Правовое обеспечение становления и развития энергетических рынков в России (нефти, нефтепродуктов и природного газа)

(Гаврилина Е. А., Лахно П. Г.) ("Предпринимательское право", 2009, N 3) Текст документа

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЫНКОВ В РОССИИ (НЕФТИ, НЕФТЕПРОДУКТОВ И ПРИРОДНОГО ГАЗА)

Е. А. ГАВРИЛИНА, П. Г. ЛАХНО

Гаврилина Е. А., ОАО "НК "ЛУКОЙЛ", Главное управление по контролю и внутреннему аудиту, главный аудитор.

Лахно П. Г., доцент кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, главный редактор журнала "Энергетическое право", кандидат юридических наук.

Становление и развитие энергетических рынков в России, в том числе рынков нефти, нефтепродуктов, природного газа и других первичных источников энергии, обеспечивается прежде всего государством. Государство, создавая условия для действия рыночных сил в энергетической сфере, выступает в качестве конфигуратора рынка. Важнейшая роль при этом принадлежит праву и законодательству, нормотворческой, правоприменительной и юрисдикционной деятельности государства и его органов. Государство создает правовую структуру энергетических рынков. В статье анализируются элементы правовой структуры рынка применительно к рынкам нефти, нефтепродуктов и природного газа.

Formation and development of energy markets in Russia including the markets of oil, oil products, natural gas and other prime movers is supported by the state. The state by creating conditions for market forces in energy sphere acts as a configurator of the market. The law, legislation, norm-making, law-application and jurisdiction activity of the state and its agencies plays a fundamental role. The state creates legal structure of energy markets. The article analyses the elements of legal structure of the market as applied to the markets of oil, oil products and natural gas <*>. -------------------------------- <*> Gavrilina E. A., Lakhno P. G. Legal support of formation and development of energy markets in Russia (oil, oil products, natural gas).

Рынок - экономическая среда предпринимательской деятельности, уникальное изобретение человечества, которому присуще саморегулирование и которое вместе с тем испытывает как косвенное, так и прямое воздействие государства на поведение субъектов рыночных отношений, в том числе и правовое. В научной юридической литературе постулируется, что государственное регулирование - есть условие свободного рынка <1>. Это в значительной степени касается и энергетических рынков, что наглядно доказывается становлением и развитием рыночных отношений в различных отраслях энергетики в развитых государствах. Не является в этом плане исключением и Российская Федерация. -------------------------------- <1> См.: Губин Е. П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательство. Правовые проблемы. М., 2005.

В энергетической сфере наиболее рельефно проявляется роль государства как конфигуратора рынка. Можно утверждать, что государство оказывает конституирующее влияние на энергетические рынки посредством не только установления формальных правил и способов их поддержания, но и осуществления перераспределительных функций и прямого участия в хозяйственных процессах. Государство не просто вмешивается в энергетические рыночные отношения. Оно создает условия для возникновения и развития рынков энергоресурсов, являясь во многом внутренним элементом процессов их формирования и трансформации. Но дело не только в этом. Не менее важная задача государства заключается в недопущении, устранении проявления негативных сторон рынка. Это особенно наглядно проявилось в ходе глобального финансово-экономического кризиса конца первого десятилетия XXI в., а также во времена энергетических кризисов 70 - 80-х годов прошлого века. В Российской Федерации сказанное наглядно подтверждается на примере организации и функционирования оптовых и розничного рынков электрической энергии, создания условий по биржевой торговле нефтью и нефтепродуктами, становления рыночных отношений в процессе обращения природного газа. На нефть и нефтепродукты, а также на уголь уже более десяти лет в России формируются свободные цены под воздействием спроса и предложения на внутреннем и внешнем рынках. Регулирующее воздействие на уровень свободных цен со стороны государства здесь оказывается путем применения мер налоговой политики, таможенных пошлин и др. Кроме того, государство вправе контролировать рыночные цены. Договорные цены контролируются антимонопольными органами в целях защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции <2>, а налоговыми - в целях контроля за полнотой исчисления налогов. -------------------------------- <2> См., напр.: ФАС против нефтяников. ФАС рассматривает вопрос о возбуждении дел против четырех вертикально интегрированных компаний (ВИНК) за завышение оптовых цен на нефтепродукты // Ведомости. 2009. 11 февраля.

