Организация оказывает курьерские услуги населению. Может ли она применять вместо контрольно-кассовой техники бланки строгой отчетности? Если да, каков порядок разработки и регистрации бланков строгой отчетности в данном случае?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника (далее - ККТ), включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Кроме того, организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам. Об этом говорится в п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ.

Такие бланки разрабатываются, формируются, применяются и хранятся в организации согласно порядку осуществления наличных денежных расчетов без применения ККТ, устанавливаемому Правительством РФ.

В настоящее время действует Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 (далее - Положение N 359).

А ранее применялось аналогичное Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 N 171 (в настоящее время оно утратило силу). В п. 3 этого Положения об осуществлении расчетов без применения ККТ было сказано, что формы бланков строгой отчетности (далее - БСО) утверждает Минфин России и только по обращению заинтересованных органов государственной власти, Банка России и организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг. Таким образом, применение в расчетах БСО, а не ККТ зависело от наличия утвержденного Минфином России бланка строгой отчетности для той или иной сферы деятельности.

Так, согласно Письмам УФНС России по г. Москве от 28.03.2006 N 22-12/24310 и от 27.02.2006 N 09-24/14649 для организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих курьерские услуги, Минфином России не утверждались в качестве БСО какие-либо квитанции по приему наличных денег от населения и поэтому организации, осуществляющие курьерские услуги населению при наличных денежных расчетах, обязаны применять ККТ.

Действующее Положение N 359 отменило прежнюю процедуру утверждения БСО через Минфин России, что означает свободу действий в этом вопросе организаций и предпринимателей.

Таким образом, при оказании услуг населению предприниматель может вместо кассового чека выдавать клиентам самостоятельно разработанные БСО. При этом Минфин России в Письме от 12.12.2008 N 03-01-15/12-384 отмечает, что должны выполняться два условия. Во-первых, бланк должен содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные Положением N 359, и, во-вторых, деятельность организации или предпринимателя должна быть названа в Общероссийском классификаторе услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденном Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163. Об этом также говорится в Письмах Минфина России от 08.04.2009 N 03-01-15/4-171, от 10.07.2009 N 03-01-15/6-319.

В связи с тем что в Общероссийском классификаторе услуг ОК 002-93 курьерские услуги не поименованы, организации и предприниматели, оказывающие курьерские услуги, обязаны применять ККТ.

П. С.Ландо

ЗАО "Сплайн-Центр"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

04.06.2010