Подключение к сетям и ресурсоснабжение: изменение регулирования

(Юридическая фирма "Гольцблат БЛП", Недвижимость и строительство / Практика недвижимости и строительства)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013)

Текст документа

ПОДКЛЮЧЕНИЕ К СЕТЯМ И РЕСУРСОСНАБЖЕНИЕ:

ИЗМЕНЕНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ

(Юридическая фирма "Гольцблат БЛП",

Недвижимость и строительство /

Практика недвижимости и строительства)

Информационное письмо N 405

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 28 января 2013 года

Юридическая фирма Goltsblat BLP сообщает о законодательных изменениях, касающихся подключения объектов капитального строительства к инженерным сетям, а также их ресурсоснабжения.

1. В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2012 N 318-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения, согласно которым срок действия технических условий (ТУ) и срок внесения платы за подключение (технологическое присоединение) не может составлять менее 3 лет, а при комплексном освоении земельных участков для жилищного строительства - менее 5 лет, если иное не предусмотрено законодательством. Ранее срок действия ТУ составлял не менее 2 лет.

При этом, однако, в течение одного года (или при комплексном освоении земельного участка в целях жилищного строительства - в течение 3 лет) с момента предоставления ТУ и информации о плате за подключение, правообладатель земельного участка должен определить необходимую ему нагрузку в пределах предоставленных ТУ и обратиться с заявлением о подключении. В противном случае обязательства организации, предоставившей ТУ, прекращаются. Такая обязанность уже была ранее нормативно закреплена ранее (в Постановлении РФ от 13.02.2006 N 83 о порядке выдачи ТУ и подключения к сетям), теперь она дополнительно зафиксирована в Градостроительном кодексе РФ. Особо обращаем Ваше внимание на то, что пропуск годичного (или для комплексного освоения земельного участка трехлетнего) срока для обращения с заявлением о подключении может быть основанием для отказа в подключении (присоединении) к сетям даже при условии продолжения срока действия выданных ТУ.

Кроме того, Федеральным законом N 318-ФЗ определено, что требования ГрК РФ, касающиеся порядка выдачи ТУ (ч. ч. 7 - 10 ст. 48), не применяются к процедуре присоединения объектов к электрическим сетям, у которой существует свое специализированное регулирование.

Федеральный закон N 318-ФЗ вступил в силу 31 декабря 2012 года.

2. Кроме того, был принят Федеральный закон от 30.12.2012 N 291-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования тарифов в сфере электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения". Закон предусматривает поэтапный (до 1 января 2016 года) переход к регулированию тарифов на товары/услуги в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на основе долгосрочных параметров регулирования. Закон вступил в силу 1 января 2013 года, за исключением ряда положений.

3. Напомним также, что с 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". Нормы данного Закона во многом отсылочные и требуют уточнения в подзаконных нормативных актах, которые должны быть приняты в развитие Закона.

4. Помимо этого был принят Федеральный закон от 30.12.2012 N 289-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Данные изменения направлены на установление порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения (городского округа). Соответствующие изменения вступают в силу с 1 апреля 2013 года.

------------------------------------------------------------------

Название документа

Вопрос: Организации на праве собственности принадлежит нежилое помещение в многоквартирном доме. Собственники помещений этого дома не определили размер платы за содержание и ремонт помещений. Между управляющей организацией и организацией заключен договор, которым предусмотрена плата за содержание и ремонт нежилого помещения, при этом размер платы ниже тарифов, установленных органами местного самоуправления. Управляющая организация обратилась в суд с исковым заявлением о взыскании с организации разницы между тарифами, утвержденными органом местного самоуправления, и размером платы за содержание и ремонт нежилого помещения, установленным договором. Правомерна ли позиция управляющей организации?

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013)

Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: Организации на праве собственности принадлежит нежилое помещение в многоквартирном доме. Собственники помещений этого дома не определили размер платы за содержание и ремонт помещений. Между управляющей организацией и организацией заключен договор, которым предусмотрена плата за содержание и ремонт нежилого помещения, при этом размер платы ниже тарифов, установленных органами местного самоуправления. Управляющая организация обратилась в суд с исковым заявлением о взыскании с организации разницы между тарифами, утвержденными органом местного самоуправления, и размером платы за содержание и ремонт нежилого помещения, установленным договором. Правомерна ли позиция управляющей организации?

Ответ: Позиция управляющей организации правомерна. При этом в судебной практике имеется и иная позиция.

Обоснование: В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (ст. 249 ГК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества.

Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме (ч. 2 ст. 39 ЖК РФ).

Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (ч. 1 ст. 7 ЖК РФ).

В силу ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения. Кроме того, он должен участвовать в расходах на содержание общего имущества соразмерно доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

В издержках на содержание общего имущества многоквартирного дома обязаны участвовать и собственники расположенных в данном доме квартир, и собственники нежилых помещений.

Согласно ч. 2 ст. 161 ЖК РФ управление управляющей организацией является одним из способов управления многоквартирным домом.

В силу ч. 4 ст. 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании не определили размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта РФ, если законом соответствующего субъекта РФ не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).

Согласно п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке (п. 2 ст. 424 ГК РФ).

Однако в целях исключения возможных рисков необходимо учитывать положения ч. 1 ст. 422 ГК РФ. Согласно этим положениям договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В настоящее время в данной области отношений действует Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".

Однако он устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов. Согласно же ст. 154 ЖК РФ данный вид услуг не входит в структуру платы за содержание и ремонт, а равно за коммунальные услуги.

Из судебной практики следует, что, если тарифы на содержание и ремонт общего имущества, согласованные в договоре между управляющей организацией и организацией - собственником нежилых помещений в многоквартирном доме, ниже тарифов, установленных органом местного самоуправления, управляющая организация вправе взыскать с организации разницу между тарифами на основании ч. 4 ст. 158 ЖК РФ (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 05.12.2011 по делу N А79-1374/2011, Рекомендации Научно-консультативного совета при ФАС Волго-Вятского округа "О практике применения норм гражданского законодательства" (по итогам заседания, состоявшегося 02.06.2011 на базе Арбитражного суда Республики Коми), одобрены Президиумом ФАС Волго-Вятского округа от 22.06.2011 N 2, вопрос 22).

Отметим, что имеется и противоположная судебная практика, основанная на ст. ст. 424 и 452 ГК РФ (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2011 N 15АП-3843/2011).

Н. Б.Тихонова

Эксперт КонсультантПлюс

Подписано в печать

27.01.2013

------------------------------------------------------------------

Название документа