Закономерными являются мероприятия по организации свободной торговли по закупке и поставке энергоресурсов через биржи <3>. -------------------------------- <3> О правовом положении биржи см.: http://www. s-pimex. ru/spimex/; http://www. fexer. ru.

Роль права в регулировании рыночных отношений можно проследить, анализируя правовую структуру рынка, под которой понимается совокупность элементов, конституирующих институциональный механизм функционирования рыночной экономической среды, а именно: правовой статус субъектов рыночных отношений (продавцы и покупатели, инфраструктурные организации); правовую характеристику объектов, то есть тех товаров и услуг, по поводу которых возникают отношения купли-продажи, в нашем случае энергетические ресурсы; правовые формы взаимодействия продавцов и покупателей, других участников обращения (предпринимательские договоры); "правила игры" на рынке и весь комплекс отношений, связанных с их содержанием. Для правовой характеристики энергетических рынков в Российской Федерации необходимо рассмотреть названные элементы правовой структуры рынка применительно к различным их видам, а именно: рынкам электрической энергии (мощности); рынкам нефти и нефтепродуктов, рынку природного газа и др.

Правовые аспекты становления рынков нефти и нефтепродуктов

Применительно к нефти и нефтепродуктам в плане реализации Послания 2006 г. Президента РФ было принято Постановление Правительства РФ от 5 июня 2007 г. N 350 "Об организации мероприятий по закупке и поставке нефти и нефтепродуктов через товарные биржи" <4>. Названным Постановлением принято предложение о размещении заказов на поставку нефти и нефтепродуктов с 1 августа 2007 г. на товарные биржи, выбранные Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации на конкурсной основе. Такой биржей стала биржа "Санкт-Петербург". В апреле 2008 г. с участием названной биржи была учреждена Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа - закрытое акционерное общество, созданное в соответствии с действующим законодательством <5>. Кроме того, была определена номенклатура нефти и нефтепродуктов, закупаемых на товарной бирже. Организующая роль государства в создании условий для биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами ярко проявилась в поручении Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации обеспечить: -------------------------------- <4> См.: СПС "КонсультантПлюс". <5> Учредительные и иные документы, в том числе Правила биржевой торговли, см.: http://www. s-pimex. ru/spimex. ru; http://www. fexer. ru; см.: Савельев К. Биржевое строительство в разгаре // Нефть России. 2008. N 3. С. 41 - 43. При Министерстве экономического развития и торговли был образован Комитет по организации и совершенствованию торгов нефтепродуктами.

а) внесение в повестки дня собраний (заседаний органов управления организаций), в уставном капитале которых доля Российской Федерации и (или) организаций с участием Российской Федерации превышает 25 процентов, предложений: о создании с участием этих организаций некоммерческого партнерства "Центр по развитию биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами" в целях разработки предложений по организации и сопровождению системы биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами; о продаже и (или) закупке части объемов нефти и нефтепродуктов на товарной бирже; б) выдачу представителям интересов Российской Федерации в органах управления указанных организаций директив о поддержке таких предложений (в ред. Постановления Правительства РФ от 28.05.2008 N 400). Кроме того, профильные федеральные органы исполнительной власти (ФАС, ФСТ, ФСФР и др.) осуществляют ежемесячный мониторинг цен на нефть и нефтепродукты (по утвержденной номенклатуре), в отношении которых осуществляются торги на товарной бирже, и учитывают цены на нефть и нефтепродукты, полученные в результате их мониторинга при формировании ежегодных сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельных уровней цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий. Предложения по развитию биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами аккумулируются в названных федеральных органах исполнительной власти и представляются в Правительство Российской Федерации.

Субъекты нефтяного рынка

Как известно, основная часть (87%) добычи нефти в России приходится на вертикально интегрированные нефтяные компании. Доля Газпрома составляет 2,7%, операторов СРП - 2,8%. Доля независимых участников рынка - 4,2%. В нефтегазовой отрасли России наряду с вертикально интегрированными компаниями добычу нефти ведут так называемые независимые участники рынка, т. е. это средние по объемам добычи компании, деятельность которых направлена на доразведку и освоение в основном небольших по запасам месторождений. Независимый сектор "нефтянки" представлен 160 малыми и средними предприятиями <6>. -------------------------------- <6> Завьялов Д. Нефтяные кукловоды // Нефть России. 2008. N 3. С. 38.

