Гражданка Молдовы имеет вид на жительство в Республике Беларусь. В России она временно пребывает. Каков порядок трудоустройства ее в РФ? Применяются ли в данном случае положения Договора между РФ и Республикой Беларусь от 25.12.1998 "О равных правах граждан"?

Ответ: Порядок трудоустройства временно пребывающей в РФ гражданки Молдовы, имеющей вид на жительство в Республике Беларусь, осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) как для иностранного гражданина, временно пребывающего на территории Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы. К трудоустройству гражданки Молдовы положения Договора между РФ и Республикой Беларусь от 25.12.1998 "О равных правах граждан" (далее - Договор от 25.12.1998) не применяются.

Обоснование: В соответствии со ст. 2 Закона N 115-ФЗ иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Согласно Закону N 115-ФЗ иностранный гражданин может быть принят на работу в РФ, если он законно въехал на территорию РФ и законно на ней находится. Следовательно, он должен иметь действительный вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие его право на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу, за некоторыми исключениями (п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выдано разрешение на работу, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (п. 4.2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

Порядок привлечения иностранной рабочей силы зависит от того, в визовом или безвизовом порядке прибывает в Россию иностранный работник.

Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о взаимных безвизовых поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Молдова от 30.11.2000 установлен безвизовый порядок пересечения границы (ст. 1).

Основным документом, необходимым гражданам Республики Молдова, временно пребывающим на территории РФ, для ведения трудовой деятельности, является разрешение на работу (п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Заявление о выдаче разрешения на работу вместе с документами, предусмотренными законом для получения разрешения на работу, подается иностранным гражданином лично либо через организацию, осуществляющую в установленном порядке трудоустройство иностранных граждан, либо через представителя (в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации) в орган миграционной службы. Срок оформления разрешения на работу иностранному гражданину, прибывшему в Россию в порядке, не требующем получения визы, не превышает 10 рабочих дней. Разрешение на работу выдается иностранному гражданину лично (п. п. 2, 3, 7 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ).

На основании п. п. 8.1 - 8.4 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ для осуществления трудовой деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, розничной торговли или бытового обслуживания иностранный гражданин должен владеть русским языком на уровне не ниже базового уровня владения русским языком, что должно подтверждаться одним из следующих документов:

1) сертификатом о прохождении государственного тестирования по русскому языку как иностранному языку, выданным в порядке, установленном Приказом Минобрнауки России от 13.07.2010 N 765 "Об утверждении Порядка выдачи сертификата о прохождении государственного тестирования граждан иностранных государств по русскому языку как иностранному языку, выдаваемого образовательным учреждением (организацией) на территории Российской Федерации или за рубежом, которому Министерством образования и науки Российской Федерации разрешено проведение такого тестирования", и удостоверяющим, что иностранный гражданин владеет русским языком на уровне не ниже базового уровня владения русским языком;

2) документом в соответствии со ст. 107 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

3) документом государственного образца об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданным образовательным учреждением на территории государства, входившего в состав СССР, до 1 сентября 1991 г.;

4) документом об образовании и (или) о квалификации, выданным лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию на территории Российской Федерации с 1 сентября 1991 г.

Указанные документы не могут быть представлены в виде электронного документа.

Работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или расторжения договора и/или предоставления отпуска (п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ, п. 2 Порядка представления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомления о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров с иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года, утвержденного Приказом ФМС России от 28.06.2010 N 147).

Статья 7 Договора от 25.12.1998 предоставляет гражданам России и Беларуси равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территориях России и Беларуси, но данный договор не затрагивает права работников, не являющихся гражданами России или Беларуси.

Гражданка Молдовы, имеющая вид на жительство в Республике Беларусь, обладая при этом равными правами с гражданами Республики Беларусь на трудоустройство на территории Республики Беларусь, не является гражданином Республики Беларусь. Следовательно, к ее трудоустройству на территории РФ положения указанного Договора не применяются.

О. К.Липпа

Федеральная служба

по труду и занятости

14.01.2014