Организация бесплатно передает магазинам собственную продукцию для оформления витрин в местах ее продажи. Является ли данная операция объектом налогообложения по НДС?

Ответ: Продукция, бесплатно передаваемая производителем или оптовым поставщиком розничным торговым организациям для оформления витрин в местах продажи продукции, передается в рекламных целях. При этом контролирующие органы всегда признавали, что передача продукции в рекламных целях образует объект налогообложения по НДС, так как является безвозмездной передачей товаров (пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ, Письма Минфина России от 01.03.2005 N 03-04-11/43, УФНС России по г. Москве от 01.03.2005 N 19-11/12349).

Дополнительным аргументом в защиту их позиции может служить норма пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ, введенная в действие с 01.01.2006 (п. 4 ст. 1, п. 1 ст. 5 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ). Согласно этой норме не подлежит налогообложению передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб. Соответственно, можно сделать вывод, что в иных случаях передача товаров в рекламных целях облагается НДС.

Однако возможна и другая точка зрения по данному вопросу.

До появления нормы пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ суды зачастую соглашались с тем, что при передаче продукции в рекламных целях НДС исчислять не нужно, аргументируя свою позицию следующим образом. Во-первых, товаром для целей налогообложения признается любое имущество, предназначенное для реализации, а продукция, передаваемая в рекламных целях, товаром не является (п. 3 ст. 38 НК РФ). И расходы по такой передаче не могут квалифицироваться как безвозмездная реализация товаров (Постановление ФАС Центрального округа от 05.03.2007 N А14-15515/2005/631/34). Отметим, что этой позицию некоторые суды придерживаются, рассматривая споры о необходимости исчисления НДС при безвозмездной передаче продукции в рекламных целях, возникшие и в период действия пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ (Постановление ФАС Московского округа от 29.01.2008 N КА-А40/14801-07).

Кроме того, известно решение, в котором суд квалифицировал безвозмездную передачу продукции в рекламных целях как передачу товаров для собственных нужд, которая облагается НДС, только если расходы, связанные с такой передачей, не учитываются для целей налогообложения прибыли (пп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ). При этом затраты на рекламу производимых (приобретенных) и реализуемых товаров, в том числе на оформление витрин, включаются в состав расходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль. Соответственно, безвозмездная передача товаров в рекламных целях НДС не облагается (пп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264, пп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.02.2006 N А26-5845/2005-216).

Как видим, мнение контролирующих органов расходится с мнением судов. Поэтому организации, не начисляющие НДС на стоимость продукции, безвозмездно переданной торговым организациям для оформления витрин, должны быть готовы отстаивать свою позицию в суде.

А. Н.Краснопеева

Издательство "Главная книга"

19.06.2008