Налоговой инспекцией при проведении камеральной проверки направлено требование организации представить трудовые договоры, заключенные организацией с ее работниками. Организация не представила трудовые договоры, в связи с чем в отношении нее было принято решение о привлечении к ответственности по ст.126 НК РФ. Правомерны ли в данном случае действия налогового органа?

Ответ: Регулирование трудовых отношений работников и работодателей и иных непосредственно связанных с ними отношений регламентируется Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными конституционными законами (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Основой взаимоотношений работников и работодателей является трудовой договор, основные требования и содержание которого должны соответствовать законодательству о труде.

Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает письменную форму заключения трудового договора.

Согласно ст.67 ТК РФ трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя.

Трудовой договор, не оформленный надлежащим образом, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех дней со дня фактического допущения работника к работе.

Отсутствие письменной формы трудового договора будет являться нарушением трудового законодательства, контроль за соблюдением которого осуществляют Федеральная инспекции труда, ее территориальные органы и специально уполномоченные органы.

Содержание трудового договора, а также его существенные условия должны соответствовать требованиям ст.57 ТК РФ.

Существенными условиями трудового договора являются характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты), виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью, а также другие условия.

Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются налоговые органы.

Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законом Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (в ред. от 29.05.2002 N 57-ФЗ) (далее - Закон) определены задачи, права и обязанности налоговых органов.

Налоговые органы вправе получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке (п.1 ст.7 Закона).

Права и обязанности налоговых органов регламентируются также ст. ст.31 - 33 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (пп.2 п.1 ст.32 НК РФ).

В соответствии с пп.1 п.1 ст.31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.

Налоговым кодексом Российской Федерации установлена система налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Вопросы, связанные с определением объекта налогообложения по налогу на прибыль, а также расходов, связанных с производством и реализацией, регламентируются гл.25 НК РФ.

В целях определения расходов организации на оплату труда необходимо исходить из требований ст.255 НК РФ.

Расходы организации в пользу работников принимаются в целях исчисления налога на прибыль, если они предусмотрены трудовым договором и (или) коллективным договором.

Согласно ст.255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Трудовой договор в данном случае будет являться документом, на основании которого налоговый орган определяет перечень расходов организации, произведенных в пользу работников.

Налогоплательщики обязаны выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей, а также предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.4 ст.23 НК РФ).

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации установлена ответственность (ст.106 НК РФ).

Налогоплательщик (налоговый агент) может быть привлечен к ответственности в случае непредставления налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст.126 НК РФ).

Таким образом, непредставление организацией по требованию налогового органа трудовых договоров работников является основанием для вынесения налоговым органом решения о привлечения организации к ответственности, предусмотренной ст.126 НК РФ.

Е. В.Виговский

Центр исследований

проблем налогообложения

и бухгалтерского учета

16.04.2003