Какие меры административной ответственности предусмотрены, если организация при оказании услуг населению не использует контрольно-кассовую технику, а выдает бланки строгой отчетности, изготовленные не типографским способом?

Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели вправе осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством РФ (абз. 2 п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ).

В целях реализации указанного требования законодательства Постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 N 171 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ (далее - Положение).

Согласно п. 3 Положения формы бланков строгой отчетности утверждаются Минфином России по обращению заинтересованных органов государственной власти, Центрального банка Российской Федерации и организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг.

Пунктом 5 Положения определен перечень обязательных реквизитов, которые должен содержать бланк строгой отчетности.

В частности, на бланке строгой отчетности должны быть указаны сведения об утверждении формы бланка, наименование, шестизначный номер и серия, код формы бланка по Общероссийскому классификатору управленческой документации, наименование и код организации или индивидуального предпринимателя, выдавших бланк, по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций.

Кроме того, на бланке строгой отчетности в соответствии с п. 7 Положения должны быть указаны сведения об изготовителе (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж).

Следовательно, выполнение указанных норм Положения (п. п. 5 - 7) предусматривает, что бланки строгой отчетности должны изготавливаться типографским способом.

Данная позиция, а именно изготовление бланков строгой отчетности типографским способом, подтверждается Письмом Минфина России от 27.09.2005 N 03-01-20/5-193.

Таким образом, организации не вправе использовать бланки строгой отчетности, изготовленные не типографским способом, поскольку они не соответствуют требованиям законодательства.

В том случае, если организация не использует ККТ и выдает бланки строгой отчетности, изготовленные не типографским способом, налоговый орган может квалифицировать это как осуществление реализации товаров (работ, услуг) без применения ККТ и, соответственно, привлечь организацию к ответственности.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 14.5) предусмотрено, что продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) организациями и индивидуальными предпринимателями без применения ККТ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Таким образом, если организация не использует ККТ и выдает бланки строгой отчетности, изготовленные не типографским способом, она может быть привлечена по ст. 14.5 КоАП РФ к административной ответственности в виде штрафа от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей. При этом штраф может быть наложен и на должностных лиц организации в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

К. В.Анатолити

Советник государственной

гражданской службы РФ

3 класса

02.05.2008