Организация ежегодно проводит вечеринки (фуршет) для своих клиентов. Может ли организация затраты на такое мероприятие включить в расходы по налогу на прибыль и применить вычет по НДС?

Ответ: При расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов за исключением расходов, указанных в ст. 270 Налогового кодекса РФ (п. 1 ст. 252 НК РФ). Расходами в целях гл. 25 НК РФ признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества (пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ).

К представительским расходам относятся затраты налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, независимо от места проведения этого приема. К таким расходам, в частности, относятся расходы на проведение завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, буфетное обслуживание во время переговоров. К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений и отдыха (п. 2 ст. 264 НК РФ).

Сумма представительских расходов, на которые можно уменьшить налогооблагаемую прибыль, ограничена 4 процентами от фонда оплаты труда за отчетный (налоговый) период, в котором проведено то или иное мероприятие (п. 2 ст. 264 НК РФ).

Также к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу (пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом такие расходы (за исключением расходов на отдельные виды рекламы), осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации (п. 4 ст. 264 НК РФ).

Что касается НДС, то из общей суммы налога, причитающейся к уплате в бюджет, подлежат вычету суммы налога, уплаченные по представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (п. 7 ст. 171 НК РФ).

Входной НДС по рекламным расходам также принимается к вычету, но, по мнению финансовых и налоговых органов, только в пределах нормативов, применяемых при исчислении налога на прибыль (п. п. 1, 2, 7 ст. 171 НК РФ, Письма Минфина России от 11.11.2004 N 03-04-11/201, от 09.04.2008 N 03-07-11/134, УФНС России по г. Москве от 12.08.2008 N 19-11/75319).

В то же время существует и другая точка зрения, согласно которой организация может учесть затраты на проведение праздника, если докажет представительский или рекламный характер расходов. Для этого организации необходимо доказать, что мероприятие носит информационный, рекламный, представительский характер, направлено на повышение эффективности работы организации, на информирование деловых партнеров о высоких производственных и экономических показателях, достигнутых организацией, на поддержание взаимного сотрудничества и т. п.

В подтверждение данной позиции имеется судебное решение, в котором сделан вывод о том, что организация правомерно учла при налогообложении прибыли расходы по празднованию с клиентами своего 10-летия и предъявила к вычету входной НДС по суммам таких затрат (Постановление ФАС Московского округа от 20.02.2008 N КА-А40/707-08-П). В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда, оставленном в данной части без изменения указанным судебным решением, также признано правомерным включение в состав расходов по налогу на прибыль, в частности, затрат на организацию концертной программы и на оказание услуг по организации празднования, а также принятие к вычету НДС по этим затратам (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2007 N 09АП-13278/07-АК).

Необходимо отметить, что, принимая сторону налогоплательщиков, суды, в частности, подчеркивают, что в НК РФ не детализирован перечень затрат, который относится к представительским расходам (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.07.2008 N А56-15358/2007).

Таким образом, организация может включить в расходы по налогу на прибыль затраты на проведение ежегодных вечеринок для своих клиентов (организацию фуршета) и применить по таким затратам вычет по НДС. Скорее всего, такие действия вызовут претензии со стороны налоговых органов и правомерность такого подхода придется доказывать в суде. Учитывая малый объем судебной практики, предсказать решение суда представляется затруднительным.

А. Л.Судакова

Издательство "Главная книга"

13.02.2009