О приобретении гражданами права собственности на придомовые земельные участки и обжаловании судебных решений, принятых по данным вопросам

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 23 июня 2009 г. N Д23-1879

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу приобретения прав на придомовые земельные участки и сообщает.

Исходя из обращения по указанному вопросу были приняты судебные решения, которые, по Вашему мнению, являются незаконными и необоснованными.

Следует отметить: согласно ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Суды, осуществляя судебную власть, не зависят от чьей бы то ни было воли и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону (ст. 5 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации").

Правительство Российской Федерации, отраслевые федеральные органы исполнительной власти (министерства, службы, агентства) не наделены полномочиями по контролю или надзору за соблюдением судебными органами федерального законодательства и правильностью и обоснованностью принимаемых ими решений.

Таким образом, Правительство Российской Федерации не вправе вмешиваться в деятельность судов и оказывать влияние на рассмотрение ими дел.

Если Вы считаете решения судов неправосудными, Вы вправе подать в вышестоящий судебный орган кассационную жалобу в порядке, установленном гл. 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в случае, если обжалуемое решение не вступило в силу), или надзорную жалобу в порядке, установленном гл. 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

По существу вопроса о приобретении прав на земельный участок в сложившейся застройке необходимо отметить следующее.

Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в целях приобретения права собственности на земельный участок необходимо обратиться в орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный распоряжаться земельным участком, с соответствующим заявлением и приложением кадастрового паспорта земельного участка и документов, Перечень которых установлен Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370. Требование о представлении иных документов, помимо указанных в вышеупомянутом Перечне, незаконно.

При этом местоположение границ земельного участка при их уточнении определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (п. 9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").

Заместитель директора

Департамента недвижимости

М. В.БОЧАРОВ

23.06.2009