Каталог статей

Нечаева Н.А., доцент Юдина Г.А.

Государственная экcпертиза капитальных вложений инвестиционного проекта, претендующего на включение в перечень приоритетных в области освоения лесов

Россия является крупнейшей лесной державой мира. На долю России приходится 22% мировых лесных ресурсов. Общий запас древесины составляет 82,1 млрд. куб. м [10]. В тоже время Россия значительно отстает от других стран по основным экономическим, технологическим, эксплуатационным показателям использования леса и производству продукции из древесины.

Главным рычагом развития лесопромышленного комплекса России является государственное регулирование инвестиционной деятельности, формирование органами государственной власти благоприятного инвестиционного климата на территории регионов.

 С 2007 года одним из ключевых направлений развития лесопромышленного комплекса России является реализация приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.   По итогам 2011 года
в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (далее – перечень) включено не менее 99 инвестиционных проектов.

Для включения Министерством промышленности и торговли Российской Федерации инвестиционного проекта в перечень заявителю необходимо соответствовать требованиям действующего законодательства, в том числе
и в части подготовки концепции инвестиционного проекта [4],[6], которая содержит в себе описание финансовой модели инвестиционного проекта, в том числе и объем инвестиций в основной капитал [6], что и обуславливает актуальность выбранной темы.

Цель исследования – определение затрат, входящих в состав  капитальных вложений инвестиционного проекта, претендующего
на включение в перечень (далее – инвестиционный проект).

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

· проанализировать  действующее законодательство
и нормативную базу, регламентирующие осуществление инвестиционной деятельности и ведение бухгалтерского учета
на территории Российской Федерации;

· проанализировать нормативную базу, определяющую отраслевые особенности учета затрат в лесопромышленном комплексе,  порядок, процедуры и условия включения инвестиционного проекта в перечень;

· проанализировать  затраты, входящие в состав капитальных вложений инвестиционного проекта с учетом отраслевых особенностей.

Инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется
в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ
«Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой
 в форме капитальных вложений» [1].

Капитальные вложения - инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию
и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты [2].

Приоритетным инвестиционным проектом является инвестиционный проект, суммарный объем капитальных вложений в который соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, включенный в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации [2].

В соответствии с Положением о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 419 к инвестиционным проектам относятся инвестиционные проекты по созданию и (или) модернизации объектов лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и др.) и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры (объектов переработки заготовленной древесины и иных лесных ресурсов, биоэнергетических объектов и др.), суммарный объем капитальных вложений в каждый из которых составляет не менее 300 млн. рублей.

Инвестиционная деятельность организации подлежит бухгалтерскому учету. Объектами бухгалтерского учета являются имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организацией
в процессе ее деятельности [3].

Таким образом, при определении объема капитальных вложений  необходимо руководствоваться не только Методическими указаниями
по разработке концепции инвестиционного проекта, претендующего
на включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденными Приказом Министерства промышленности
и энергетики Российской Федерации от 10 октября 2007 года № 422,
 но и Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 года № 26н; Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденным Министерством финансов РФ от 30 декабря 1993 года № 160;  Положением по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008), утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 2008 года № 107н; Методическими рекомендациями (инструкцией) по планированию, учету
и калькулированию себестоимости продукции лесопромышленного комплекса, утвержденными Минпромнаукой РФ от 26 декабря 2002 года.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации
от 31 октября 2000 года № 94н учет капитальных вложений
по инвестиционному проекту организация осуществляет на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Данный счет предназначен для обобщения информации о наличии
и движении активов организации, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета относятся к основным средствам, нематериальным активам и другим внеоборотным активам, а также операций, связанных с их строительством, приобретением и выбытием [9].

На счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» формируется первоначальная стоимость основных средств, в том числе по фактическим затратам, которая включает в себя суммы, уплачиваемые в соответствии
с договором поставщику (продавцу), за доставку объекта и приведение его
в состояние, пригодное для использования; за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам; за информационные
и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
за посреднические услуги организации, через которую приобретен объект основных средств; таможенные пошлины и таможенные сборы; невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств; иные затраты, непосредственно связанные
с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств [8].

При определении объема капитальных вложений инвестиционного проекта необходимо учитывать условия, при которых актив может быть принят организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств:

- объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение
и пользование или во временное пользование;

- объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

- организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

- объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем [8].

При проведении государственной экспертизы капитальных вложений инвестиционного проекта необходимо исключить затраты, которые не должны увеличивать стоимость основных средств, а именно:

- затраты на подготовку эксплуатационных кадров для основной деятельности строящегося предприятия;

- расходы перспективного характера: геолого-разведочные, изыскательские и другие, связанные со строительством объектов, в случае невозможности их включения в дальнейшем в стоимость строительства объектов;

- средства, передаваемые на строительство объектов в порядке долевого участия, если построенные объекты будут приняты по вводу их в эксплуатацию в собственность другими организациями;

- расходы, связанные с возмещением стоимости строений и посадок, сносимых при отводе земельных участков под строительство;

- убытки по основным средствам строительства, а также от разрушений не законченных строительством зданий и сооружений, возникшие
от стихийных бедствий (в том числе приведшие к их ликвидации);

- затраты на консервацию строительства;

- расходы по сносу, демонтажу и охране объектов, прекращенных строительством;

- расходы, связанные с уплатой процентов, штрафов, пени и неустоек
за нарушения в финансово-хозяйственной деятельности [11].

