Вправе ли налоговый орган доначислять налоги, если ресторан реализует блюда с фактически разной наценкой в зависимости от времени суток (100% - утром, 150% - днем, 200% - вечером)? Наценка колеблется в связи с предоставлением клиентам скидок от цены, указанной в меню

Пользователи СС "КонсультантБухгалтер"

Ответ: Пунктом 1 ст.40 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что (если иное не предусмотрено данной статьей) для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки, и пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

Проверка правильности применения цен по сделкам может быть осуществлена налоговыми органами лишь в случаях, предусмотренных п.2 ст.40 НК РФ. Одним из оснований проведения такой проверки является отклонение более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени (пп.4 п.2 ст.40 НК РФ).

Важно отметить, что все перечисленные в п.2 ст.40 НК РФ подконтрольные налоговым органам случаи являются только основанием для проведения проверки, но не свидетельствуют о несоответствии примененных сторонами цен рыночному уровню. Для того чтобы налоговые органы могли поставить вопрос о таком несоответствии, цена, примененная по сделке, должна не вписываться в "околорыночный" ценовой коридор, равный 40% (плюс-минус 20% в сторону понижения или в сторону повышения). Только при выявлении такого отклонения от уровня рыночных цен налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.

При этом рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях (п.4 ст.40 НК РФ). Понятия "рынок товаров", "идентичность (однородность) товаров", "сопоставимость экономических (коммерческих) условий" приведены в п. п.5 - 7, п.9 ст.40 НК РФ.

Таким образом, для того чтобы произвести доначисление налога и пени (применительно к ситуации пользователя), налоговые органы должны проанализировать информацию о ценах на товары (услуги), сложившиеся в сфере ресторанного бизнеса, установить рыночную цену на эти товары (услуги) с учетом положений п. п.4 - 11 ст.40 НК РФ, а также выявить и доказать несоответствие цен, применяемых пользователем, рыночному уровню.

Необходимо также помнить, что при определении рыночной цены учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные: сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги); потерей товарами качества или иных потребительских свойств; истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров; маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки; реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

Если указанные в вопросе различные торговые наценки на реализуемые товары (услуги) являются обычными при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавками (скидками) к цене, а их применение вызвано колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги), маркетинговой политикой и т. п., то они должны учитываться при определении рыночной цены.

Обращаем также внимание пользователя на то, что бремя доказывания несоответствия цен, примененных налогоплательщиком, рыночному уровню целиком ложится на налоговые органы.

В случае взыскания налоговым органом доначисленного налога и пени рекомендуем пользователю воспользоваться правом, предоставленным ему ст.138 НК РФ, и обжаловать такое решение в вышестоящем налоговом органе или в судебных инстанциях.

Е. А.Скаковская

Центр исследований

проблем налогообложения

и бухгалтерского учета

14.06.2001