Нефтеперерабатывающая промышленность России состоит из 27 НПЗ, 19 из которых входят в состав ВИНК, а 8 остались независимыми (Московский НПЗ, Хабаровский, Афипский НПЗ, Нижнекамский НПЗ, Салаватнефтеоргсинтез и заводы Башкирской группы). Их мощности позволяют переработать примерно 220 млн. т сырья в год. По данным "ИнфоТЭК-Консалтинг", в стране действует около 21 тыс. АЗС. Участниками нефтяного рынка России являются более 1500 трейдерских компаний (занимающихся оптовой торговлей), 3500 операторов, ведущих розничную торговлю топливом, свыше 700 импортеров и экспортеров. Число малых и средних НПЗ достоверно неизвестно (отчеты сдают 37 из них), но, по некоторым оценкам, они перерабатывают 4,5 млн. т нефти в год (2% от общего объема). Сбыт в независимом от ВИНК сегменте представлен 670 нефтебазами и 14 тыс. АЗС общего пользования <7>. -------------------------------- <7> Там же. С. 38 - 39.

О роли и значении рынка в рассматриваемой сфере Президент ОАО НК "ЛУКОЙЛ" В. Алекперов сказал: "...хотя углеводородное сырье и содержит в себе естественно заложенную ценность, в конечном итоге оно может быть полностью реализовано только на рынке в форме услуг, необходимых потребителю. Без выхода на рынок естественная ценность утрачивается" <8>. Об этом же говорит и основатель "Шелл" Маркус Самюель: "...добыча нефти сама по себе ничего не стоит и ничего не приносит. Необходимы рынки сбыта" <9>. -------------------------------- <8> Алекперов В. Ю. Основные тенденции в нефтяном бизнесе. М., 1998. С. 10. <9> М. Самюель - основатель компании "Шелл". Цитата по книге: Бахтизин Р. Н. Битва за нефть. Россия в борьбе за "черное золото". Уфа, 2003. С. 5.

"Весь мир нефти делится на три части. Апстрим - включает разведку и добычу. Мидстрим - танкеры и трубопроводы, которые доставляют сырую нефть на нефтеперерабатывающие комплексы. Торговля сырой нефтью представляет собой ключевое звено между двумя полюсами нефтяного бизнеса: геологоразведка и добыча нефти (upstream) и переработка нефти и сбыт нефтепродуктов (downstream). Цены на сырую нефть подают сигналы для деятельности как в области разведки и добычи нефти, так и в сфере ее переработки и сбыта нефтепродуктов. Даунстрим включает переработку, маркетинг и дистрибуцию - вплоть до АЗС и хозяйственного магазина. Компания, деятельность которой объединяет в значительной степени первое и последнее, называется интегрированной" <10>. -------------------------------- <10> Дэниел Ергин. Добыча. Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть. М.: Де Ново, 2001. С. 799; Цена энергии. Международные механизмы формирования цен на нефть и газ. Секретариат Энергетической хартии. 2007.

АПСТРИМ М Д \ / И \ А / Сырая нефть Д У \ / С Н Нефтепереработка Т С \ / Р \ Т / Нефтепродукты И Р \ / М И Рынки сбыта "Транспортировка" М

1. Что такое вертикально интегрированная нефтяная компания? Создатель первой вертикально интегрированной компании России ОАО НК "ЛУКОЙЛ" В. Ю. Алекперов дает следующее определение ВИНК: "В современной структуре мирового нефтяного бизнеса доминируют ВИНК. Под вертикальной интеграцией понимают объединение на финансово-экономической основе различных технологически взаимосвязанных производств. В нефтяном деле сюда входят предприятия, относящиеся к последовательным стадиям технологического процесса: разведка и добыча нефти - транспортировка - переработка - нефтехимия - сбыт нефтепродуктов и продуктов нефтехимии" <11>. -------------------------------- <11> Алекперов В. Ю. Вертикально интегрированные нефтяные компании России. М., 1996. С. 172.

