую и языковую подготовку ученика;

¢ Создать условия для профилизации обучения в старших классах;

¢ Оптимизировать учебные программы с учетом индивидуальных потребностей учащихся, привития навыков самостоятетльной работы;

¢ Обеспечить сопоставимость доуниверситетского образования по продолжительности обучения и целям образовательных программ на международном уровне.

Качественное преобразование всей образовательной сферы возможно на основе инновационных школ. По инициативе Главы Государства создано АО «Өркен», которому поручено организовать (построить, оснастить и запустить учебный процесс) 20 школ Первого Президента. Первая школа открыла двери 10.01.2009г. в г.Астане.

Вышеназванным стратегическим задачам отвечает пилотный проект «Инновационная школа «Мирас», действующий в образовательной сфере Казахстана уже в течение 10 лет. Его создание и реализация в условиях глобализации повышает интерес к международному образованию. Инновационная модель включает интеграцию казахстанских программ и программ  Международного Бакалавриата (IB), отвечает потребностям внедрения международных стандартов качества образования.

Международное образование – есть комплекс образовательных и воспитательных мероприятий, направленных на достижение молодыми людьми осознания глобальной взаимозависимости всех процессов и явлений на Земле, необходимости взаимопонимания между различными этническими, расовыми и культурными группами, признания культурного плюрализма, обеспечивающих академическую и трудовую мобильность населения, равенство образовательных возможностей, формирование знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и деятельности в международном сообществе.

«Глобализация в образовании характеризуется наличием 2-х типов образования: «транснационального» и «интернационализирующего» или международного типа. Транснациональное образование проявляется как идеология образовательной экспансии, отражающей тенденцию экспортирования развитыми странами собственных образовательных программ.

Создание школ инновационного и адаптивного характера базируется на Концепции «интернационализирующего образования», основной идеей которой является сбалансированность национальных и международных компонентов в концепции школы, её структуре, содержании, организации и управлении образовательным процессом» [3].

Результатом реализации данной концепции является сближение национальных систем образования, формирование нового понимания качества образования и путей его повышения,  модернизация национальных образовательных систем.

В этой связи среди многочисленного выбора существующих в мире образовательных программ, именно Программа Международного Бакалавриата (IB) была наиболее отвечающая идеям интернационализирующего образования. Программы Международного Бакалавриата (IB) предлагают оригинальные и неординарные подходы к учению, постоянно развивают и совершенствуют технологии и методики обучения. Эти программы легко адаптируются к любому национальному стандарту образования. Дипломная Программа  Международного Бакалавриата (IB)  представляет собой самый высокий уровень среднего образования, признаваемый всеми ведущими университетами мира. Все это и обусловило наш выбор.

Структура образовательной системы в инновационно-адаптивной школе носит непрерывный характер и отражает систему полного среднего образования, которая в наших школах была выстроена на основе использования опыта и Программ Международного Бакалавриата и состоит из: 

- PYP «Primary Years Programme», что соответствует дошкольному и начальному школьному образованию;

- MYP «Middle Years Programme» - основная школа;

- IB «Diploma Programme» - профильная старшая ступень, 

где каждая ступень представлена как система логически взаимосвязанных и образовательно-завершенных программ.

Международный Бакалавриат – неправительственная организация, созданная в 60-годы XX столетия по инициативе всех прогрессивных сил образования того времени, имеющая консультативный статус в ЮНЕСКО и Совете Европы. На 1 сентября 2008 года в IB входит 2425 школ в 131 государстве мира.

Членство в IB наших школ является значительным этапом  на пути интеграции казахстанской системы образования в мировое образовательное сообщество.

Инновационно-адаптивными организациями образования международного типа, созданными Общественным Фондом «Фонд образования Нурсултана Назарбаева», являются международные школы комплекса «Мирас» в городах Астана и Алматы и Международная школа города Алматы.

Основными задачами школ Фонда является  разработка и развитие интегрированного учебного плана, образовательного стандарта и учебных программ, сочетающих современные достижения национальной и международной педагогической науки и практики, внедрение в учебный процесс инновационных образовательных технологий и средств обучения.

Философия образовательной деятельности международных школ включает несколько иные подходы к учению и одинаково направлена на интеллектуальное и гармоничное развитие школьника. Учебный процесс нацелен на раскрытие потенциальных возможностей и личностных качеств учащихся, развивает мотивацию к обучению, помогает сформировать самостоятельное мышление и умение свободно выражать себя, быть ответственным по отношению к окружающим, проявлять уважение и сотрудничать с ними, т.е. быть взаимозависимым с окружающим его миром.

