Щербак И.А. Экономическая статистика

Статистика цен потребительского рынка

Статистическое наблюдение за потребительскими ценами осуществляется по отобранному набору товаров-представителей на предприятиях торговли и сферы услуг всех видов собственности и форм организации торговли, а также в местах реализации товаров и предоставления услуг физическими лицами. Набор состоит из трех крупных групп: продовольственных товаров (100), непродовольственных товаров (201) и платных услуг (81 наименование) – всего 382 товара и услуг.

Для расчета индекса потребительских цен (ИПЦ) используются данные:

  1. об изменении цен, собранных путем ежемесячной регистрации цен и тарифов на потребительском рынке;
  2. о структуре фактических потребительских расходов населения за предыдущий год, рассчитанной на основе показателей выборочного обследования домашних хозяйств.

Расчет ИПЦ осуществляется в несколько этапов.

1. Средние цены отчетного и базисного периодов P 1 и P 0 по каждому регистрируемому товару рассчитываются по формуле простой средней арифметической:

P 1= ?P 1j/ n,

где n – число зарегистрированных цен.

Сопоставимой считается цена, зарегистрированная на одном и том же предприятии торговли на один и тот же или аналогичный по качеству товар.

Индивидуальные индексы цен определяются по товару (услуге) как частное от деления средних сопоставимых цен.

i p = P 1 / P 0 .

2. Средние цены и индивидуальные индексы цен, исчисляемые по каждой территории, используются для определения средневзвешенных цен и средних индексов по каждому товару на региональном уровне.

Средневзвешенная цена за каждый месяц по территории определяется по формуле:

P 1 = ??? х d,

где d – доля (вес) численности населения территории в экономическом районе = 1). Среднее изменение цен по отдельным товарам (услугам) в целом по региону можно определить путем как сопоставления средневзвешенных цен, так и исчисления средневзвешенных индексов.

3. Определяются сводные индексы исходя из индексов цен на отдельные товары и услуги и доли расходов на их потребление в общих потребительских расходах населения территории.

Используется модифицированная формула Ласпейреса:

I p = [Σ( P jt / P j 0) Σ P j 0 q j 0] / [Σ( P 1j / P 0j ) Σ P j 0 q j 0],

где I p – индекс цен t – го периода по сравнению с базисным периодом;

P jP jt – цена j – го товара или услуги соответственно в базисном и t – м периоде. Расчет индекса осуществляется с месячной периодичностью, нарастающим итогом за период с начала года.


Цель, задание, предмет экономической статистики | Категории показателей экономической статистики | Система показателей экономической статистики | Органы государственной статистики Российской Федерации | Понятие о классификациях, группировках и номенклатурах и их назначение в статистическом исследовании | Отраслевые классификации видов экономической деятельности | Классификация продукции (работ, услуг) | Основные экономические группировки и система обозначений в статистике | Понятие о системе национальных счетов | Основные макроэкономические показатели | Принципы построения системы национальных счетов | Расчет валового внутреннего продукта производственным методом | Распределительный метод определения ВВП | Метод конечного использования ВВП | Межотраслевой баланс | Содержание и задачи статистики рынка труда | Статистика экономической активности, занятости и безработицы | Баланс трудовых ресурсов. Абсолютные показатели движения рабочей силы | Относительные показатели движения рабочей силы | Рабочее время | Статистика расходов на рабочую силу | Общая концепция и определение активов | Нефинансовые активы | Основные фонды. Их оценка и показатели | Амортизация основных фондов | Оборотные фонды | Предмет и задачи статистики доходов. Понятие «система показателей» | Система показателей доходов населения | Предмет, цель, задачи и система показателей статистики природных ресурсов | Статистика водных и земельных ресурсов | Статистическое изучение товарных рынков и рынков продуктов | Статистическое изучение конъюнктуры рынка | Система показателей рынка продуктов | Показатели производства и отгрузки промышленной продукции в стоимостном выражении | Задачи и система показателей статистики цен | Статистика цен потребительского рынка | Статистическое изучение динамики цен производителей | Статистические показатели оценки инфляции | Понятие и задачи статистики государственных финансов | Бюджетная классификация | Основные показатели статистики государственного бюджета | Сущность и задачи фискальной системы | Цели и задачи статистики внешней торговли | Методология таможенной статистики внешней торговли | Показатели таможенной статистики внешней торговли | Основы платежного баланса | Цены и время регистрации операций. Валютная единица учета | Классификации платежного баланса и международные инвестиционные позиции | Понятие фондового рынка | Индивидуальные характеристики и показатели доходности ценных бумаг | Показатели активности фондовых бирж | Денежное обращение | Показатели скорости обращения денежной массы | Статистика денежных вкладов | Статистики финансов предприятий | Показатели финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия
Щербак И.А. Экономическая статистика | Яковлева А.В. Экономическая статистика