Уголовная ответственность и правовая охрана окружающей среды в промышленности в рыночных условиях

(Гаевская Е. Ю., Круглов В. В.) ("Экологическое право", 2011, N 5) Текст документа

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ <*>

Е. Ю. ГАЕВСКАЯ, В. В. КРУГЛОВ

Гаевская Е. Ю., доцент кафедры земельного и экологического права УрГЮА, кандидат юридических наук, доцент.

Круглов В. В., заведующий кафедрой земельного и экологического права УрГЮА, заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.

Статья посвящена уголовно-правовой охране окружающей среды в промышленности в рыночных условиях на современном этапе. В работе определяются основные направления государственной политики в области обеспечения экологической безопасности в промышленности. Авторами рассматриваются основные критерии деградации окружающей среды и проблемы охраны природы в промышленных регионах (на примере Свердловской области). Освещаются вопросы гармонизации санкций за экологические преступления в рассматриваемой сфере. При рассмотрении проблем уголовного законодательства затрагиваются вопросы несовершенства норм экологического и административного права.

Ключевые слова: охрана окружающей среды, экологические преступления, уголовная ответственность в сфере природопользования, экологическая безопасность.

Article is devoted criminally to a-right protection of an environment in the industry in market conditions on modern a stage. In work the basic directions to a state policy in the field of maintenance of an ecological security in the industry are defined. Authors consider the basic criteria of degradation of an environment and a problem of wildlife management in industrial regions (on an example of Sverdlovsk area). Questions of harmonization of sanctions for ecological crimes in considered area are taken up. By consideration of problems of the criminal legislation questions of imperfection of norms ecological and administrative law are mentioned.

Key words: preservation of the environment, ecological crimes, the criminal liability in area of wildlife management, an ecological security.

Большое значение в обеспечении правовой охраны окружающей среды имеют уголовно-правовые меры, содержание которых обусловливается многими факторами и обстоятельствами как объективного, так и субъективного характера. Существовавшая до 1991 г. в СССР экологическая политика в области природопользования и охраны окружающей среды недооценивала значимость решения экологических проблем и их негативное влияние на социально-экономическое развитие общества в целом, а также на функционирование общественного производства. При этом в процессе хозяйственной деятельности предприятиями зачастую игнорировались нормы и правила охраны природы, а государственные органы не придавали особого значения мерам уголовной ответственности за экологические правонарушения в области природопользования и охраны окружающей среды. Социалистическое государство провозглашало необходимость ускорения научно-технического прогресса, а своевременное решение экологических проблем откладывалось на более позднее время. Декларировалось, что исключительная государственная собственность на природные ресурсы и плановая система хозяйства образуют основу эффективной охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в отличие от существовавшей в капиталистическом мире концепции "массового потребления", преувеличения роли рыночной экономики и частной собственности. Каждая социально-экономическая система и определяемая ею экологическая политика претендовали на мировое первенство. Правовое регулирование экологических отношений развивалось в рамках дифференцированного подхода применительно к охране отдельных природных объектов, порядок и правила, права и обязанности их использования закреплялись без должного учета правовых экологических требований. Наиболее совершенным из числа законов в сфере природопользования на тот период представлялся Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" <1>, построенный на основе комплексного подхода к правовому регулированию общественных отношений. Однако, как показала практика социально-экономического развития, экологические проблемы, в частности, в сфере промышленного производства не получили своего полного решения, в том числе и с помощью уголовно-правовых средств, в странах как с плановой, так и с рыночной экономикой. -------------------------------- <1> См.: Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" // СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2222.

