Организация приобрела в фирменном магазине телевизоры в количестве 5 штук. Согласно договору купли-продажи при единовременной покупке телевизоров в количестве более 3 штук покупателю предоставляется скидка в размере 10% от общей стоимости покупки. В каком порядке такие скидки учитываются в 2006 г. при исчислении налога на прибыль и НДС?

Ответ: Согласно п. 2 ст. 249 Налогового кодекса РФ выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

В силу п. 1 ст. 252 НК РФ в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", вступившим в силу с 1 января 2006 г., п. 1 ст. 265 НК РФ был дополнен пп. 19.1.

В соответствии с пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам, не связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок.

Подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ установлено, что объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Согласно п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено данной статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС.

При этом общая сумма НДС исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1 - 3 п. 1 ст. 146 НК РФ, момент определения налоговой базы которых, установленный ст. 167 НК РФ, относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде (п. 4 ст. 166 НК РФ в ред. Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", вступившего в силу с 1 января 2006 г.).

Таким образом, с вступлением в силу с 1 января 2006 г. изменений, внесенных Федеральным законом N 58-ФЗ, расходы в виде скидок, предоставленных фирменным магазином покупателю в связи с единовременной покупкой товаров в обусловленном условиями договора количестве, уменьшают налогооблагаемую прибыль на основании пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ.

Указанные расходы учитываются в случае их признания обоснованными и документально подтвержденными затратами, произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, при наличии договора купли-продажи, в котором установлен размер скидки и порядок ее предоставления.

При этом доходы от реализации указанного товара в целях гл. 25 НК РФ определяются как выручка, исчисленная исходя из фактических поступлений денежных средств, связанных с расчетами за реализованные товары, то есть с учетом предоставленных в соответствии с договором скидок (п. 2 ст. 249 НК РФ).

До вступления в силу Федерального закона N 58-ФЗ указанные скидки учитывались в составе внереализационных расходов на основании пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ при условии соответствия таких расходов критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ.

Что касается обложения НДС, то при реализации таких товаров налоговая база определяется как их стоимость с учетом всех изменений, в том числе уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде, то есть как рыночная стоимость этих товаров с учетом предоставленных скидок (п. 1 ст. 154 и п. 4 ст. 166 НК РФ).

Е. Н.Коломина

Федеральное агентство

кадастра объектов недвижимости

12.04.2006