Особенность положения ("рыночная сила") ВИНК в нефтяной отрасли определяется наличием месторождений для добычи, наличием сырья для загрузки НПЗ, наличием мощностей для переработки нефти, а также выходом на рынки сбыта. Основными видами деятельности ВИНК являются: - геологическое изучение недр, разведка нефтяных, газовых месторождений, бурение скважин, добыча нефти; - реализация нефти и ее транспортировка; - переработка нефти, газа; - реализация нефтепродуктов и иных продуктов углеводородного сырья как на внутренний рынок, так и на экспорт. ВИНК участвуют по всей цепочке энергетического (нефтегазового) бизнеса: "поиск - разведка - добыча - транспортировка - переработка - нефтепродуктообеспечение" <12>. -------------------------------- <12> См.: Лахно П. Энергетическому бизнесу - надежную правовую основу // Корпоративный юрист. 2008. N 7. С. 11 - 13.

2. Независимые нефтяные компании (ННК) часто называют независимыми участниками рынка. В нефтяном бизнесе к данным участникам рынка относят организации, которые не входят в структуру ВИНК. Данные субъекты рынка, так же как и вертикально интегрированные нефтяные компании, осуществляют поисково-разведочные работы, разработку месторождений и продажу добытой нефти. На сегодняшний день нет четкого законодательного определения малых нефтедобывающих компаний. По мнению Е. Корзун, "к малым и средним компаниям должны быть отнесены все предприятия, не входящие в вертикально интегрированные холдинги, которые имеют лицензии на добычу нефти и 70% выручки которых приходится на этот вид деятельности, то есть на реализацию сырой нефти" <13>. -------------------------------- <13> См.: Корзун Е. Немалый вклад малых компаний // Нефть России. 2003. N 1. С. 53; Грайфер В. И., Даниленко М. А. Малый и средний бизнес нефтяной промышленности России. М., 2000.

Наибольшее число малых и средних компаний работают в Республике Татарстан (38), Республике Коми (20) и Ханты-Мансийском автономном округе (18). Эта же тройка регионов лидирует и по доле в общей добыче "независимых": ХМАО - 36%, Республика Татарстан - 25%, Республика Коми - 12% <14>. -------------------------------- <14> Шуляр Н. Фундамент нефтяного бизнеса // Нефть России. 2007. N 11. С. 37.

3. Нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ). Доля России в мировом потенциале нефтепереработки составляет 7%. Основной вид деятельности - переработка углеводородного сырья и отгрузка готовой продукции. В России нефтеперерабатывающие заводы работают по двум принципиальным схемам: 1) процессинговая схема, т. е. завод работает на давальческом сырье; 2) НПЗ является собственником сырья. В зависимости от того, по какой экономической схеме работает НПЗ или предприятие нефтехимии, и будут оформляться договорные отношения НПЗ (предприятия нефтехимии) с поставщиками и потребителями нефтепродуктов. 4. Предприятия нефтепродуктообеспечения (НПО) изучают на территории своей деятельности потребность в нефтепродуктах. Данная роль и определяет основные виды деятельности НПО: реализация нефти, нефтепродуктов в соответствии с заключенными договорами; осуществление поставки нефтепродуктов на основании выполнения заказов для государственных нужд; поставка нефтепродуктов в Росрезерв; содержание и эксплуатация нефтебаз и автозаправочных станций; оказание услуг по хранению нефтепродуктов; осуществление бункеровки судов (заправка флота); заправка горюче-смазочными материалами и спецжидкостями воздушных судов, авиационной и наземной техники, автотранспорта и других подвижных транспортных средств. Предприятия НПО имеют разные масштабы деятельности: от регионального до национального и международного. Если в нефтедобыче и нефтепереработке доля независимых участников невелика - 2 - 4%, то в розничном секторе доля независимых участников рынка свыше 65% <15>. -------------------------------- <15> ИнфоТЭК, ежемесячный аналитический бюллетень. N 9(2007). Интервью генерального директора ООО "ИнфоТЭК-КОНСАЛТ" д. э.н. Т. Канделаки. С. 3.