Все это не могло не отразиться на развитии правового регулирования и законодательства об уголовной ответственности в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Так, для уголовной ответственности в этой области было характерно отсутствие в уголовном законодательстве отдельных статей: а) за загрязнение земель, лесов, недр и других природных объектов промышленными предприятиями и производственными объектами в регионах страны; б) об экологической безопасности населения и охране окружающей среды в целом; в) касающихся ответственности должностных лиц, виновных в несоблюдении экологических требований при размещении, проектировании, строительстве (реконструкции), вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных предприятий, сооружений и иных объектов. Такой подход к государственной экологической политике и законодательству в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в частности к уголовному законодательству за нарушения норм и правил охраны природы, является ошибочным. Несмотря на то что на протяжении последних лет политика нашей страны направлена на защиту природы от преступных посягательств, состояние окружающей среды остается неудовлетворительным и нуждается в улучшении. Сложившееся положение в области охраны окружающей среды и природопользования характеризуется как критическое. Экологическая обстановка представляет реальную угрозу основам жизнедеятельности человека. Характеристика основных компонентов окружающей среды, таких, как атмосферный воздух, водные объекты, почвы, говорит о состоянии их деградации. Под угрозой существования оказалась окружающая среда как естественная среда обитания человека, одним из основных критериев качества и состояния которой является продолжительность жизни и здоровье людей. Экологический кризис примерно с середины прошлого века стал одной из основных опасностей, которые могут привести к гибели человечества либо к глобальному осложнению большинства социально-экономических и политических отношений; он способен повлиять на изменения геополитических составляющих мира. В условиях происходящей глобализации общественной жизни экологические проблемы вышли за рамки компетенции отдельных стран и являются межнациональными. Загрязнение окружающей среды, ее природных объектов и комплексов в отдельном государстве может привести к непоправимым последствиям для многих стран. Данное явление получило особое название: "экологическая глобализация" - т. е. возможность глобальных экологических последствий в связи с локальными событиями <2>, что представляется вполне справедливым. -------------------------------- <2> См.: Забавко Р. А. Новая криминологическая модель профилактики загрязнения окружающей среды // Криминологический журнал БГУЭП. 2008. N 2(4). С. 41.

Произошедшие социально-политические изменения и развитие рыночных отношений оказали свое влияние на федеральное и региональное экологическое законодательство, а также на уголовно-правовые меры охраны окружающей среды. В последнее время решению экологических проблем в сфере промышленного производства уделяется все больше внимания. Как справедливо отмечает О. Л. Дубовик, Россия обладает огромными природными богатствами и играет важную роль в сохранении биологического разнообразия (объектов животного и растительного мира), охране климата, охране вод, что связано с их использованием в промышленности, судоходстве, обеспечением населения России и ряда сопредельных стран питьевой водой, в развитии экономики (добыча и поставка энергоносителей, дерева и иной лесной продукции, фармацевтического сырья), охране атмосферного воздуха путем предупреждения трансграничных переносов загрязняющих веществ и т. п. <3>. -------------------------------- <3> См.: Дубовик О. Л. Экологическая преступность в Российской Федерации: состояние, тенденции и связи с транснациональной, коррупционной и организованной преступностью // Криминологический журнал БГУЭП. 2010. N 1(11). С. 23.

В настоящее время наибольшую поддержку со стороны государства получают экологически безопасные проекты, а также безотходные и малоотходные технологии, внедряемые на промышленных предприятиях в регионах. Концептуальные основы этого были заложены Указом Президента Российской Федерации "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" <4>, в котором подчеркивалась необходимость принятия в 2008 - 2009 гг. мер, направленных на повышение энергетической и экологической эффективности таких отраслей экономики, как электроэнергетика, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт; обеспечение перехода к единым принципам выработки нормативов допустимого воздействия на окружающую среду. В обеспечении реализации норм данного Указа Президента 18 августа 2009 г. Правительством Российской Федерации было принято распоряжение "О комплексе мер по охране окружающей среды в части обеспечения экологической и радиационной безопасности в Российской Федерации" <5>. В нем был утвержден комплекс мер по охране окружающей среды в части обеспечения экологической и радиационной безопасности, включающий в себя совершенствование системы нормирования в области охраны окружающей среды и платы за негативное воздействие на окружающую среду, повышение эффективности государственного экологического контроля. Также Правительством Российской Федерации была утверждена Водная стратегия до 2020 г. и план ее реализации, которые определяют основные направления деятельности по развитию водохозяйственного комплекса России. -------------------------------- <4> См.: Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" // Российская газета. N 123. 2008. 7 июня. <5> См.: распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 августа 2009 г. N 1166-р "О комплексе мер по охране окружающей среды в части обеспечения экологической и радиационной безопасности в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2009. N 34. Ст. 4210.

Несмотря на то что на протяжении последнего десятилетия политика нашей страны была направлена на защиту природы от преступных посягательств, современное ее состояние, по данным правоохранительных, контролирующих органов и общественных объединений, свидетельствует о необходимости ее дальнейшего совершенствования и оптимизации. Применительно к уголовно-правовой охране окружающей среды в промышленности следует отметить, что Уголовный кодекс Российской Федерации <6> (далее - УК РФ) впервые ввел отдельную главу 26 "Экологические преступления", в которой сформулированы составы преступлений, связанные, во-первых, с охраной окружающей среды в промышленности. Это ст. 246 "Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ", устанавливающая уголовную ответственность за существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия. Пункт 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения" <7> разъясняет, что под иными тяжкими последствиями нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ следует понимать существенное ухудшение качества окружающей среды или состояние ее объектов, устранение которых требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат, уничтожение отдельных объектов, деградацию земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию. Также можно назвать ст. 247 УК РФ "Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов", предусматривающую ответственность за производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировку, хранение, захоронение или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил. Данные правовые нормы непосредственно касаются охраны окружающей среды в процессе осуществления хозяйственной деятельности на ее отдельных стадиях: размещения, проектирования, строительства (реконструкции), ввода в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, с учетом специфических предъявляемых к ним эколого-правовых требований, направленных на решение задач по охране окружающей среды. Тем самым обеспечивается уголовно-правовая охрана экологических интересов не только в процессе производства, но и на более ранних стадиях хозяйственной деятельности, что имеет, несомненно, существенное значение для правовой охраны окружающей среды и ее отдельных объектов и предупреждения многих негативных последствий. -------------------------------- <6> См.: Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954. <7> См.: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. N 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения" // Российская газета. N 223. 1998. 24 ноября.

