В конкурсной документации открытого конкурса на оказание услуг для государственных нужд было установлено требование обеспечения заявок. Организация до окончания срока, предусмотренного для подачи заявок на участие в открытом конкурсе, внесла необходимую сумму в счет обеспечения заявки на участие в конкурсе, в составе заявки представила платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, однако не представила выписку по лицевому счету плательщика о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, при этом остальные условия, предусмотренные Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), организацией соблюдены. Правомерен ли отказ организации в допуске к участию в конкурсе в указанной ситуации, а также соответствуют ли Закону N 94-ФЗ условия конкурсной документации, предусматривающие обязательное представление участником размещения заказа в составе конкурсной заявки выписки из лицевого счета плательщика о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки?

Ответ: В соответствии с п. 2.1 разд. 2 ч. III Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденных ЦБ РФ от 26.03.2007 N 302-П (далее - Правила), документами аналитического учета являются лицевые счета. Порядок отражения операций по лицевым счетам определен при характеристике каждого счета (ч. II Правил).

Лицевым счетам присваиваются наименования и номера. Реквизиты открываемых счетов и порядок их нумерации приведены в Приложении 1 к Правилам.

Номер лицевого счета должен однозначно определять его принадлежность конкретному клиенту и целевому назначению.

По истечении отчетного года (после 31 декабря) разрешается новым счетам клиентов присваивать номера лицевых счетов, закрытых в отчетном году.

В лицевых счетах показываются: дата предыдущей операции по счету, входящий остаток на начало дня, обороты по дебету и кредиту, отраженные по каждому документу (сводному документу), остаток после отражения каждой операции (по усмотрению кредитной организации) и на конец дня.

Лицевые счета ведутся на отдельных листах (карточках), в журналах либо в виде электронных баз данных (файлов, каталогов), сформированных с использованием средств вычислительной техники.

В реквизитах лицевых счетов отражаются: дата совершения операции, номер документа, вид (шифр) операции (шифр проведенного документа указан в Приложении 1 к Правилам), номер корреспондирующего счета, суммы - отдельно по дебету и кредиту, остаток и другие реквизиты.

Лицевые счета клиентов печатаются в соответствии с действующими формами бланков в двух экземплярах и передаются в бухгалтерию. Второй экземпляр является выпиской из лицевого счета и предназначается для выдачи или отсылки клиенту.

Частью 2 ст. 27 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) закреплено, что на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 12 Закона N 94-ФЗ.

Исходя из п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ при рассмотрении заявок на участие в конкурсе участник размещения заказа не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе в случае непредставления документов, определенных ч. 3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ (за исключением документов, предусмотренных пп. "г" п. 1 ч. 3, ч. 3.1 ст. 25 Закона N 94-ФЗ), либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа или о товарах, о работах, об услугах, о произведении литературы или искусства, об исполнении, о национальном фильме, соответственно на поставку, выполнение, оказание, создание которых либо финансирование проката или показа которого размещается заказ.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ (в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 308-ФЗ (далее - Закон N 308-ФЗ)) установлено другое основание для отказа участнику размещения заказа в допуске к участию в конкурсе: невнесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, если требование обеспечения таких заявок указано в конкурсной документации.

В соответствии с пп. "а" п. 3 ч. 3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 308-ФЗ) заявка на участие в конкурсе должна содержать документы или копии документов, подтверждающие соответствие участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к участию в конкурсе, в частности документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, в случае если в конкурсной документации содержится указание на требование обеспечения такой заявки.

Исходя из буквального толкования данной нормы (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 308-ФЗ) участники размещения заказа должны представить документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, а не один документ. При этом данная норма (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 308-ФЗ) не устанавливает перечень и наименование документов, которые должны представлять участники размещения заказа в таких случаях.

При таких обстоятельствах установление данного перечня находится в компетенции заказчика (уполномоченного органа).

Следовательно, условие конкурсной документации о представлении выписки из лицевого счета плательщика о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки исходя из Закона N 94-ФЗ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 308-ФЗ) соответствует законодательству о размещении заказов.

Законом N 308-ФЗ в Закон N 94-ФЗ внесены изменения. Так, согласно п. 3 ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ (в ред. Закона N 308-ФЗ) основание для отказа участнику размещения заказа в допуске к участию в конкурсе указано как непредставление документа или копии документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, если требование обеспечения таких заявок указано в конкурсной документации.

В соответствии с пп. "а" п. 3 ч. 3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ (в ред. Закона N 308-ФЗ) перечень документов, подтверждающих внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, в случае если в конкурсной документации содержится указание на требование обеспечения такой заявки, уточнен. Под такими документами понимается платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, или копия такого поручения.

Данные изменения вступают в силу с 01.03.2009 (п. 1 ст. 6 Закона N 308-ФЗ).

Таким образом, отказ в допуске организации к участию в открытом конкурсе в подобной ситуации:

- до 01.03.2009 - правомерен;

- с 01.03.2009 - неправомерен, поскольку условие конкурсной документации о представлении выписки из лицевого счета плательщика о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки исходя из Закона N 94-ФЗ (в ред. Закона N 308-ФЗ) не соответствует законодательству о размещении заказов.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

02.03.2009