О порядке учета при определении налоговой базы по налогу на прибыль доходов в виде списанных сумм кредиторской задолженности по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней, а также доходов в виде списанной задолженности по пеням и штрафам в Пенсионный фонд РФ

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 20 марта 2007 г. N 03-03-06/1/165

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросу о порядке учета в целях налогообложения прибыли списанных сумм кредиторской задолженности по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней сообщает следующее.

В соответствии с пп. 21 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства Российской Федерации. В отношении пеней и штрафов указанное положение Кодекса вступает в силу с 1 января 2007 г. и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г. (ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 144-ФЗ).

Согласно положениям п. 2 ст. 11 Кодекса, действовавшим до 1 января 2007 г., используемое в целях Кодекса понятие "бюджеты (бюджет)" отделено от понятия "внебюджетные фонды" и включает федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты), бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).

Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" в п. 2 ст. 11 Кодекса внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2007 г., в соответствии с которыми понятия "бюджеты (бюджет)" и "внебюджетные фонды" в целях Кодекса не определяются.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понятия "бюджет" и "государственный внебюджетный фонд" в бюджетном законодательстве Российской Федерации разделены, и, следовательно, с 1 января 2007 г. эти понятия так же раздельно следует применять и в целях Кодекса.

Таким образом, норма пп. 21 п. 1 ст. 251 Кодекса не распространяется на доходы в виде списанной задолженности по пеням и штрафам в Пенсионный фонд Российской Федерации. Такие доходы учитываются в целях налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов.

Одновременно сообщаем, что в настоящее время в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ведется активная работа по подготовке ко второму чтению проекта федерального закона N 294450-4 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", принятому в первом чтении 14 июня 2006 г. Указанным законопроектом предусмотрено дополнить пп. 21 п. 1 ст. 251 Кодекса, распространив его действие и на доходы в виде списанной задолженности по пеням и штрафам в государственные внебюджетные фонды. Предполагается также, что действие новой нормы Кодекса будет распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.

Ответ по вопросам применения налога на добавленную стоимость по операциям с ломом металлов будет направлен дополнительно.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

20.03.2007