Во-вторых, в гл. 26 УК РФ закреплены составы преступлений, связанных с загрязнением и порчей отдельных природных объектов. Например, ст. 250 УК РФ "Загрязнение вод". Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения" эксплуатация промышленных предприятий с неисправными очистными сооружениями и устройствами, их отключение, нарушение правил транспортировки, хранения, использования минеральных удобрений и препаратов, совершение иных действий, повлекших загрязнение водоемов и водных источников и причинивших существенный вред животному или растительному миру, рыбным запасам, сельскому и лесному хозяйству, должны квалифицироваться по соответствующей части ст. 250 УК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 250 УК РФ сюда относится загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству. Причем законодательством усиливаются меры уголовной ответственности за те же действия, повлекшие причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных, равно совершенные на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации либо повлекшие по неосторожности смерть человека. Так, ч. 3 ст. 250 УК РФ влечет наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет. К уголовной ответственности по ст. 250 УК РФ могут быть привлечены как должностные лица или лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой организации, так и иные лица, совершившие данные преступления. К их числу, по нашему мнению, можно отнести работников промышленных предприятий и производственных объектов, эксплуатирующих водоочистное и иное оборудование. Кроме того, сюда относятся также: ст. 254 УК РФ "Порча земли"; ст. 255 УК РФ "Нарушение правил охраны и использования недр"; ст. 257 УК РФ "Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов"; ст. 261 УК РФ "Уничтожение или повреждение лесных насаждений"; ст. 262 УК РФ "Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов". Закрепленные УК РФ составы экологических преступлений сформулированы с учетом естественно-природных особенностей и специфики охраняемых природных объектов, а также включают ряд новых положений, ранее отсутствовавших в уголовном законодательстве и имеющих важное значение для уголовно-правовой охраны окружающей среды в промышленности. Важно отметить, что согласно п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения" создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде подразумевает возникновение такой ситуации либо таких обстоятельств, которые повлекли бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы не были прерваны принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли причинителя вреда. Угроза при этом предполагает наличие конкретной опасности реального причинения вреда здоровью человека или окружающей среде. Все это важно для предупреждения экологических правонарушений в промышленности. Однако принятые в условиях рыночной экономики Российским государством уголовно-правовые меры окружающей среды в промышленности являются недостаточными. Основным фактором деградации окружающей среды является экологическая преступность. По официальным данным МВД России, в 2009 г. на территории Российской Федерации было зарегистрировано всего 46 607 экологических преступлений, прирост экологической преступности по сравнению с 2008 г. составил 3,8% <8>. -------------------------------- <8> URL: http:// www. mvd. ru/ stats/ 1000023/ 100004447/.

Особенно сложное положение в области охраны окружающей среды складывается в промышленных регионах, таких, как Свердловская область. Основным критерием деградации окружающей среды в промышленных регионах страны является загрязнение атмосферного воздуха, почв и водных объектов. По материалам Уральского территориального управления гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, очень высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха отмечен в таких городах, как Екатеринбург, Первоуральск, Нижний Тагил, Краснотурьинск. Всего в Свердловской области насчитывается 13 неблагоприятных с экологической точки зрения территорий. В данных муниципальных образованиях население наиболее подвержено химической, биологической, шумовой и радиационной нагрузке. Неудовлетворительное качество атмосферного воздуха обусловлено в основном выбросами предприятий металлургического комплекса (43,3%) и предприятий топливно-энергетического комплекса (36,8%), а также выбросами автотранспорта (27%). Наиболее крупные загрязнители - это предприятия металлургического комплекса, которые функционируют на территории Свердловской области <9>. По данным Государственного доклада "О состоянии окружающей среды и влиянии факторов среды обитания на здоровье населения Свердловской области в 2009 году", по сравнению с 2008 г. вредные выбросы в атмосферу от стационарных источников сократились на 11,2%, сброс загрязненных сточных вод - на 10,6%, образование отходов - на 12,4%. Однако снижение негативного воздействия предприятий на окружающую среду было связано не с внедрением экологически безопасных технологий, а со снижением производства в целом на многих предприятиях из-за кризиса <10>. -------------------------------- <9> URL: http://www. svgimet. ru. <10> См.: Государственный доклад "О состоянии окружающей среды и влиянии факторов среды обитания на здоровье населения Свердловской области в 2009 году". URL: http://www. mprso. ru.

