Об отсутствии у российской организации обязанностей налогового агента по НДС при приобретении услуг у иностранного адвоката

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 24 апреля 2008 г. N 03-07-08/98

В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость при приобретении российской организацией услуг у иностранного адвоката Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации услуг в целях применения налога на добавленную стоимость установлен ст. 148 Кодекса. Так, на основании пп. 4 п. 1 данной статьи Кодекса местом реализации юридических услуг признается территория Российской Федерации, если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. В связи с этим местом реализации услуг, оказываемых иностранным адвокатом российской организации, признается территория Российской Федерации.

На основании положений ст. 161 Кодекса при реализации услуг, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается российской организацией, выступающей в качестве налогового агента.

Согласно ст. 143 Кодекса налогоплательщиками налога на добавленную стоимость являются организации и индивидуальные предприниматели.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и об адвокатуре в Российской Федерации" адвокатская деятельность не является предпринимательской.

Учитывая изложенное, при приобретении российской организацией услуг у иностранного адвоката, не являющегося индивидуальным предпринимателем по законодательству Российской Федерации, данной российской организации уплачивать налог на добавленную стоимость не следует.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И. В.ТРУНИН

24.04.2008