1. В соответствии с положениями п. 2 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2006 N 151-ФЗ степень выработанности запасов конкретного участка недр рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно на основании данных утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых за календарный год, предшествующий налоговому периоду. Федеральный фонд геологической информации ежегодно до 1 августа подготавливает и представляет органам государственной власти РФ сводные данные по РФ и субъектам РФ о состоянии и изменении запасов важнейших твердых полезных ископаемых (в части нефти и газа). При расчете степени выработанности запасов конкретного участка недр, в частности при исчислении налога на добычу полезных ископаемых за январь 2007 г., налогоплательщик должен применять данные утвержденного госбаланса запасов полезных ископаемых за 2005 г. Однако после утверждения госбаланса за 2006 г. при исчислении налога за август 2007 г. будет применяться новый баланс. Каким образом необходимо применять данные госбалансов запасов за разные периоды в течение одного года?

2. Что подразумевает понятие "участок недр": лицензионный участок в целом или под ним могут пониматься отдельные пласты месторождения?

3. Согласно Федеральному закону от 27.07.2006 N 151-ФЗ соответствующие льготы по налогу на добычу полезных ископаемых применяются при наличии прямого метода учета количества добытой нефти на участке недр. В соответствии со ст. 339 НК РФ при прямом методе требуется использование измерительных средств и устройств в отношении соответствующего количества добытого полезного ископаемого. Косвенный метод состоит в определении количества добытого полезного ископаемого по данным о его содержании в извлекаемом из недр минеральном сырье. При косвенном методе не учитываются фактические потери полезного ископаемого. Какой метод определения количества добытого полезного ископаемого применяется в случае разработки налогоплательщиком нескольких участков недр и подготовки извлекаемой нефти на едином пункте сбора? Подлежат ли в данном случае учету в целях налогообложения фактические потери полезного ископаемого?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 12 октября 2006 г. N 03-07-01-02/53

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в связи с письмами по вопросам применения положений гл. 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 27.07.2006 N 151-ФЗ "О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" сообщает.

По вопросу о применении данных государственного баланса запасов полезных ископаемых для определения степени выработанности участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование, необходимо иметь в виду следующее.

Согласно пп. "в" п. 2 ст. 1 указанного Федерального закона N 151-ФЗ степень выработанности запасов конкретного участка недр рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно на основании данных утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых за календарный год, предшествующий налоговому периоду.

В соответствии со ст. 341 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговым периодом по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) признается календарный месяц.

Таким образом, налогоплательщик в течение календарного года применяет степень выработанности соответствующего участка недр, определенную им самостоятельно на основании утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых по состоянию на первый налоговый период этого календарного года. Так, в течение 2007 г. налогоплательщик применяет данные государственного баланса запасов полезных ископаемых по нефти за 2005 г., в 2008 г. - за 2006 г. и т. д.

По вопросу о понятии "участок недр".

Учитывая, что ст. 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" участок недр определен как геометризованный блок недр, исчисление степени выработанности необходимо производить по всему участку недр в целом, а не по отдельным пластам, залежам, горизонтам.

По вопросу применения прямого и косвенного методов определения количества добытого полезного ископаемого при добыче нефти.

В соответствии с п. 2 ст. 339 Кодекса количество добытого полезного ископаемого определяется прямым методом (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным методом (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье).

Что касается вопроса учета фактических потерь полезных ископаемых, то фактические потери учитываются только при прямом методе как разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого. При косвенном методе фактические потери включены в расчетные данные содержания полезного ископаемого в минеральном сырье. Фактические потери полезного ископаемого учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений.

Вместе с тем вышеуказанным Федеральным законом N 151-ФЗ предусмотрено, что налоговые льготы по НДПИ при добыче нефти на новых месторождениях и месторождениях с выработанностью 80 процентов и более предоставляются только при наличии прямого учета количества добытой нефти, т. е. по каждому участку недр, предоставленному налогоплательщику в пользование.

Таким образом, при учете добытой нефти, поступающей с разных участков недр на один узел учета, налогоплательщик не имеет право на применение нулевой налоговой ставки по НДПИ, а также понижающего коэффициента.

Вместе с тем учет фактических потерь в данном случае, а следовательно, и применение нулевой налоговой ставки по НДПИ в части утвержденных нормативов потерь не противоречат гл. 26 Кодекса.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А. И.ИВАНЕЕВ

12.10.2006