Прокурорские проверки выявляют также нарушения в деятельности органов местного самоуправления, которыми не проводились предусмотренные законодательством мероприятия, направленные на уменьшение выбросов вредных веществ в атмосферу. Следует признать, что российские предприятия, к сожалению, проигрывают зарубежным по таким показателям, как выбросы в атмосферу, сбросы в водные объекты, образование и использование отходов. Как показывают анализ и изучение практики, в ходе проверок, проводимых прокуратурой Свердловской области совместно с контролирующими органами, выявляются многочисленные нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха. В числе выявленных нарушений наиболее часто встречаются: отсутствие разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ, устанавливающих предельно допустимые выбросы и другие условия, обеспечивающие охрану атмосферного воздуха; неустановление в местах проживания населения санитарно-защитных зон предприятий, а также факты уклонения предприятий от внесения платы за загрязнение окружающей среды. Так, прокурорами Ленинского района г. Екатеринбурга, городов Кушвы, Нижней Салды возбуждены дела в отношении руководителей ряда предприятий по ст. 8.41 КоАП РФ "Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду". Необходимо также отметить, что судебная практика по делам об ответственности за экологические преступления в промышленности крайне мала; кроме того, 88% лиц, виновных в совершении экологических преступлений, осуждаются к мерам наказания, не связанным с лишением свободы <11>. Данную практику назначения уголовного наказания нельзя назвать превентивной мерой, сдерживающей преступность. Действующим уголовным законодательством практически все экологические преступления относятся к преступлениям небольшой и средней тяжести. В связи с чем установление имущественных уголовно-правовых санкций для предприятий за совершение экологических преступлений послужит более эффективному достижению целей уголовного наказания, сформулированных ч. 2 ст. 43 УК РФ. -------------------------------- <11> См.: Меркушов А. Е. О практике применения судами законодательства, предусматривающего ответственность за нарушение норм экологической безопасности. М., 1997. С. 6.

Все это обусловливает необходимость усиления уголовно-правовой охраны окружающей среды в промышленности, что предполагает осуществление ряда необходимых мер. Во-первых, совершенствование существующих и введение новых составов преступлений, необходимость учета отраслевых, технико-технологических, региональных и иных особенностей промышленного производства при осуществлении предприятиями использования природных ресурсов, а также взаимосвязи использования и охраны отдельных природных ресурсов между собой, с охраной окружающей среды в целом и охраной здоровья населения в процессе природопользования. Во-вторых, установление уголовной ответственности промышленных предприятий, и прежде всего - их должностных лиц и работников, виновных в совершении экологических преступлений. Важно отметить, что к уголовной ответственности могут быть привлечены как должностные лица или лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, так и другие лица, совершившие эти преступления. К их числу, по нашему мнению, можно отнести работников предприятий и производственных объектов, эксплуатирующих водоочистное, очистное и иное оборудование. Более того, Европейский комитет по проблемам преступности Совета Европы рекомендовал законодателям европейских государств встать на путь признания юридических лиц субъектами уголовной ответственности за экологические преступления. Эта рекомендация уже реализована, например, в Великобритании и Франции. Уголовная ответственность юридических лиц за экологические преступления предусмотрена также законодательством ряда штатов США. Указанный опыт необходимо изучить и применительно к Российской Федерации. В-третьих, необходимо повысить размер санкций, применяемых за экологические преступления, которые должны являться экономически невыгодными для предприятия и соответственно для всех его работников, занятых экологически вредной производственной деятельностью. Следует согласиться, что в настоящее время действуют мизерные штрафные санкции, применяемые к конкретным должностным лицам, которые не могут способствовать восстановлению нарушенного преступной деятельностью экологического баланса <12>. Так, если обратиться к УК РФ, то максимальный размер штрафа за экологические преступления, предусмотренные гл. 26 УК РФ, субъектами которых в будущем могут быть признаны юридические лица, составляет: по ст. 246 УК РФ "Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ" - до ста двадцати тысяч рублей; по ст. 247 УК РФ "Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов" - до трехсот тысяч рублей; по ст. 249 УК РФ "Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений" - до ста двадцати тысяч рублей; по ст. 250 УК РФ "Загрязнение вод" - до двухсот восьмидесяти тысяч рублей; по ст. 251 УК РФ "Загрязнение атмосферы" - до двухсот тысяч рублей; по ст. 252 "Загрязнение морской среды" - до двухсот тысяч рублей; по ст. 254 УК РФ "Порча земли" - до двухсот тысяч рублей; по ст. 255 УК РФ "Нарушение правил охраны и использования недр" - до двухсот тысяч рублей и т. п. Многократное увеличение суммы штрафов, налагаемых на предприятия, способствовало бы выполнению восстановительной функции. Так, например, в Великобритании максимальный штраф за загрязнение окружающей среды, накладываемый судами магистратов, составляет 220 тыс. фунтов стерлингов. Если же дело рассматривается в королевских судебных инстанциях, то они могут присудить ответчику выплату штрафа в неограниченных размерах. Помимо штрафов виновному в нанесении ущерба окружающей среде придется нести издержки по его устранению, которые еще выше штрафов <13>. -------------------------------- <12> См.: Применение ответственности за экологические правонарушения: Учебно-методическое пособие для практических работников / М. М. Бринчук, О. Л. Дубовик, А. Э. Жалинский, А. Л. Иванова и др.; Отв. ред. О. Л. Дубовик. М.: Городец, 2007. С. 246 - 251. <13> См.: Кулешова И. Профессиональное экологическое аудирование в помощь промышленности (Великобритания) // Правовые вопросы охраны окружающей среды. Экспресс-информация / Науч. ред. член-кор. РАН О. С. Колбасов, А. Е. Виноградова. 1993. N 22. С. 16.

