Негосударственные пенсионные фонды в условиях изменения гражданского законодательства

(Воробьева Е. В.) ("Социальное и пенсионное право", 2012, N 3) Текст документа

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА <*>

Е. В. ВОРОБЬЕВА

-------------------------------- <*> Vorobieva E. V. Private pension funds in the condition of changing civil law.

Воробьева Елена Владимировна, доцент кафедры финансового и административного права Ростовского государственного экономического университета, кандидат юридических наук.

В статье исследуются вопросы развития национального законодательства в сфере некоммерческих организаций в связи с новациями в Гражданском кодексе Российской Федерации. Особое внимание уделяется вопросам защиты прав и законных интересов участников юридических лиц по негосударственному пенсионному обеспечению застрахованных лиц, в отношениях по обязательному пенсионному страхованию при реорганизации негосударственных пенсионных фондов.

Ключевые слова: Гражданский кодекс Российской Федерации, некоммерческие организации, некоммерческая корпорация, некоммерческая унитарная организация, негосударственный пенсионный фонд, негосударственное пенсионное обеспечение, кредитор, реорганизация.

The article studies the development of national legislation in the field of nonprofit organizations in connection with the innovations of the RF Civil Code. Particular attention is paid to the protection of rights and legitimate interests of legal entities for private pension provision of insured persons in respect of compulsory pension insurance in reorganization of pension funds.

Key words: the RF Civil Code, nonprofit organizations, nonprofit corporation, nonprofit unitary organization, private pension fund, private pension provision, creditor, reorganization.

Законопроект "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1> внес изменения в отдельные положения гражданского законодательства. В соответствии с ним юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в одной из организационно-правовых форм некоммерческих корпораций и некоммерческих унитарных организаций. К некоммерческим унитарным организациям относятся: общественные, благотворительные и иные фонды, в том числе автономные некоммерческие организации; государственные (в том числе государственные академии наук), муниципальные и частные (в том числе общественные) учреждения; религиозные организации. -------------------------------- <1> Проект Федер. закона "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Рос. газ.: Электрон. газ. URL: http://www. rg. ru/2012/02/07/gk-site-dok. html.

Фондом по смыслу данного законопроекта признается не имеющая членства унитарная некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели. В соответствии со ст. 118.2 законопроекта к исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда относится: определение приоритетных направлений деятельности фонда, принципов формирования и использования его имущества; образование других органов фонда и досрочное прекращение их полномочий; утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов фонда; принятие решений о создании фондом хозяйственных обществ и (или) об участии в них фонда; принятие решений о создании филиалов и (или) открытии представительств фонда; изменение устава фонда, если эта возможность предусмотрена уставом; одобрение совершаемых фондом сделок в случаях, предусмотренных законом. Законом или уставом фонда к исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда может быть отнесено решение иных вопросов. Высший коллегиальный орган фонда избирает единоличного руководителя фонда (председателя, генерального директора и т. д.) и может назначить коллегиальный исполнительный орган (правление) фонда. К компетенции единоличного и (или) коллегиального исполнительных органов фонда относится решение вопросов, не входящих в исключительную компетенцию высшего коллегиального органа фонда. В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" <2> на должность единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа и главного бухгалтера фонда не могут быть назначены аффилированные лица управляющей компании, специализированного депозитария и аудитора фонда, а также лица, с которым заключен договор на проведение оценки имущества фонда. Законопроект конкретизирует в ст. 53.2 понятие "аффилированность". Наличие аффилированности признается: -------------------------------- <2> Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" // Рос. газ. 1998. 13 мая.