Также в объем капитальных вложений инвестиционного проекта
не включаются проценты по займам (кредитам) по объекту имущества,
не являющемуся инвестиционным активом и проценты по займам (кредитам), непосредственно несвязанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением инвестиционного актива  [7].

Если в учетной политике организации установлено, что активы стоимостью не более 40 тыс. рублей за единицу, на которые распространяются условия отнесения к основным средствам, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов, следовательно, затраты на приобретение таких активов не могут быть включены в объем капитальных вложений инвестиционного проекта. Также  
не включаются затраты некапитального характера в арендованные основные средства, в том числе и на создание лесных дорог (сезонных дорог, усов, временных магистралей, веток лесовозных дорог  и т.д.) на арендованных лесных участках [8]. Учет строительства временных магистралей, веток, сезонных дорог и усов осуществляется на счете 97 «Расходы будущих периодов» [12].

Не включаются в объем капитальных вложений инвестиционного проекта лесные платежи и плата за аренду лесных участков, которые организация обязана осуществлять в течение всего периода действия договора аренды, в том числе и до момента ввода основных средств в эксплуатацию и запуска производства. Данные затраты должны учитываться на счете 97 «Расходы будущих периодов» [12]. На этом же счете должны аккумулироваться затраты на подготовительные работы к сплаву, лесоперевалке и т.д. в части строительства и установки наплавных сооружений; строительства временных плотин, временных пикетных домиков, бараков и обогревательных будок, других временных сооружений сроком эксплуатации до одного года и т.п. [12]. С началом осуществления производственной деятельности счет 97 «Расходы будущих периодов» ежемесячно списывается на счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» [9],[12].

При проведении государственной экспертизы капитальных вложений инвестиционного проекта необходимо учитывать следующее:

- первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное
не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

- первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений во внеоборотные активы;

- первоначальной стоимостью основных средств, полученных
по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены,
по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей. При невозможности установить стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость основных средств, полученных организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные объекты основных средств [8];

- при оценке всех видов эффективности инвестиционного проекта должны использоваться данные основного (умеренно-оптимистического) сценария прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, опубликованного в установленном порядке на момент осуществления оценки эффективности инвестиционного проекта. Все экзогенно задаваемые прогнозные данные, необходимые для оценки эффективности инвестиционного проекта, должны быть взяты из официальных источников, а также
из опубликованных на сайте Минэкономразвития России [6].

 На основании проведенного анализа действующего законодательства
и нормативной базы определен перечень затрат, входящих в состав капитальных вложений инвестиционного проекта и установлено, что включение Министерством промышленности и торговли Российской Федерации инвестиционного проекта в перечень является основанием для заключения заинтересованным органом (орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления) договора аренды лесных участков без проведения аукциона на сорок девять лет [1],[4]. При определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень, в течение срока окупаемости этого проекта к утвержденным  ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, применяется коэффициент 0,5 [5].

Таким образом, государственная экспертиза капитальных вложений позволяет определить в соответствии с действующим законодательством стоимость и срок окупаемости инвестиционного проекта для предоставления льготы коммерческой организации и учета выпадающих доходов федерального бюджета.

Литература:

1. Лесной кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный Закон Российской Федерации от 4 декабря 2006 года № 200-ФЗ// Справочно – правовая система «КонсультантПлюс».

2. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений [Электронный ресурс]: Федеральный Закон Российской Федерации от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ// Справочно – правовая система «КонсультантПлюс».

3. О бухгалтерском учете [Электронный ресурс]: Федеральный Закон Российской Федерации от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ//Справочно – правовая система «КонсультантПлюс».

4. Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 419//Справочно – правовая система «КонсультантПлюс».

5. О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 года № 310//Справочно – правовая система «КонсультантПлюс».

6. Методические указания по разработке концепции инвестиционного проекта, претендующего на включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов [Электронный ресурс]: Приказ Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 10 октября 2007 года № 422//Справочно – правовая система «КонсультантПлюс».

7. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ15/2008) [Электронный ресурс]: Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 2008 года № 107н // Справочно – правовая система «КонсультантПлюс».

8. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 [Электронный ресурс]: Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 года № 26н//Справочно – правовая система «КонсультантПлюс».

9. План счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению [Электронный ресурс]: Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 года № 94н //Справочно – правовая система «КонсультантПлюс».

10. Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]:  Приказ Минпромторга России и Минсельхоза России от 30 октября 2008 года № 248/482//Справочно – правовая система «КонсультантПлюс».

11. Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденное Министерством финансов РФ от 30 декабря 1993 года № 160 [Электронный ресурс]//Справочно – правовая система «КонсультантПлюс».

12. Методические рекомендации (инструкция) по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции лесопромышленного комплекса, утвержденные Минпромнаукой РФ от 26 декабря 2002 года [Электронный ресурс]//Справочно – правовая система «КонсультантПлюс».