Пашкевич Д. Бюджетное право

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства

Нарушение бюджетного законодательства – неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.

Перечень мер принуждения, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства, установлен ст. 282 Бюджетного кодекса РФ.

К ним относятся:

  1. предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
  2. блокировка расходов;
  3. изъятие бюджетных средств;
  4. приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
  5. наложение штрафа;
  6. начисление пени.

Основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ перечислены в ст. 283 Бюджетного кодекса РФ. К ним, в частности, относятся: неисполнение закона (решения) о бюджете; нецелевое использование бюджетных средств; неперечисление или несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета; несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях; несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете; несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную систему РФ; несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов; финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись, и др.

При выявлении нарушений бюджетного законодательства руководители федеральных органов исполнительной власти имеют право в соответствии с договорами (соглашениями) о предоставлении средств из федерального бюджета: списывать суммы бюджетных средств и процентов за их использование; взыскивать пени за несвоевременный возврат средств федерального бюджета; списывать суммы предоставленных ими субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому назначению их получателями.

Руководители Федеральной службы финансово— бюджетного надзора принимают решения о списании сумм предоставленных из федерального бюджета субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому назначению их получателями; вносят представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; привлекают к административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства (п. 2 ст. 284 Бюджетного кодекса РФ).

Руководители Федерального казначейства при выявлении нарушений вправе приостанавливать операции по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства главным распорядителям, и получателям средств федерального бюджета, и счетам, открытым получателям средств федерального бюджета в кредитных организациях (п. 3 ст. 284 Бюджетного кодекса РФ).


Понятие бюджетного права. Предмет бюджетного права | Система источников бюджетного права | Бюджетные правоотношения | Бюджетный процесс | Бюджетная система и ее принципы | Бюджетные полномочия Российской Федерации | Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации | Бюджетные полномочия муниципальных образований | Участники бюджетного процесса. Представительные (законодательные) органы власти | Участники бюджетного процесса. Исполнительные органы власти | Участники бюджетного процесса. Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, органы Федерального казначейства | Участники бюджетного процесса. Главные распорядители, распорядители, бюджетополучатели | Доходы бюджета | Расходы бюджета | Дефицит и профицит бюджета | Государственный долг Российской Федерации | Государственный долг субъекта Российской Федерации | Муниципальный долг | Государственные и муниципальные гарантии | Бюджетная классификация | Классификация доходов бюджета | Классификация расходов бюджета | Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов | Составление проектов бюджетов | Рассмотрение и утверждение проектов бюджета | Исполнение бюджета | Отчет об исполнении бюджета | Федеральный бюджет Российской Федерации | Доходы федерального бюджета Российской Федерации | Расходы федерального бюджета Российской Федерации | Бюджеты субъектов Российской Федерации | Доходы региональных бюджетов | Расходы региональных бюджетов | Местные бюджеты | Доходы местных бюджетов | Расходы местных бюджетов | Бюджетные учреждения | Доходы и расходы бюджетных учреждений | Смета доходов и расходов бюджетного учреждения | Межбюджетные отношения | Предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета | Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации | Федеральный фонд компенсаций | Предоставление межбюджетных трансфертов из региональных бюджетов | Региональные фонды финансовой поддержки поселений | Региональные фонды финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) | Предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов | Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации | Стабилизационный фонд РФ | Резервные фонды | Бюджетный кредит | Бюджетный контроль в Российской Федерации | Органы бюджетного контроля | Полномочия органов бюджетного контроля | Ответственность за нарушение бюджетного законодательства | Виды нарушений бюджетного законодательства