Организация осуществляет водопользование на основании выданной ей лицензии. После использования организацией большая часть забранной воды возвращается обратно в водоем. Вправе ли организация учитывать в качестве налогооблагаемой базы по водному налогу только объемы безвозвратно изъятой (исключенной, удаленной) воды, забранной из водного объекта, по аналогии с определением объема забранной воды при оборотной системе водоснабжения?

Ответ: Исходя из положений Водного кодекса РФ (ч. 1 ст. 11, ч. 3 ст. 18, ч. 3 ст. 38) забор воды представляет собой изъятие воды из водного объекта.

В соответствии с ч. 3 ст. 38 ВК РФ по способу использования водных объектов водопользование подразделяется на:

1) водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты;

2) водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты;

3) водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

При этом Налоговый кодекс РФ не предусматривает особенностей налогообложения при осуществлении забора (изъятия) водных ресурсов с возвратом воды обратно в водные объекты.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 333.9 НК РФ объектом налогообложения водным налогом признается такой вид пользования водными объектами, как забор воды из водных объектов.

В соответствии с п. 2 ст. 333.10 НК РФ при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.

Объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.

В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления.

По мнению арбитражных судов, забором воды как объектом налогообложения при применении оборотной системы водоснабжения признается забор воды для подпитки оборотной системы, поскольку остальной объем представляет собой циркуляционную воду, используемую многократно. Данный вывод содержится, например, в Постановлении ФАС Центрального округа от 31.03.2008 N А68-4592/07-240/18-4593/07-241/18 (Определением ВАС РФ от 16.07.2008 N 8560/08 отказано в пересмотре дела в порядке надзора). При этом суд отклонил доводы налогового органа о том, что гл. 25.2 НК РФ не предусматривает освобождения от уплаты водного налога организаций, осуществляющих забор воды из водных объектов, включенных в систему оборотного водоснабжения, для использования ее в теплообменном оборудовании. Как указал суд, в соответствии со ст. 46 ВК РФ (от 16.11.1995 N 167-ФЗ, утратил силу с 01.01.2007 в связи с введением в действие ВК РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ) права пользования водными объектами приобретаются на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом. Из содержания выданной организации лицензии, а также заключенного ею договора на водопользование следует, что забор воды из пруда-охладителя определен в виде количества, необходимого для подпитки оборотной системы водоснабжения.

Вместе с тем судьи не считают аналогичными обстоятельства забора воды при оборотной и прямоточной системах водоснабжения.

В Постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2009 N А05-2428/2009, оставленном без изменения Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 03.11.2009 по делу N А05-2428/2009, признано неправомерным осуществление организацией расчета налоговой базы по водному налогу по аналогии с определением объема забранной воды при оборотной системе водоснабжения - исходя из объема технологических потерь воды, возникающих в процессе ее использования, то есть разницы между забором и сбросом воды, отклонив доводы о том, что из водоема изымаются лишь те объемы воды, которые были потеряны при ее технологическом использовании.

В Постановлении от 22.09.2009 N А78-261/09 ФАС Восточно-Сибирского округа счел правомерным доначисление организации водного налога, отклонив ее доводы о том, что задействованный циркуляционный объем воды не изымался из водного объекта, а повторно и неоднократно использовался в технологическом цикле ТЭЦ, что фактически из водоема изымались лишь объемы испарившейся воды, нагретой в процессе технологического использования. Как указал суд, объектом налогообложения у организации исходя из пп. 1 п. 1 ст. 333.9 НК РФ является забор воды из водных объектов. Согласно п. 2 ст. 333.10 НК РФ при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. При этом налоговое законодательство не содержит положений о возможности корректировки налоговой базы по водному налогу на объемы воды, возвращаемые в водный объект, используемый для такого забора ввиду наличия оборотной схемы водоснабжения.

Аналогичные выводы содержатся также в Постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.09.2009 N А78-185/09, от 22.09.2009 N А78-260/09, от 22.09.2009 N А78-1473/09, от 22.09.2009 N А78-1472/09, от 22.09.2009 N А78-1471/09, от 22.09.2009 N А78-1470/09.

Таким образом, с учетом сложившейся арбитражной практики, если в организации не используется оборотная система водоснабжения, она не вправе учитывать в качестве налогооблагаемой базы по водному налогу только объемы безвозвратно изъятой (исключенной, удаленной) воды, а не всего объема воды, забранной из водного объекта.

М. И.Дедусова

ООО "Юридическая компания

"Налоговая помощь"

01.02.2010