Евграфова И.Ю. Инновационный менеджмент

Структура инновационных организаций

Различают следующие основные типы структур инновационных организаций:

  1. линейная – планирование работ и контроль их выполнения осуществляются по вертикали от руководителя к производственным подразделениям, выполняющим управленческие функции;
  2. функциональная – планирование работ и их последующий контроль осуществляются функциональными подразделениями фирмы, а сама работа выполняется производственными подразделениями;
  3. линейно-функциональная – планирование работ и их последующий контроль осуществляются функциональными подразделениями фирмы, сама работа выполняется производственными подразделениями. При этом все подчиняются руководителю;
  4. матричная, или штабная, – в линейно-функциональную структуру добавочно включают генеральных конструкторов и менеджеров по проектам с функциями контроля за конкурентоспособностью;
  5. бригадная – в фирме организуются комплексные бригады из 10–15 сотрудников (конструкторов, технологов, экономистов, рабочих и других) для проведения отдельных работ и производства составных частей изделия;
  6. дивизиональная – эта структура используется только для многономенклатурных концернов, разделенных на производства по типу изделий. Функциональные подразделения присутствуют и у отдельных производств, и у всего концерна в общем.

Все перечисленные типы структур обладают своими недостатками и преимуществами.

Для выбора конкретной структуры конкретного предприятия необходимо выполнить глубокий анализ факторов, влияющих на структуру. К таким факторам относят:

  1. развитие специализации и кооперирования производства;
  2. автоматизацию управления;
  3. использование при проектировании структуры и функционировании системы инновационного менеджмента комплекса научных подходов;
  4. следование правилам принципов рациональной организации производственных процессов;
  5. переход на проблемно-целевую структуру уже имеющихся структур управления.

Базисные правила формирования проблемно-целевой структуры фирмы:

  1. целевой подход;
  2. комплексность в определении количества заместителей руководителя предприятия;
  3. ориентация на проблемы;
  4. курс на определенные изделия или рынки при создании структур подразделений по конкретным товарам или рынкам, организацию финансового плана предприятия;
  5. отсутствие специальных подразделений для обязательной горизонтальной координации достижения целей предприятия;
  6. обеспечение мобильности и адаптивности структуры к изменениям;
  7. обеспечение координации решения проблем по достижению конкурентоспособности товаров.

Таким образом, структура характеризуется количеством и глубиной соблюдаемых принципов и требований к формированию, структурой целей, содержанием положений о должностных инструкциях.



Евграфова И.Ю. Инновационный менеджмент | Кушнир И.В. Инновационный менеджмент