Достижение указанных целей, а также высокого качества образования, невозможно за счет простого увеличения объема знаний и даже за счет изменения или усложнения содержания обучения по отдельным предметам. Наиболее эффективный путь, как показывает опыт международных школ, – это изменение характера связей  и отношений между учебными дисциплинами. Этот принцип положен в основу формирования содержания образования и в наших школах.

Следует иметь в виду, что указанные выше цели достигаются, прежде всего, через особую организацию учебного плана школы, в котором на каждой ступени обучения заложена своя центральная идея – трансдисциплинарное ядро. Достижение этих целей происходит также и «через» всю организацию школьной жизни, «через» её связь с другими значимыми сторонами жизни школьников. Образовательный процесс рассматривается в единстве процессов воспитания и обучения,  в котором воспитательный аспект несет большую образовательную нагрузку.

С изменением задач школы меняется и система оценивания. В школах разработана и внедрена в практику критериальная система оценивания учебных достижений студентов,  соответствующая  требованиям Международного Бакалавриата. Оценивание в международной школе – это часть процесса обучения, основной целью которого является получение информации о прогрессе студента, помогающей учителю правильно строить учебный процесс; студентам – ставить цели и планировать свою работу; родителям – создавать соответствующие потребностям ребёнка условия обучения дома; администрации – корректировать организацию учебно-воспитательного процесса в рамках школы. Оценивание в наших школах становится инструментом повышения мотивации к учению как для студентов, так и для всего школьного сообщества.

     

Одна из важнейших задач школьного сообщества – развитие полилингвального пространства в школе. Языки обучения в школах Фонда  - казахский, английский и русский. Языком общения внутри школы является преимущественно английский язык, в то время как многоязычие – наша приоритетная цель.

В соответствии с международными стандартами в школах выстроена и система повышения квалификации. Школы постоянно работают над  задачей эффективного использования потенциала каждого сотрудника, поддержки собственных кадровых ресурсов для достижения поставленных целей. Максимально используются все виды мотивации и стимулирования, среди которых главными являются профессиональный рост каждого сотрудника. Разработаны и успешно внедрены в практику Программы адаптации и поддержки вновь прибывающих преподавателей.

Эффективными формами работы с кадрами является участие учителей в  международных семинарах и конференциях IBO, CIS, ECIS, круглых столах, семинарах и конференциях Ассоциации школ Международного Бакалавриата стран СНГ.  В школах Фонда подготовлены международные тренеры, модераторы и экзаменаторы по линии IB, члены международных авторизационных и аккредитационных комиссий. Ведется системная работа по подготовке казахстанских учителей для работы в международных программах. Отрадно отметить, что наши специалисты сейчас востребованы на международном рынке труда и успешно осуществляют свою педагогическую деятельность в международных школах в Египте, Японии, Турции.

Управление школами, которые являются филиалами Фонда образования, осуществляется на основе тесного взаимодействия с Правлением школ Фонда, который является высшим органом, определяющим основные направления деятельности и Политику развития школ. Школа имеет свою организационно-административную структуру, которая постоянно подвергается изучению, анализу, изменению, совершенствованию, исходя из реальных и конкретных потребностей школы и направлена на  повышение самостоятельности школ в административно-операционном и учебно-воспитательном процессах.

Школами и Фондом образования пройден большой путь. Есть определенные достижения, которые необходимо отметить. Деятельность школ Фонда получила высокую оценку международных образовательных организаций: школы «Мирас» аккредитованы международными образовательными организациями (CIS, NEASС), и являются единственными школами в системе среднего образования по Среднеазиатскому региону, получившими международную аккредитацию. В странах СНГ школ с таким статусом только три, две из них школы «Мирас» гг. Астана и Алматы. 

Школы «Мирас» также аккредитованы Кембриджским университетом как Международный экзаменационный центр по приему экзаменов IGCSE на международный сертификат об окончании основной школы.

Нашими школами также успешно пройдена авторизация образовательных программ, которая проводится Организацией Международного Бакалавриата. Под авторизацией понимается официальное право преподавания по Программам IB, обязательным условием которого является соответствие стандартам IB. 

Здесь необходимо отметить, что все три школы авторизованы по Программе основной школы (IB MYP, 6-10 классы) с выдачей Международного сертификата, который был признан Министерством образования и науки РК эквивалентным Казахстанскому Свидетельству о получении основного образования.

Школа «Мирас» г. Алматы авторизована по всем трем программам начальной, основной и старшей школы. В СНГ школ авторизованных по всем трем программам только 3 (две из них в г. Москве), а в мировом  образовательном сообществе – всего 112.

