Уполномоченный орган отказал в государственной регистрации юридического лица (ОАО) в связи с внесением изменений в учредительные документы, поскольку не был представлен протокол внеочередного общего собрания акционеров, принявшего решение о внесении изменений в учредительные документы. При этом, как указал налоговый орган, протокол был представлен, однако он был составлен с нарушением норм законодательства об акционерных обществах. Может ли быть признан правомерным отказ уполномоченного органа в государственной регистрации изменений в учредительные документы акционерного общества?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;

г) документ об уплате государственной пошлины.

В указанном случае протокол внеочередного общего собрания акционеров является документом, содержащим решение о внесении изменений в учредительные документы ОАО.

В соответствии с пп. "а" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных законом необходимых для государственной регистрации документов.

Особенности проведения внеочередного общего собрания акционеров устанавливаются ст. 55 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".

В данном случае решение о внесении изменений в учредительные документы в уполномоченный орган было представлено.

Закон N 129-ФЗ не наделяет уполномоченный орган правом проведения правовой экспертизы представленных для государственной регистрации документов. Аналогичная точка зрения была изложена, например, в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2009 N 17АП-5332/2009-АК (Постановлением ФАС Уральского округа от 03.11.2009 N Ф09-8361/09-С4 данное Постановление оставлено без изменения).

В связи с этим, по нашему мнению, вопрос о соответствии представленного для государственной регистрации изменений в учредительные документы протокола внеочередного собрания акционеров законодательству не может решаться уполномоченным органом.

Таким образом, в связи с тем что протокол, решение о внесении изменений в учредительные документы и иные необходимые для государственной регистрации изменений документы ОАО были представлены, у уполномоченного (налогового) органа отсутствуют основания для отказа в регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

Таким образом, в каждом конкретном случае свою правоту организации придется доказывать в суде, предъявляя исковые требования о признании незаконным решения налогового органа об отказе в государственной регистрации юридического лица.

Е. В.Соснов

Минфин России

15.07.2010