Организация отказалась представить по требованию налогового органа документы, связанные с деятельностью ее контрагента, в отношении которого ведется налоговая проверка. В результате на организацию наложен штраф в размере 10 000 руб. по п. 2 ст. 126 НК РФ. Правомерно ли это?

Ответ: Отказ исполнить требование налогового органа о представлении документов, касающихся деятельности проверяемого контрагента, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб. по ст. 129.1 Налогового кодекса РФ. Поэтому штраф по п. 2 ст. 126 НК РФ в данной ситуации неприменим. С 1 января 2014 г. за отказ в представлении налоговому органу имеющихся документов, связанных с деятельностью контрагента, штраф будет взыскиваться по п. 2 ст. 126 НК РФ в размере 10 000 руб.

Обоснование: Налоговый орган вправе истребовать документы, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика, у его контрагентов и иных лиц (п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

Отказ представить документы о проверяемом лице или их несвоевременное представление признаются налоговым правонарушением и влекут штраф, предусмотренный ст. 129.1 НК РФ, а именно 5000 руб. (при условии, что отсутствуют признаки налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ (п. 6 ст. 93.1, п. 1 ст. 129.1 НК РФ)).

Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации представить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов влечет взыскание штрафа в размере 10 000 руб. (п. 2 ст. 126 НК РФ).

Ответственность за отказ от представления документов, касающихся деятельности проверяемых контрагентов, наступает именно по ст. 129.1 НК РФ в силу прямого указания в п. 6 ст. 93.1 НК РФ, несмотря на то, что ст. 129.1 НК РФ содержит оговорку, которая ограничивает пределы ее применения.

Таким образом, применение санкций по п. 2 ст. 126 НК РФ в размере 10 000 руб. за отказ в представлении документов по деятельности проверяемых контрагентов не основано на нормах НК РФ. Такой точки зрения придерживается Президиум ВАС РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 05.02.2013 N 11890/12).

Если организация будет оспаривать решение о привлечении к ответственности в судебном порядке, то суд, проверив правильность квалификации налогового правонарушения, скорее всего, признает решение незаконным. Ведь, во-первых, суд не имеет права изменять квалификацию налогового правонарушения, данную налоговым органом, а должен только проверить ее правильность (ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Постановление ФАС Московского округа от 28.10.2010 N КА-А40/12262-10). А во-вторых, неправильная квалификация правонарушения, данная налоговым органом, является основанием для признания решения о привлечении к ответственности недействительным (Постановление Президиума ВАС РФ N 11890/12, п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", п. 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации").

Обращаем внимание, что в связи с внесением изменений в ст. 93.1 НК РФ с 1 января 2014 г. за отказ в представлении налоговому органу имеющихся документов штраф будет взыскиваться по п. 2 ст. 126 НК РФ в размере 10 000 руб. (п. 2 ст. 126 НК РФ, пп. "б" п. 29 ст. 1, п. 3 ст. 6 Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации").

О. В.Кулагина

Издательство "Главная книга"

30.10.2013