В-четвертых, обеспечение тесного взаимодействия мер уголовно-правовой охраны окружающей среды в промышленности с организационно-правовыми, экономико-правовыми, идеологическими и другими мерами в данной сфере. При этом необходимо совершенствование существующей системы органов экологического контроля, системы нормирования в области охраны окружающей среды, мер экономического механизма, направленных на создание действенных стимулов (в частности, совершенствование платы за негативное воздействие на окружающую среду), которые побуждали бы промышленные предприятия внедрять экологически безопасные технологии, и многое другое. В-пятых, важно учесть положительный опыт промышленно развитых стран, в частности США, а также Германии, Великобритании и других стран - членов Европейского союза. Эти страны весьма обеспокоены ростом преступлений против окружающей среды и их последствиями, которые во все большей степени преодолевают границы государств, где такие преступления были совершены, и представляют собой угрозу для окружающей среды, в связи с чем требуют соответствующей реакции. Опыт таких стран показывает, что существующая система санкций не является достаточной для обеспечения полного соблюдения предписаний об охране окружающей среды. Согласно нормам Уголовного кодекса Германии лицо, которое неправомочно загрязняет воды или иначе причиняет вред, изменяет их свойства, наказывается лишением свободы до 5 лет или денежным штрафом, а при неосторожном преступлении - до 2 лет или денежным штрафом. Предусматривается уголовная ответственность за опасное для природы обращение с отходами. Лицо, которое неправомочно перерабатывает, хранит, переносит или ликвидирует (избавляется иным образом) отходы, которые содержат или могут воспроизвести яды или возбудители общеопасных и распространимых заболеваний людей или животных, являются взрывоопасными, самовозгорающимися или неслабо радиоактивными либо по своему характеру, особенностям или величине способны загрязнить или иным образом на длительный срок изменить воды, воздух или почвы вне предназначенных для этого сооружений или при существенном отклонении от предписанного или разрешенного порядка, - наказывается лишением свободы до 3 лет или денежным штрафом. Очередным шагом в направлении совершенствования уголовно-правовых норм на уровне Европейского союза и входящих в него стран явилось принятие 19 ноября 2008 г. Европейским парламентом и Советом Директивы 2008/99/EC "Об охране окружающей среды уголовным правом" <14>, содержащей значительное число новелл, которые должны быть учтены законодателями стран - членов ЕС. -------------------------------- <14> См.: Дубовик О. Л. Уголовно-правовая охрана окружающей среды: история развития, задачи и перспективы (влияние идей В. В. Петрова на формирование и реализацию) // Экологическое право. 2009. N 2/3.

Таким образом, уголовно-правовая охрана окружающей среды в России на современном этапе определяется социально-политическими, эколого-экономическими условиями, учитывает преемственность, новые тенденции в развитии уголовного и экологического законодательства, а также должна согласовывать нормы об уголовной ответственности российского законодательства с нормами международного права.

Название документа