Проблемы теории и судебной практики о многоцелевом использовании лесных участков

(Мельникова Ю. В.) ("Российский судья", 2011, N 10) Текст документа

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ О МНОГОЦЕЛЕВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЛЕСНЫХ УЧАСТКОВ <*>

Ю. В. МЕЛЬНИКОВА

Мельникова Юлия Владимировна, доцент кафедры гражданского права Российской академии правосудия, кандидат юридических наук.

Исследуя проблемы теории и судебной практики о многоцелевом использовании лесных участков, автор статьи приходит к выводу о необходимости законодательного обеспечения на федеральном уровне как совместного, так и обособленного лесопользования и внесении соответствующих изменений и уточнений в Лесной кодекс РФ.

Ключевые слова: федеральное законодательство, Лесной кодекс РФ, лесопользование, лесной участок, судебная практика.

On the basis of study of theory and judicial practice on multi-purpose use of forest plots the author of the article comes to a conclusion on the necessity of legislative support at the federal level of both joint and separate forest use and introduction of relevant changes and clarifications into the Forestry Code of the RF.

Key words: federal legislation, Forestry Code of the RF, forest use, forest plot, judicial practice.

В последнее время в юридической литературе неоднократно обсуждался вопрос о многоцелевом использовании лесных участков <1>. При этом, анализируя вопрос аренды одних и тех же лесных участков одновременно несколькими арендаторами для разных целей, авторы высказывали различные, порой прямо противоположные мнения по этому вопросу. Хотелось бы высказать и свою точку зрения по данной проблеме. -------------------------------- <1> Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.11.2006) (ред. от 29.12.2010) // СПС "КонсультантПлюс".

Статья 24 ЛК РФ гласит: "Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком" <2>. -------------------------------- <2> Там же.

Таким образом, исходя из положений Лесного кодекса РФ, лесопользование можно подразделить на два вида: осуществляемое в порядке предпринимательской деятельности и осуществляемое гражданами для собственных нужд. В ч. 1 ст. 25 ЛК РФ устанавливается следующий перечень видов лесопользования, осуществляемого гражданами для собственных нужд: - заготовка гражданами древесины для собственных нужд (ст. 30 ЛК РФ). Если заготовка древесины производится организацией либо гражданином не для собственных нужд, то такая заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, которая должна осуществляться на основании договоров аренды лесного участка; - заготовка и сбор гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд (ст. 33 ЛК РФ). Порядок заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд устанавливается законом субъекта Российской Федерации; - заготовка гражданами пищевых лесных ресурсов и сбор ими лекарственных растений для собственных нужд (ст. 35 ЛК РФ). Порядок заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд регламентируется законами субъектов Федерации; - использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Для граждан это возможно только в общедоступных охотничьих угодьях (п. 4 ст. 36 ЛК РФ). Пребывание граждан в лесах в целях охоты регулируется лесным законодательством (ст. 11 ЛК РФ) и законодательством в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов; - использование лесов общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (ст. 48 ЛК РФ). Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. N 631-р <3>. Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 г. N 536-р <4>. -------------------------------- <3> Распоряжение Правительства РФ от 8 мая 2009 г. N 631-р "Об утверждении Перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и Перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс". <4> Распоряжение Правительства РФ от 17 апреля 2006 г. N 536-р (ред. от 18.05.2010) Об утверждении перечня коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации // СПС "КонсультантПлюс".

В вышеперечисленных случаях лесопользование осуществляется без предоставления определенного лесного участка, так как пользуются им граждане и только для собственных нужд. В договоре купли-продажи лесных насаждений указываются местоположение лесных насаждений (лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел) и объем подлежащей заготовке древесины (п. 4 ст. 75 ЛК РФ). Во всех остальных случаях лесопользование допускается только с предоставлением лесного участка (при условии предварительного определения границ лесного участка в соответствии с лесным и земельным законодательством) и на основании договора аренды. С предоставлением определенного лесного участка лесопользование может осуществляться лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <5>, в следующих предпринимательских целях (для извлечения прибыли): -------------------------------- <5> Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ (принят ГД ФС РФ 13.07.2001) (ред. от 23.12.2010) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // СПС "КонсультантПлюс".

