Каталог статей

Дубина А.Ю.

Трансграничное сотрудничество: опыт формирования еврорегиона «Ярославна»

В конце ХХ - начала ХХ столетия значительное внимание уделяется исследованию вопросов развития региональной европейской интеграции, одной из форм является трансграничное сотрудничество.  Оно предусматривает взаимодействие пограничных регионов разных государств через кооперационные, производственные, научно-культурные и другие связи отдельных хозяйствующих субъектов. Итак, определяющую роль в развитии трансграничного сотрудничества имеют именно пограничные регионы, которые, с одной стороны, характеризуются периферийным положением, а с другой - предоставляют дополнительные преимущества для улучшения социально-экономического положения и уменьшение диспропорций в социально-экономическом развитии. Поэтому, исследование пограничных регионов имеет актуальное значение, учитывая то, что на современном этапе развития экономики Украины они все чаще предопределяют  сотрудничество с определьнными территориями других государств в рамках функционирования еврорегионов.

Развитие Украины предполагает дальнейшее укрепление добрососедских отношений с пограничными государствами. Это является одним из обязательных условий вхождения Украины в Европейский Союз. Поэтому выяснение роли регионов в развитии трансграничного сотрудничества требует особого внимания.

В соответствии с общеевропейской трактовкой еврорегион – это европейская форма международной интеграции, основанная на тесном сотрудничестве двух или нескольких территориальных образований, расположенных в приграничных районах соседствующих государств Европы [3].С точки зрения украинского законодательства еврорегион - организационная форма сотрудничества административно-территориальных единиц европейских государств, осуществляемого в соответствии с двух- или многосторонними соглашениями о трансграничном сотрудничестве.

Сейчас в Украине функционирует семь еврорегионов: «Буг», «Верхний Прут», «Нижний Дунай», «Днепр», «Карпаты», «Слобожанщина» и "Ярославна". На их территориях проживает более 25% населения страны. Еврорегион «Ярославна» является одним из последних проектов, он был создан в 2007 году на базе Сумской области Украины и Курской области Российской Федерации [2]. Пограничные области двух стран связывают давние культурные, экономические и научные отношения. В соответствии с уставом определяется, что еврорегион создается участниками в соответствии с действующем законодательством и существующими международными договорами и соглашениями с целью развития сотрудничества приграничных территорий в следующих направлениях: всестороннее экономическое развитие; коммуникации, транспорт и связь; наука, новые технологии, образование; улучшение состояния окружающей среды; содействие расширению контактов между жителями приграничных территорий, развитию сотрудничества между учреждениями и организациями, а также субъектами хозяйственной деятельности; способствовать упрощению пограничных формальностей с целью облегчения пересечения границы физическими и юридическими лицами.

Так за несколько лет сотрудничества стран в рамках еврорегиона «Ярославна» были достигнуты определенные результаты и разрешены многие давние проблемы. В первую очередь в еврорегионе «Ярославна» начали успешно функционировать совместные программы в сфере экологии, т. к. экологические проблемы смежных областей однотипны: загрязнение рек, протекающих по их территории, отсутствие или неэффективная работа предприятий по переработке бытовых и промышленных отходов и ряд других [4]. Обе стороны заинтересованы в проведении комплексного исследования реки Псел, в организации эффективного контроля качества воды в приграничных водных объектах и во многих других проблемах.

Также об эффективности функционирования еврорегиона можно судить исходя их того, что только за 2008 год внешнеторговый оборот между Сумской и Курской областями увеличился в 1,4 раза и составил почти 29 млн. долл. США. Это самый большой объем товарооборота со странами СНГ в Курской области. Также благодаря сотрудничеству с курянами количество субъектов внешнеэкономической деятельности в Сумской области увеличилось на 30%. Стоит отметить, что сейчас около 50 предприятий обеих областей осуществляют экспортно-импортные операции. Совет еврорегиона разработал 14 программ, касающихся разных сфер сотрудничества. На границе между областями открыто четыре местных пункта пропуска. Также  в рамках проекта руководители двух областей подписали протокол о двухстороннем торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве в рамках еврорегиона «Ярославна». Согласно этому документу, стороны намерены совместно привлекать инвестиции в развитие сельского хозяйства, пищевую и перерабатывающую промышленность, а также развивать дружеские связи между молодежью. Возникла идея открытия торговых домов, также рассматривается возможность открытия российско-украинской торговой биржи с брокерскими площадками в Харьковской и Курской областях [1].

В октябре 2007 еврорегион «Ярославна» принят в качестве наблюдателя в Ассоциацию Европейских приграничных регионов. Полноправное вступление в ассоциацию может принести множество дополнительных возможностей. Статус полноправного члена этой ассоциации гарантирует преференции, упрощение проблем приграничной торговли, обустройства территорий. Эта общеевропейская ассоциация может предоставить средства из своего бюджета для реализации совместно разработанных проектов в дополнение к тому, что выделяют обе области [1]. Кроме того, членам ассоциации полагается техническая помощь, консультации, преференции в продвижении законодательных вопросов о буферной зоне и условно свободной торговле.

Таким образом, за весьма короткий промежуток времени за счет тесного сотрудничества российской и украинской сторон в рамках еврорегиона «Ярославна» удалось достичь значительных успехов. На примере проанализированного еврорегиона можно судить, что в целом ориентация на дальнейшее трансграничное сотрудничество и разработка новых еврорегионов может принести весма эффективные результаты. Однако в Украине потенциал таких структур до сих пор не реализован. Основными проблемами являются различия в законодательстве Украины и соседних стран, регламентирующие таможенный, санитарный, экологический контроль, а также отсутствие у местных властей полномочий на самостоятельную реализацию трансграничных проектов.

Литература:

1. Дикий Е. Наша Ярославна / Эксперт. – № 21. – 2006.

2. Макогон Ю.В.. Ляшенко В.И. Формы и направления межрегионального трансграничного экономического сотрудничества. – Донецк: Юго-Восток, 2003.

3. Мікула Н.А. Теоретико-методологічні та практичні аспекти функціонування єврорегіонів // Регіональна економіка. – 2004.-№ 4. – с. 53-63.

4. Перстнева Н. Трансграничное сотрудничество, или украинский опыт еврорегионов / Зеркало недели. - № 28. – 2000.

5. [сылка более недоступна}