Дипломная Программа (11-12 классы) является одной из престижных и качественно новых форм организации обучения в старшей ступени школы. Выпускники Дипломной программы, успешно сдавшие экзамены, и получившие Диплом IB, принимаются без вступительных экзаменов в престижные университеты мира. За эти годы состоялось уже 6 выпусков Дипломной программы в школе «Мирас» г. Алматы, выпускники которых успешно обучаются в Гарварде, Оксфорде, Кембридже, МГИМО, МГУ и других университетах мира. 

В настоящее время благодаря плодотворному сотрудничеству Фонда образования и Организации Международного Бакалавриата казахский язык внесен в перечень экзаменационных предметов как второй язык в Программу основной школы и как родной язык в Дипломную программу, что еще раз свидетельствует об открытости этой образовательной системы к потребностям отечественных систем образования.

Наряду с достижениями, мы сегодня открыто говорим и о проблемах, стоящих перед коллективами наших школ. Существует ряд нерешенных вопросов по определению места и роли инновацинно-адаптивных школ в системе среднего образования республики:

- не определен статус школ международного типа в общей классификации типов и видов школ;

-  нормативно не закреплена структура уже сложившейся модели международной школы;

- критериальная система оценивания, принятая во всех международных школах, не имеет нормативной базы, что приводит к необходимости конвертации 7-бальной системы оценивания в 5-бальную, а это, в свою очередь, влечет необходимость внесения изменений в перечень и формат школьной учетной документации (журналов, табелей об успеваемости, дневников и т.д.);

- задачи и формы организации государственной внешней оценки (ЕНТ и ПГК) входят в противоречие с философией и подходами к обучению в наших школах. Несомненно, государственная внешняя оценка необходима, но она должна оценивать именно тот образовательный результат, который изначально был заложен в образовательных целях школы;

- Диплом IB, признанный в 102 государствах мира, и дающий возможность выпускникам этой программы получать образовательные гранты и обучаться в ведущих университетах мира, не освобождает наших выпускников от сдачи ЕНТ. Ежегодно увеличивается количество выпускников Дипломной программы, которые изъявляют желание с Дипломом IB обучаться в казахстанских и российских вузах, однако отсутствует правовое регулирование данного вопроса.

- подготовка кадров в отечественной системе высшего педагогического образования не покрывает сегодня потребности наших школ. Нам нужны специалисты для работы в международных программах, т.е. учителя-предметники, качественно преподающие свои дисциплины на английском языке. Нам нужны педагоги по преподаванию междисциплинарных и метапредметных курсов, которых также не готовят наши вузы. В Классификаторах педагогических специальностей просто отсутствуют многие из тех позиций, которые жизненно необходимы для реализации изменившихся задач современной школы. Подготовка таких кадров происходит в наших школах уже непосредственно в образовательном процессе, что является делом продолжительным и трудозатратным.

Достижения школ Фонда стали возможны и благодаря нашему тесному сотрудничеству и поддержке Министерства образования и науки РК, предоставившему школам «Мирас» статус экспериментальной площадки. Этот статус позволил нашим школам корректировать свой учебный план, адаптировать стандарты и программы, исходя из концепции и образовательных целей школы. 

Перед педагогами современной школы стоит нелегкая задача – научить учеников адаптироваться к изменениям, а не бороться с ними; самим находить ответы на вопросы, которые ставит жизнь; уметь оценить последствия своих поступков и быть готовыми нести ответственность. А это подразумевает приобретение, в первую очередь, навыков самообучения и саморазвития как основы накопления знаний в течение всей жизни, умение эти знания использовать и творчески применять.

Опыт, накопленный за прошедшие 10 лет школами Фонда в реализации инновационных подходов к определению целей образования, его содержания, организации учебного процесса, системе оценивания учебных достижений учащихся, основанных на интеграции казахстанских и международных образовательных программ и подходов, ещё раз подтверждает возможность перехода к новой модели образования, ориентированной на компетентностный подход. Он будет полезен и ценен как для инновационных, так и для всех других школ нашей страны. Задачи, стоящие перед системой среднего общего образования республики по переходу на 12-летнее обучение, могут быть решены и с учетом имеющегося позитивного опыта.

Список использованных источников:

1. Н.Назарбаев. Послание народу Казахстана «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира» www.akorda.kz

2. www.edu.gov.kz

3. Кулибаева Д.Н. Методологические основы управления образовательной системой школ международного типа. Алматы: Дом печати «Эдельвейс», 2006.-с.9