1) между контролирующим (включая его аффилированных лиц) и подконтрольным лицом, а также между лицами, находящимися под общим контролем, определяемым по признакам, предусмотренным ст. 53.3 законопроекта, за исключением лиц, находящихся под общим контролем публично-правовых образований; 2) между физическим лицом и его супругом, их родителями, детьми, полнородными и неполнородными братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными, дедушками и бабушками, внуками, племянниками и племянницами, дядями и тетями; 3) между юридическим лицом и лицами, выполняющими функции органа управления или членов коллегиального органа управления данного юридического лица; 4) между юридическим лицом и имеющим возможность самостоятельно либо совместно с другими лицами прямо или косвенно (через третьих лиц) согласованно распоряжаться более чем двадцатью процентами общего количества голосов участников данного юридического лица лицом, а также его аффилированными лицами; 5) между юридическими лицами, в которых функции органа управления и (или) большинства членов коллегиального органа управления выполняют одни и те же лица и (или) их аффилированные лица; 6) между юридическими лицами, в которых одно и то же лицо имеет возможность самостоятельно либо совместно с другими лицами прямо или косвенно (через третьих лиц) согласованно распоряжаться более чем двадцатью процентами общего количества голосов участников каждого из этих юридических лиц либо одного из них, являясь при этом контролирующим по отношению к другому. При этом не считаются аффилированными по данному основанию юридические лица, участником которых с соответствующей долей участия является публично-правовое образование; 7) между юридическими лицами, в одном из которых лицо и (или) его аффилированные лица выполняет функции органа управления, а в другом имеет возможность самостоятельно либо совместно с другими лицами прямо или косвенно (через третьих лиц) согласованно распоряжаться более чем двадцатью процентами общего количества голосов участников данного юридического лица, либо является контролирующим лицом. В законопроекте более детально регламентированы права кредиторов при реорганизации фонда. В соответствии со ст. 118 законопроекта реорганизация фонда не допускается, но негосударственный пенсионный фонд - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, его правовое положение определяется с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах". Поскольку реорганизация негосударственного пенсионного фонда возможна в соответствии с законом о негосударственных пенсионных фондах, а законопроектом конкретизированы гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица, то можно отметить следующее. Кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования первоначального уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом или соглашением кредитора с реорганизуемым юридическим лицом. Таким образом, после получения уведомления о принятии фондом решения о реорганизации кредиторы будут вправе направить в фонд требования о досрочном прекращении обязательств. Требования о досрочном исполнении обязательства или прекращении обязательства и возмещении убытков могут быть предъявлены кредиторами не позднее тридцати дней после даты последнего опубликования уведомления о реорганизации юридического лица. Если кредитору, потребовавшему досрочного исполнения обязательства или прекращения обязательства и возмещения убытков, такое исполнение не предоставлено, убытки не возмещены и не предложено достаточное обеспечение исполнения обязательства, то при реорганизации в форме разделения или выделения юридические лица, образовавшиеся в результате такой реорганизации, несут перед кредитором солидарную ответственность, а при реорганизации в форме слияния или присоединения солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица-должника наряду с ним несут лица, имеющие фактическую возможность определять действия юридического лица (п. 3 ст. 53.1 законопроекта), члены его коллегиальных исполнительных органов, а также лицо, уполномоченное выступать от имени реорганизованного юридического лица (п. 3 ст. 53 законопроекта), если они своими действиями (бездействием) способствовали наступлению указанных последствий для кредитора. Предложенное кредитору обеспечение исполнить обязательство реорганизуемого юридического лица или возместить причиненные его прекращением убытки считается достаточным, если кредитор согласился принять такое обеспечение. Статья 60.1 законопроекта указывает на последствия признания недействительным решения о реорганизации. Решение о реорганизации может быть признано недействительным по требованию участников реорганизуемого юридического лица, а также иных лиц, не являющихся участниками юридического лица, когда такое право им предоставлено законом. Указанное требование может быть предъявлено в суд не позднее трех месяцев после окончания реорганизации, если иной срок не установлен законом. Признание судом недействительным решения о реорганизации не влечет за собой ликвидацию образовавшегося в результате реорганизации юридического лица, а также не является основанием для признания недействительными сделок, совершенных такими юридическими лицами. В случае признания решения о реорганизации недействительным до окончания реорганизации, когда произведена государственная регистрация части юридических лиц, подлежащих созданию по итогам проведения реорганизации, правопреемство наступает только в части таких зарегистрированных юридических лиц, в остальной части права и обязанности сохраняются за прежними юридическими лицами. Лица, которые в соответствии с законом несут субсидиарную ответственность по обязательствам юридического лица, образованного в результате реорганизации, обязаны солидарно возместить убытки участнику реорганизованного юридического лица, голосовавшему против решения о реорганизации, признанного судом недействительным, или не принимавшему участие в голосовании, а также кредиторам реорганизованного юридического лица. Солидарно с названными лицами отвечают юридические лица, образованные в результате реорганизации на основании указанного решения. В случае, когда решение о реорганизации юридического лица принималось коллегиальным исполнительным органом, солидарная обязанность возлагается на членов этого органа, голосовавших за принятие соответствующего решения. Таким образом, основная цель законодателя - защита прав и законных интересов участников в отношении по негосударственному пенсионному обеспечению застрахованных лиц, в отношениях по обязательному пенсионному страхованию при реорганизации негосударственных пенсионных фондов.

------------------------------------------------------------------

Название документа