Из 1220 коммерческих нефтебаз, имеющихся в России (без учета комбинатов Росрезерва и без РЖД), нефтяным компаниям принадлежат около 45%, а 55% находятся в распоряжении независимых участников рынка. Что касается розничного сектора, то, по оценке ООО "ИнфоТЭК-Консалтинг", число АЗС общего пользования в России в 2006 г. составило около 21 тыс. <16>. -------------------------------- <16> Шуляр Н. Фундамент нефтяного бизнеса // Нефть России. 2007. N 11. С. 37.

5. Трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Особое положение в нефтяной отрасли России занимает ОАО "АК "Транснефть", монополист в сфере услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов через магистральные нефтепроводы. 6. Портовые нефтеперевалочные терминалы. Нефть и нефтепродукты, экспортируемые из России, транспортируются по магистральным трубопроводам, железнодорожным или речным транспортом к перевалочным терминалам, расположенным на территории России или соседних государств. Связано это с тем, что в мировом процессе транспортных потоков нефти и нефтепродуктов основную роль играет морской транспорт, способный осуществить крупномасштабные (по тоннажу и дальности расстояния) перевозки груза при более низких ценах по сравнению с другими видами транспорта нефти. При поставках нефти или нефтепродуктов на экспорт перед нефтяной компанией обязательно встанет вопрос о "допуске" к портовому нефтеперевалочному терминалу. Данные отношения сторон будут оформляться договором на оказание услуг по перевалке нефти и/или нефтепродуктов. Требования к владельцам объектов инфраструктуры морского порта установлены в ст. 16 ФЗ "О морских портах в Российской Федерации о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <17>. -------------------------------- <17> См.: СПС "КонсультантПлюс".

Основной целью оператора терминала является обеспечение загрузки терминала в соответствии с проектной мощностью. Терминалы осуществляют технологическую деятельность по перевалке нефти и нефтепродуктов в соответствии с заключенными договорами на оказание услуг по перевалке нефти и/или нефтепродуктов. Можно сформулировать основные виды деятельности оператора морского нефтеналивного порта: - эксплуатация и техническое обслуживание трубопроводной системы и морских терминалов (включая объекты по хранению и отгрузке нефти и нефтепродуктов); - прием и хранение сырой нефти и нефтепродуктов от контрагентов по договору; - осуществление транспортировки и отгрузки углеводородов в целях реализации их на мировых рынках. Исходя из вышеизложенного, следует, что основными субъектами нефтяного рынка являются: 1. Продавцы сырой нефти: Вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) - осуществляют свою деятельность во всех сегментах нефтяной отрасли. Независимые нефтедобывающие компании (ННК) - участники сегмента "Геологоразведка и добыча". Нефтетрейдеры - участники нижнего сегмента рынка "Переработка и сбыт". 2. Покупатели: Вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) - участники сегментов "Геологоразведка и добыча", "Переработка и сбыт". Нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) - являются участниками нижнего сегмента рынка "Переработка и сбыт". Нефтетрейдеры - покупающие нефть с целью дальнейшей реализации - участники нижнего сегмента рынка "Переработка и сбыт". Субъекты нефтяной отрасли обеспечивают энергетическую безопасность России, в связи с чем их деятельность нуждается в жестком регулировании со стороны государства. Вот что об этом думают сами нефтяники: "Мировой опыт организации и управления предприятиями отрасли топливно-энергетического комплекса свидетельствует о необходимости достаточно жесткого регулирования их деятельности со стороны государства. Это обусловлено следующим: - предприятия комплекса не многочисленны, относятся к стратегическим отраслям экономики, в значительной степени определяют промышленный и военный потенциал, а также положение дел в экологии; - энергия в различных формах потребляется абсолютно всеми членами общества, причем особенностью данного процесса является его непрерывный характер. Это означает, что вопросы энергоснабжения были и остаются вопросами политическими; - для энергоносителей характерны высокая инерционность развития, огромная капиталоемкость и концентрация материальных ресурсов, потребность в масштабном и комплексном освоении национальных природных богатств, преимущественно монопольное положение на рынке и невозможность дублирования ряда производств на определенной территории. Отсутствие соответствующего регулирования может, в частности, привести к упадку топливно-энергетических отраслей при одновременном росте цен на их продукцию" <18>. -------------------------------- <18> Алекперов В. Ю. Вертикально интегрированные нефтяные компании России. М.: АО "РИТЭК", 1996. С. 93.

