Для продвижения своей косметической продукции российская организация планирует провести ярмарку на территории Республики Беларусь. Исполнителем услуг по ее организации будет белорусская организация. У какой из сторон договора возникает обязанность по уплате НДС?

Ответ: При оказании услуг по организации ярмарки с целью продвижения продукции на рынке Республики Беларусь, оказываемых белорусской организацией для российской организации, обязанность по уплате НДС возникает у российской организации.

Обоснование: Порядок взимания НДС при оказании услуг по договорам, заключенным между хозяйствующими субъектами стран - участниц Таможенного союза, регулируется Соглашением от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" и Протоколом от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" (далее - Протокол).

Согласно ст. 2 Протокола взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве - члене Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ, указанных в ст. 4 Протокола).

При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено настоящим Протоколом.

Таким образом, взимание НДС при оказании услуг осуществляется в том государстве - члене Таможенного союза, территория которого признается местом реализации услуг.

Перечень услуг представлен в ст. 3 Протокола. Услуги по организации ярмарок (выставок) в нем не поименованы. По мнению контролирующих органов, если выставка проводится в рекламных целях, руководствоваться следует положениями Протокола, определяющими место реализации рекламных услуг (Письма Минфина России от 26.06.2012 N 03-07-15/68, ФНС России от 04.09.2012 N АС-4-3/14723@).

Так, ст. 1 Протокола определено, что к рекламным услугам относятся услуги по созданию, распространению и размещению информации, предназначенной для неопределенного круга лиц и призванной формировать или поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам, с помощью любых средств и в любой форме.

На основании положений пп. 4 п. 1 ст. 3 Протокола местом реализации рекламных услуг, оказываемых налогоплательщику государства - члена Таможенного союза, признается территория того государства, налогоплательщиком которого приобретаются рекламные услуги.

Таким образом, местом реализации услуг по организации ярмарки с целью продвижения продукции на рынке Республики Беларусь, оказываемых белорусской организацией для российской организации, признается территория РФ. Следовательно, обязанность по уплате НДС возникает у российской организации в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.

Е. Е.Смирнова

Консалтинговая группа "Аюдар"

10.09.2013