При осуществлении коммерческой организацией, имеющей соответствующую лицензию, переработки лома цветных металлов один из работников в результате нарушения данной организацией правил техники безопасности получил дозу ядовитого вещества в количестве, представляющем опасность для жизни человека. Правомерно ли привлечение организации к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, если в результате наступило лишь длительное расстройство здоровья работника?

Ответ: На основании п. 1 ст. 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ) на каждый вид деятельности, указанный в п. 1 ст. 17 указанного Закона, предоставляется лицензия.

Согласно пп. 81 п. 1 ст. 17 Закона N 128-ФЗ в соответствии с данным Законом заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов подлежат лицензированию.

В соответствии с п. 2 Положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.12.2006 N 766 (далее - Положение N 766), в Положении N 766 под заготовкой лома цветных металлов понимаются сбор, покупка лома цветных металлов у юридических и физических лиц и транспортировка заготовленного лома цветных металлов грузовым автомобильным транспортом, под переработкой лома цветных металлов - процессы хранения, сортировки, отбора, измельчения, резки, разделки, прессования, брикетирования лома цветных металлов, под реализацией лома цветных металлов - продажа или передача заготовленного и (или) переработанного лома цветных металлов на возмездной или безвозмездной основе.

Как установлено п. 17 Положения N 766, осуществление заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

При этом в силу пп. "б" данного пункта грубым нарушением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов является нарушение, в результате которого произошло происшествие, повлекшее:

человеческие жертвы;

причинение тяжкого вреда здоровью;

причинение средней тяжести вреда здоровью (5 и более человек).

На основании пп. "а" п. 4 Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2007 N 522 (далее - Правила N 522), вред, опасный для жизни человека, относится к квалифицирующим признакам тяжкого вреда.

В свою очередь, длительное расстройство здоровья, как следует из пп. "б" указанного пункта, относится к квалифицирующим признакам средней тяжести вреда.

Тем не менее исходя из смысла слова "опасность", данное слово обозначает угрозу. Следовательно, получение работником дозы ядовитого вещества в количестве, представляющем опасность для жизни человека, даже при условии, что в результате последовало лишь длительное расстройство здоровья, является основанием для применения пп. "а" п. 4 Правил N 522.

Далее в соответствии с п. 5 Правил N 522 для определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, достаточно наличия одного из квалифицирующих признаков. При наличии же нескольких квалифицирующих признаков тяжесть вреда, причиненного здоровью человека, определяется по тому признаку, который соответствует большей степени тяжести вреда.

Исходя из содержания пп. "б" п. 17 Положения N 766 для грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов достаточно нарушения, в результате которого произошло происшествие, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью хотя бы одного человека.

Согласно ч. 4 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Таким образом, привлечение организации к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ правомерно.

Е. В.Соснов

Минфин России

03.06.2010