Негосударственные учреждения здравоохранения, образования, используя закрепленное за ними имущество на праве оперативного управления, оказывают услуги, соответственно, медицинского и образовательного характера как в рамках уставной деятельности, так и платные медицинские и образовательные услуги

Просим разъяснить вопрос о правомерности начисления учреждениями амортизации по тем объектам основных средств, которые закреплены за ними на правах оперативного управления и используются для предпринимательской деятельности, а также по объектам основных средств, которые приобретены учреждениями за счет средств от предпринимательской деятельности.

При этом условие ведения раздельного учета по доходам и расходам по уставной и предпринимательской деятельности соблюдается.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 1 апреля 2005 г. N 03-03-01-04/1/142

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу начисления амортизации учреждениями и сообщает следующее.

Пунктом 1 ст. 256 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что амортизируемым имуществом в целях гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 руб.

При этом согласно п. 1 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со ст. 296 Кодекса, в которой указано, что учреждения осуществляют права владения, пользования и распоряжения в отношении закрепленного за ними имущества в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Таким образом, при передаче основного средства в оперативное управление перехода права собственности от передающей организации к учреждению не происходит.

Учитывая вышеизложенное, учреждение не вправе начислять амортизацию по объектам основных средств, которые закреплены за ним на праве оперативного управления, вне зависимости от того, используются ли данные основные средства для предпринимательской деятельности.

При этом если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе (п. 2 ст. 298 Кодекса).

В этой связи, по нашему мнению, учреждение вправе начислять амортизацию по объектам основных средств, которые приобретены им за счет доходов, полученных от предпринимательской деятельности, осуществленной в соответствии с учредительными документами.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А. И.ИВАНЕЕВ

01.04.2005