Правомерно ли включать в расходы в целях налогообложения прибыли плату за аренду помещения под офис в следующем случае: помещение не исключено из состава жилого фонда и используется арендатором для осуществления деятельности, направленной на получение дохода? При этом помещение закреплено на праве хозяйственного ведения за арендодателем - государственным унитарным предприятием, который имеет согласие собственника на сдачу этого помещения в аренду

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 5 мая 2004 г. N 04-02-05/2/18

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо и сообщает.

Как следует из письма, организация арендует под офис помещение, которое не исключено из состава жилого фонда, у федерального государственного унитарного предприятия.

При рассмотрении поставленного вопроса необходимо руководствоваться, в частности, следующими нормами налогового и гражданского законодательства Российской Федерации.

В соответствии со ст.252 гл.25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст.270 данного Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст.265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Кодексом установлено, что к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся, в частности, арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество (пп.10 п.1 ст.264 Кодекса).

Согласно ст.113 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Статья 295 ГК РФ определяет права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении. В частности, определено, что предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Установлено, что собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Если предприятие с согласия собственника сдает в аренду имущество, находящееся у него в хозяйственном ведении, то оно должно получать арендную плату.

Статьей 671 ГК РФ определено, что по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставлять другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.

Юридическим лицам жилое помещение может быть предоставлено во владение и (или) пользование на основе договора аренды или иного договора. Юридическое лицо может использовать жилое помещение только для проживания граждан.

Согласно ст.288 ГК РФ размещение в жилых домах промышленных производств не допускается.

Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.

Учитывая изложенное, организация не имеет права для целей налогообложения применять положение, установленное пп.10 п.1 ст.264 Кодекса.

Заместитель руководителя

Департамента налоговой политики

А. И.КОСОЛАПОВ

05.05.2004