Развитие энергетики все больше становится залогом стабильности и прогресса в мире. Надежное обеспечение энергоресурсами прямо определяет экономические успехи государства и качество нашей с вами жизни <19>. Лауреат Нобелевской премии, академик АН СССР П. Л. Капица утверждал: "Будущее планеты зависит от того, как она будет обеспечивать себя энергией". Поэтому совершенно справедливо звучат слова: энергия - это такой товар, при отсутствии которого рушатся государства и проигрываются войны. -------------------------------- <19> О регулировании международных энергетических рынков и существующих в этой сфере проблемах см.: Анхель де ла Вега Наварро. Регулирование энергорынков. Примирить ОПЕК и ВТО // Ведомости. 2008. 19 июня; Концептуальный подход к новой правовой базе международного сотрудничества в сфере энергетики (цели и принципы) // URL: www. kremlin. ru.

Весьма примечательна позиция Суда ЕЭС в ключевом решении по делу Campus Oil: "...нефтепродукты, ввиду их исключительной важности в качестве источника энергии для современной экономики, являются ключевым элементом существования государства, поскольку не только его экономика, но и прежде всего его институты, его основные публичные функции и даже выживание его населения зависят от них" <20>. -------------------------------- <20> Judgment of the European Court of Justice of 10 July 1984. Campus Oil and others v. Minister for Industry and Energy and others. Case 72/83, para. 34.

Понятие и структура договорных связей

Договор поставки нефти с месторождений на нефтеперерабатывающие заводы России. Стороны договора. Отношения по доставке нефти с месторождений на нефтеперерабатывающие заводы России оформляются договором поставки. Субъектами договора являются производители нефти, нефтетрейдеры и нефтеперерабатывающие заводы. Продавцами нефти являются производители нефти и нефтетрейдеры, покупателями сырой нефти - нефтетрейдеры и НПЗ. Производитель нефти - это производитель нефти, включенный Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации (ныне Министерство энергетики) в учетную структуру нефтяных компаний и нефтегазодобывающих организаций. Для нефтяной отрасли практически в любом регионе мира характерно разделение субъектного состава на производителей, нефтетрейдеров и потребителей нефти. Функцией добывающих организаций является разведка месторождений, добыча нефти, очистка нефти и сдача нефти для ее транспортировки на НПЗ. Функцией нефтетрейдеров является аккумуляция и распределение ресурса. В свою очередь, целью НПЗ является необходимость загрузить производственные мощности, переработать сырье и отгрузить готовую продукцию по разнарядкам нефтяной компании. Таким образом, структура договорных связей по поставке нефти с месторождений на нефтеперерабатывающие заводы России будет выглядеть следующим образом. Данные отношения оформляются двумя договорами. Прямых договорных связей между производителем нефти и заводом нет. В сделке будет присутствовать обязательно хотя бы один нефтетрейдер. Данное обстоятельство связано со структурой торговли нефтью и является общепринятой мировой практикой <21>. Один договор заключается между производителем нефти и нефтетрейдером, второй договор заключается между нефтетрейдером и НПЗ России. Структура договорных связей выглядит следующим образом: -------------------------------- <21> Подробнее появление института нефтетрейдеров описано в указ. выше работах В. Ю. Алекперова.

Рис. 1. Структура договорных связей

ВИНК Производители нефти (независимые участники рынка)

