Индивидуальный предприниматель привлечен к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ в виде штрафов. Предприниматель считает, что общая сумма штрафов по совершенному правонарушению существенно ухудшает его имущественное и финансовое положение и может привести к его банкротству. Может ли судом быть изменена мера ответственности на административное приостановление деятельности?

Ответ: Частью 1 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - Кодекс) установлена ответственность физических и юридических лиц в виде административного штрафа за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом.

Согласно п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях" по результатам рассмотрения заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд при наличии соответствующих оснований вправе принять решение об изменении оспариваемого решения административного органа.

Необходимо учитывать, что согласно положениям п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса не допускается такое изменение оспариваемого решения, которое повлечет за собой усиление административного наказания или иным образом ухудшит положение лица, привлеченного к административной ответственности.

Таким образом, если индивидуальный предприниматель считает, что взыскание с него штрафов существенно ухудшает его имущественное положение и может привести к банкротству, а административное приостановление деятельности будет для него наиболее приемлемым, то предпринимателю необходимо представлять в суд все необходимые этому доказательства (например, сведения о доходах, кредитные договоры, сведения о финансовом состоянии и т. п.).

Также стоит отметить, что ВАС РФ в п. 19 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установил, что при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в ч. 2 и 3 ст. 4.1 Кодекса.

Согласно ч. 2 и 3 ст. 4.1 Кодекса к таким обстоятельствам относятся характер совершенного лицом административного правонарушения, личность виновного, его имущественное и финансовое положение.

Учитывая изложенное, при наличии достаточных доказательств, подтверждающих ухудшение имущественного и финансового состояния в связи с уплатой соответствующих сумм штрафов, индивидуальный предприниматель может обращаться в судебные органы с требованиями об изменении меры ответственности за совершенное административное правонарушение.

Также целесообразно ознакомиться с судебными решениями по данному вопросу, в соответствии с которыми суды удовлетворяют требования об изменении меры ответственности (см., например, Постановления ФАС Поволжского округа от 02.04.2009 N А06-6029/2008, от 02.04.2009 N А06-6030/2008).

Иная позиция изложена в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2008 N А41-3716/08, Определении ВАС РФ от 08.12.2008 N 15681/08, в которых были подтверждены выводы о том, что приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, и является более строгим наказанием, чем административный штраф, и, соответственно, в силу абз. 2 ч. 1 ст. 3.12 Кодекса не может назначаться.

Таким образом, по нашему мнению, индивидуальный предприниматель может отстоять в суде свою позицию о возможности изменения вида административного наказания со штрафа на приостановление деятельности.

Д. И.Покшан

Пенсионный фонд РФ

19.05.2009