- заготовка древесины (ст. 29 ЛК РФ); - заготовка живицы (ст. 31 ЛК РФ); - заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов (ст. 32 ЛК РФ); - заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений (ст. 34 ЛК РФ); - выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений (ст. 39 ЛК РФ); - создание лесных плантаций и их эксплуатация (ст. 42 ЛК РФ); - использование лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов (ст. 46 ЛК РФ); - иные виды лесопользования, которые определяются ч. 2 ст. 6 ЛК РФ, исходя из целевого назначения земель, на которых располагается лес. Вместе с тем ч. 2 ст. 25 ЛК РФ допускает, что леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных ч. 1 ст. 25 ЛК РФ, если иное не установлено ЛК РФ, другими федеральными законами, что соответствует одному из принципов лесного законодательства (п. 4 ст. 1 ЛК РФ). Очевидно, что многоцелевое использование лесных участков физическими лицами для различных собственных нужд возможно и допустимо. Можно ли распространить этот вывод на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, использующих лесные участки в предпринимательских целях для получения прибыли? Юридические лица заключают договоры аренды лесных участков, которые регулируются ст. ст. 72 - 74 ЛК РФ, а также рядом других норм ЛК РФ и Приказом Минсельхоза РФ от 12 февраля 2010 г. N 48 "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора аренды лесного участка" <6>. Вместе с тем п. 3 ст. 71 ЛК РФ уточняет, что к договору аренды лесных участков применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ЛК РФ. Тем самым законодатель устанавливает приоритет норм Лесного кодекса в регулировании арендных отношений. -------------------------------- <6> Приказ Минсельхоза РФ от 12 февраля 2010 г. N 48 "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора аренды лесного участка" (зарегистрировано в Минюсте РФ 31.03.2010 N 16769) // СПС "КонсультантПлюс".

В качестве арендодателей лесных участков выступают полномочные государственные органы, которые выполняют также функции организаторов аукциона по продаже права на заключение договора аренды. Использование лесов осуществляется в соответствии с лесохозяйственным регламентом и (или) проектом освоения лесов. Лесной кодекс Российской Федерации 2006 г. не предусматривает возможности предоставления одного и того же лесного участка для нескольких видов использования несколькими арендаторами. Положения ст. ст. 606, 609 Гражданского кодекса Российской Федерации исключают возможность государственной регистрации более одного договора аренды, подписанного с разными арендаторами в отношении одного объекта аренды. Вместе с тем в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда от 27 июля 2010 г. N 2111/10 <7> сформулирована иная правовая позиция, в соответствии с которой заявление о признании недействительным отказа регистрационного органа в госрегистрации договора аренды лесного участка удовлетворено, так как по п. 2 ст. 25 Лесного кодекса РФ проведение лесных аукционов по использованию одних и тех же лесных участков для разных видов пользования, заключение арендаторами договоров с учетом установленных ограничений позволяют прийти к выводу о возможности многоцелевого лесопользования как одним заявителем, так и другим. При этом указано, что "содержащееся в настоящем Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению арбитражными судами при рассмотрении аналогичных дел" <8>. -------------------------------- <7> Постановление Президиума ВАС РФ от 27 июля 2010 г. N 2111/10 по делу N А05-7607/2009 // СПС "КонсультантПлюс". <8> Там же.

Однако пользование одним лесным участком несколькими лицами не позволяет строго разграничить ответственность лиц за содержание участка и соблюдение норм о его целевом назначении, что может привести к нарушению основных принципов лесного законодательства, а именно принципов защиты и охраны лесов. Кроме того, некоторые виды лесопользования могут быть практически несовместимыми на одном и том же лесном участке в одно и то же время (например, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений и одновременно использование лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов или сбор грибов, заготовка древесины и ведение охотничьего хозяйства). Видимо, предполагается, что такое многоцелевое использование лесов поможет повысить интенсивность лесопользования, увеличить доходы государственного бюджета, улучшить финансовое положение лесхозов, а также обеспечить проведение лесовосстановительных и лесохозяйственных работ. Но будет ли это соответствовать всему комплексу основных принципов лесного законодательства, сформулированных в ст. 1 ЛК РФ, и способствовать установлению персональной ответственности лиц, виновных за нарушение лесного законодательства? В соответствии со ст. 27 ЛК РФ любое ограничение лесопользования возможно в случае и порядке, которые предусмотрены только ЛК РФ, либо другим федеральным законом, но не иным актом или решением. Установленные федеральными законами ограничения лесопользования действуют непосредственно и не требуют подтверждения либо разъяснения иными органами или должностными лицами. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что лесопользование может и должно быть как совместным, так и обособленным. Но существует практическая необходимость в надлежащем правовом урегулировании сложившейся ситуации, которая должна быть решена законодателем надлежащим образом либо внесением соответствующих изменений и уточнений в Лесной кодекс РФ, либо в ином федеральном законе.

Название документа