Каталог статей

Эмиралиева Зарема

Контроль за составлением и выполнением сметы бюджетных учреждений

В течение длительного времени почти вся бюджетная система Украины находилась в очень трудных условиях, вызванных, во - первых, дефицитом объема утвержденных бюджетных ассигнований, во - вторых - отсутствием гарантий получения средств в утвержденных объемах. При таких условиях в предыдущие годы заметно упала административная дисциплина при разработке и при утверждении смет доходов и расходов [1, с.6]. На этапе планирования не обрабатывались по всем действующим регламентам экономические показатели, которые должны быть положены и в основу бюджетных запросов, и в основу смет доходов и расходов. Именно поэтому контроль за составлением и выполнением сметы является весьма актуальным в наше время.

Обзор литературных источников показывает, что вопросы методики и организации контроля в различных аспектах освещают авторы: М.Т. Белуха, Ф.Ф. Ефимова, Б.И. Валуев, Е.В.Мних, А.М.Герасимович, М.В. Кужельный, М.С. Пушкарь, В.С. Рудницкий, В.В. Сопко, Б.Ф. Усач, В.О. Шевчук. Однако названные ученые рассматривают проблемы контроля и ревизии, которые касаются субъектов хозяйствования в целом, а не конкретно бюджетных учреждений. Проблемами методики и организации контроля в бюджетных учреждениях занимались ученые М.М.Каленський, В.И.Крисюк, О.В.Юрченко.

Смета бюджетного учреждения - основной плановый документ, который предоставляет бюджетному учреждению полномочия на получение доходов и осуществление расходов, определяет объем и направление средств для выполнения бюджетным учреждением своих функций и достижения целей, определенных в год соответственно бюджетным назначениям.

Нормативными документами, регулирующими порядок составления сметы является Постановление Кабинета Министров Украины "О порядке составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет доходов, расходов бюджетных учреждений и организаций" (с изменениями и дополнениями) от 09.01.2000р. № 17 и "О порядке составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений" (с изменениями и дополнениями) от 28.02.02 № 228.

КРУ( контрольно-ревизионное управление) Украины в соответствии с возложенными на него функциями осуществляет ретроспективный (заключительный) контроль за исполнением смет бюджетных учреждений, которые финансируются через систему государственного казначейства. Выполняется этот контроль проведением ежегодных ревизий. При этом проверяется соответствие сметных назначений с  показателями расчетов по кодам экономической классификации сметы, утвержденной для выполнение статьи 8 Бюджетного Кодекса Украины, приказом Министерства финансов Украины "О бюджетной классификации и ее внедрении" от 27.12.2001г. № 604. Далее подвергается ревизии фактическое расходование средств по кодам экономической классификации, полученных через систему Государственного казначейства. При этом применяются методические приемы и контрольно - ревизионные процедуры для отраслей национальной экономики [2, с.140].

В документальном контроле применяются следующие методы: проверка документов по формальным признакам, проверка документов по содержанию; арифметическая проверка документов; нормативная проверка документов; экономическая оценка хозяйственных операций.

Проверка документов по формальным признакам - первый этап документального контроля, при котором исследуют: точность заполнения бланков, наличие всех необходимых реквизитов; своевременность составления, соответствие подписей лиц, которые составили документ. Этот метод применяют для выявления фактов подделки и дописок в документах, исправления цифровых данных и изменения реквизитов. По результатам такой проверки делается заключение о признании подлинности документов [3, с.70].

Проверка документов по содержанию - второй этап документального контроля. Его осуществляют путем сопоставления данных операций, указанных в документе, с аналогичными или взаимосвязанными данными производства для выяснения законности (достоверности) зафиксированных операций.

Арифметическая проверка документов осуществляется путем пересчета общих итогов для определения правильности подсчетов.

Нормативная проверка документов проводится путем сопоставления фактических затрат с нормативными или плановыми (определенными законами, постановлениями, сметами, лимитами) с целью установления обоснованности списания на содержание учреждения сырья и материалов, топлива, использования фонда оплаты труда и т.д. [3, с.70].

Экономическая оценка хозяйственных операций объединяет ряд общеэкономических методов (приемов) анализа и оценки с целью определения целесообразности, рациональности отдельных операций за определенный промежуток времени (сравнение, группировка, удельный вес, средние величины и т.д.). Применение указанных методов контроля на практике позволяет выявить определенные нарушения в этих вопросах.

Применение указанных методов контроля на практике позволяет выявить определенные нарушения в этих вопросах. Следовательно, тщательное изучение форм и методов контроля за соблюдением законодательства при формировании, утверждении и исполнении сметы - единственный путь сбережения государственных средств или предупреждения образования долгов.

Литература:

1. Байбакова А.А. "Смета доходов и расходов - повседневное внимание" / / Финансовый контроль. - 2006. - № 2. - С. 6-10.

2.Билуха М. Т., Микитенко Т.В. Финансовый контроль: теория, ревизия, аудит: Учебник-М:, - 2007.-с.640

3. Дудчик В.В., Фирстенко В.В. "Проверка правильности составления сметы бюджетного учреждения: методика и задачи" / / Финансовый контроль. - 2008. - № 1. - С. 60