Государственное унитарное предприятие Минобороны России подавало декларации и уплачивало земельный налог. Впоследствии, узнав о возможности применения льготы, установленной в пп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ, перестало его уплачивать, за что было привлечено решением налогового органа к ответственности. Основанием для вынесения данного решения послужил вывод налогового органа о том, что, исчисляя и уплачивая налог, налогоплательщик тем самым отказался от предоставленной ему льготы. Правомерно ли в данном случае привлечение налогоплательщика к ответственности?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ плательщиками налога на землю признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В силу пп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

На основании пп. 5 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и таможенных нужд.

В соответствии с ЗК РФ земли в РФ подразделяются по целевому назначению на категории, одной из которых являются земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (земли промышленности и иного специального назначения).

Земли промышленности и иного специального назначения подразделяются в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены (п. 2 ст. 87 ЗК РФ).

Так, согласно п. 1 ст. 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории РФ, защите и охране Государственной границы РФ, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами.

В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий); разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов); создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и другие) (п. 2 ст. 93 ЗК РФ).

Таким образом, право у налогоплательщика на вышеуказанные льготы есть, так как он находится в ведомственном подчинении Минобороны России, а его имущество - в федеральной собственности, в том числе и земельный участок, зарегистрированный на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Налогоплательщик обеспечивает деятельность Минобороны России и входящего в его структуру подразделения и не может быть признан плательщиком земельного налога.

Данные выводы соответствуют официальной позиции Минфина России, отраженной в Письме от 22.01.2007 N 03-05-06-02/04: для признания (непризнания) земельных участков, занимаемых ФГУП Минобороны России, объектами налогообложения по земельному налогу необходимы документы, подтверждающие отнесение указанных земельных участков к землям обороны и безопасности.

Также финансовый орган указывает, что в целях подтверждения правомерности отнесения таких земельных участков к земельным участкам, предоставленным для обеспечения обороны и безопасности, Минэкономразвития России с участием Минфина России, Минобороны России и Росатома разработан План мероприятий по решению неурегулированных проблем, связанных с улучшением финансового состояния предприятий оборонно-промышленного комплекса, согласно которому разработка методики подтверждения отнесения земельных участков, на которых расположены предприятия оборонно-промышленного комплекса, к землям обороны и безопасности и внесения сведений в документы государственного земельного кадастра о земельных участках, закрепленных за предприятиями оборонно-промышленного комплекса, осуществляется Минэкономразвития России.

При разрешении подобных вопросов суды единогласно приходят к выводу, что поскольку земли, предоставляемые для обеспечения деятельности Минобороны России, полностью освобождаются от обложения земельным налогом, у ГУП, находящегося в подчинении министерства, отсутствовала обязанность по уплате названного налога в отношении земельного участка, на котором расположены строения, принадлежащие предприятию на праве хозяйственного ведения (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 23.06.2006 N А42-11820/2005 и от 15.05.2008 N А56-15103/2007, ФАС Дальневосточного округа от 08.11.2007 N Ф03-А04/07-2/4966).

Арбитражные суды также указывают, что факт представления налогоплательщиком деклараций по земельному налогу за спорный период, уплаты его в данный период не может свидетельствовать о правомерности признания его плательщиком земельного налога в указанный период и не лишает его права заявить о своей льготе (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 06.03.2008 N КА-А41/1237-08).

Таким образом, приходим к выводу, что привлечение к ответственности налогоплательщика в данном случае следует признать неправомерным, так как неприменение указанной льготы не может служить основанием для неприменения ее в будущих налоговых периодах.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

27.01.2009