Толкушкин А.В. Энциклопедия российского и международного налогообложения

Инвентаризация

Инвентаризация (от позднелат. Inventarium — опись имущества) — проверка наличия и состояния материальных ценностей.

Должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, в соответствии со ст. 89 НК могут при необходимости проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков (организаций и индивидуальных предпринимателей) при налоговой проверке утверждается Минфином РФ и МНС. Приказом Минфина РФ и МНС от 10 марта 1999 г. № 20н, ГБ-3-04/39 утверждено Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке.

Распоряжение о проведении инвентаризации имущества налогоплательщика при выездной налоговой проверке, порядке и сроках ее проведения, составе инвентаризационной комиссии принимает руководитель государственной налоговой инспекции (его заместитель) по месту нахождения налогоплательщика, а также по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств. Распоряжение регистрируется в журнале регистрации распоряжений о проведении инвентаризации.

Для целей инвентаризации к имуществу налогоплательщика относятся основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства, кредиторская задолженность и иные финансовые активы. В перечень имущества, подлежащего инвентаризации, может быть включено любое имущество налогоплательщика независимо от его местонахождения. Инвентаризация имущества организации производится по его местонахождению и по каждому материально ответственному лицу.

Основными целями инвентаризации являются: 1) выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению; 2) сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; 3) проверка полноты отражения в учете обязательств.

Налоговые органы вправе привлекать для проведения инвентаризации имущества налогоплательщика экспертов, переводчиков и других специалистов.

Установлены специальные правила по проведению инвентаризации следующих видов имущества: а) основных средств; б) нематериальных активов; в) финансовых вложений; г) товарно-материальных ценностей; д) незавершенного производства и расходов будущих периодов; е) животных и молодняка животных; ж) денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности; з) расчетов.

В соответствии со ст. 12 Закона о бухгалтерском учете для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно: 1) при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия; 2) перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; 3) при смене материально ответственных лиц; 4) при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества; 5) в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; 6) при реорганизации или ликвидации организации; 7) в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке: а) излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации — на увеличение финансирования (фондов); б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации — на уменьшение финансирования (фондов).


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Кушнир И.В. Налоги и налогообложение | Меденцов А.С. Налоги и налогообложение | Филина Ф.Н. Налоги и налогообложение в Российской Федерации