Наша компания занимается оптовой продажей нефтепродуктов. В I кв. 1999 г. мы были вынуждены реализовать мазут на ТЭЦ по ценам ниже покупной (заводской) стоимости, но не более чем на 30%. Однако на тот период это была рыночная цена, сложившаяся на рынке нефтепродуктов. В результате сумма разницы между продажной и покупной стоимостью товаров получилась отрицательной

Каков порядок применения налога на прибыль, НДС, налога на пользователей автодорог и налога на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы?

До 01.01.99 п.1 ст.4 Закона "О НДС" и п.5 ст.2 Закона "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предусматривали корректировку налогооблагаемой базы при осуществлении реализации по ценам не выше фактической себестоимости.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 2 августа 1999 г. N 04-02-05/1

Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо и сообщает следующее.

Согласно ст.2 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 1999 г. абз.3-9 п.1 ст.4 Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" и п.5 ст.2 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" о порядке определения оборота, облагаемого налогом на добавленную стоимость, а также о порядке определения налогооблагаемой базы при исчислении налога на прибыль при реализации товаров (работ, услуг) по ценам не выше фактической себестоимости утратили силу. Поэтому с 1 января 1999 г. при определении цены реализации товара (мазута) для целей налогообложения следует руководствоваться ст.40 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.

Статьей 40 Кодекса, в частности, установлено, что (если иное не предусмотрено данной статьей) для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки, и пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. В случаях, когда цены товаров, работ, услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов (в ред. Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ, ранее - 30 процентов) от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этих сделок были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.

Таким образом, в случае, если цена реализации мазута определена в рамках, установленных ст.40 Налогового кодекса, то на разницу между ценой приобретения мазута и ценой, по которой этот мазут будет реализован, налог на добавленную стоимость и налог на прибыль, по нашему мнению, начислять не следует.

Что касается определения налоговой базы для исчисления налога на пользователей автодорог и налога на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы, то необходимо иметь в виду следующее.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (с учетом изменений и дополнений) объектом налогообложения является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.

При этом п.24 Инструкции Госналогслужбы России от 15 мая 1995 г. N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" предусмотрено, что сумма налога определяется на основании бухгалтерского учета и отчетности.

В бухгалтерском учете показатель выручки от реализации продукции (работ, услуг), учитываемой на счете 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", приводится по строке 010 формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках".

Согласно Решению Верховного Суда Российской Федерации от 14 октября 1998 г. N ГКПИ 98-393 при исчислении налога на пользователей автомобильных дорог выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется исходя из фактических цен от реализации.

По нашему мнению, в результате сложившейся отрицательной разницы между продажной и покупной стоимостью отсутствует база для исчисления налога на пользователей автомобильных дорог. Аналогичная ситуация, по нашему мнению, складывается и при определении налоговой базы для исчисления налога на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы.

02.08.99 Заместитель руководителя

Департамента налоговой политики

А. И.КОСОЛАПОВ