главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск
Криминалистика: вопросы и ответы (Россинская Е.Р.)

Каковы особенности возбуждения уголовного дела и планирования расследования по преступлениям, совершенным несовершеннолетними?

Преступления несовершеннолетних чаще всего выявляются в следующих криминальных ситуациях:

  • при задержании подростка на месте преступления;
  • когда потерпевшие или свидетели утверждают, что по внешнему виду и поведению это был несовершеннолетний;
  • при обнаружении типичной для преступлений, совершаемых несовершеннолетними, обстановки места происшествия и следов.

Уголовные дела о преступлениях несовершеннолетних, как правило, возбуждаются следователем органов внутренних дел. До принятия решения о возбуждении уголовного дела необходимо установить возраст правонарушителя, решить вопрос о целесообразности расследования, выяснить, нет ли в данном конкретном случае обстоятельств, исключающих уголовную ответственность подростка, какие меры воспитательного воздействия или административной ответственности должны быть приняты в отношении нарушителя, если возбуждать уголовное дело нецелесообразно.

При планировании расследования необходимо учесть:

  • характер совершенного преступления, личность несовершеннолетнего и его точный возраст. Выяснение этих обстоятельств может быть затруднено отсутствием у подростка в 14—15 лет документов, удостоверяющих личность и возраст, неверными сведениями, которыми он располагает о точном времени и месте своего рождения, обманом, когда подросток выдает себя за другое лицо, особенностями интеллектуального развития подростка, его физического и душевного здоровья;
  • условия формирования личности подростка, морального облика, состояния здоровья, воспитания в семье, отношения родителей к детям; материальное обеспечение, круг интересов членов семьи;
  • влияние на подростка товарищей по учебе, работе, их облик, поведение, круг интересов, были ли среди них правонарушители, подвергался ли подросток приводам в милицию, административному воздействию или уголовному наказанию, когда, за какие правонарушения;  отношение к труду, учебе, окружающим его людям, круг интересов подростка, любит ли он читать, что именно, какие кинофильмы смотрит, чем занимается в свободное время от учебы или работы, употребляет ли алкоголь, наркотики;
  • отношение к совершенному преступлению  его оценка;
  • наличие подстрекателей и иных лиц, которые могли способствовать совершению преступления подростком, кто эти лица, их характеристика;
  • мотивы преступления, условия их возникновения и созревания до стадии реализации в преступном поведении;
  • имущество несовершеннолетнего правонарушителя самостоятельность заработка.


Аленников А.Г. Криминалистика | Ищенко Е.П. Криминалистика | Приводнова Е.В. Криминалистика | Россинская Е.Р. Криминалистика | Яблоков Н.П. Криминалистика