V

Нефтетрейдеры

V

НПЗ России

Сторонами договора являются поставщик и покупатель. В соответствии с договором поставки нефти на НПЗ основной обязанностью поставщика перед покупателем нефти является: - обеспечить поставку нефти в определенном договоре количестве и определенного качества, в определенный договором срок на узел учета нефти НПЗ либо передать покупателю нефть в начале маршрута на узле учета нефти нефтепроизводителя. Основной обязанностью покупателя является: - обеспечить прием нефти на заводе и произвести оплату нефти. Таким образом, определение договора можно сформулировать следующим образом: в соответствии с договором поставки нефти на НПЗ России поставщик обязуется поставить покупателю нефть, а покупатель обязуется принять нефть и оплатить ее. Договор поставки нефти на завод заключается сторонами, как правило, на один год. Объем нефти и цена определяются сторонами на каждый месяц. Сторонам договора важно заключить долгосрочный договор, в связи с тем что в России большинство нефтеперерабатывающих заводов входят в структуру вертикально интегрированных нефтяных компаний, поэтому продавцу нефти необходимо получить доступ к нефтеперерабатывающим мощностям, а заводу, в свою очередь, необходимо загрузить свои производственные мощности. Поставщик нефти, как правило, оговаривает то максимальное количество нефти, которое он может поставить на завод в течение года, а завод подтверждает, что он может принять это количество нефти. Целесообразно сторонам договора включить в него условие о необходимости предоставления нефтеперерабатывающими заводами подтверждения о готовности приема нефти. В принципе предмет договора является стандартным для договора поставки, урегулированного в ГК РФ. Но вот условия договора поставки на завод регулируются внутренними документами ОАО "АК "Транснефть", НПЗ и т. д., которые не опубликованы и не являются доступными. Условия поставки. Все положения договора, касающиеся условий поставки нефти, условно можно разделить на следующие группы. Первая и наиболее объемная группа условий касается порядка определения сторонами договора объема нефти и цены. Цена нефти и объем согласовываются сторонами ежемесячно в дополнительных соглашениях к договору. При этом стороны оставляют за собой право скорректировать цену нефти за тонну, после того как продавец и покупатель подписали протоколы стоимости нефти. Связано это с тем, что цена на нефть меняется достаточно быстро, суммы сделок чрезвычайно велики. Поэтому несогласование данных условий (дата поставки и цена) приведет к колоссальному ущербу. Вторая группа условий регулирует порядок приема-передачи нефти. В принципе существует два способа приема-передачи нефти. При транспортировке нефти по системе магистральных трубопроводов ОАО "АК "Транснефть" нефть передается поставщиком и принимается покупателем в начале маршрута - на узле учета нефти производителя (т. е. поставщика). Второй способ приема-передачи нефти возможен, когда поставщик передает, а покупатель принимает нефть на узле учета нефти завода. Первый способ: при сдаче нефти в систему ОАО "АК "Транснефть" поставщик передает, а покупатель принимает нефть в начале маршрута в момент ее прохождения через систему измерения количества и показателей качества (СИНК) узлов учета нефти (УУН) нефтепроизводителя. Второй способ: поставщик передает, а покупатель принимает нефть на приемо-сдаточном пункте (ПСП) завода в момент ее прохождения через систему измерения количества и качества нефти (СИНК). То есть поставщик передает, а покупатель принимает нефть в момент ее прохождения через СИНК узла учета нефти завода. При таких условиях поставки качество нефти определяется в лаборатории завода. Расходы по определению качества нефти несет покупатель. Прием (сдача) нефти для транспортировки по магистральным нефтепроводам осуществляется партиями. Каждая партия нефти, сдаваемая грузоотправителем для транспортировки, должна соответствовать требованиям к качеству, установленному ГОСТом. Нефть не должна содержать свободного газа, что контролируется с помощью средств измерений на приемо-сдаточных пунктах (ПСП). На ПСП проводят следующие операции: измерение объема и массы (брутто) нефти; измерение температуры и давления нефти; определение плотности нефти; определение содержания в нефти воды и т. д. При приеме нефти на ПСП измеренные значения показателей качества нефти сравнивают с нормативными, и при их соответствии составляется паспорт, в котором приводятся данные о физико-химических показателях нефти <22>. -------------------------------- <22> Трубопроводный транспорт нефти: Учебник для вузов: В 2 т. / Под ред. С. М. Вайнштока. М., 2002. Т. 1. С. 77; Гудков И. В., Лахно П. Г. Актуальные проблемы правового регулирования энергетических отношений. Энергетика и право / Под ред. П. Г. Лахно. Вып. 1. 2008. С. 95 - 100.

Под партией нефти подразумевается количество нефти, сопровождаемое одним маршрутным поручением. Что такое маршрутное поручение? 94% всей российской нефти доставляется на нефтеперерабатывающие заводы по системе магистральных трубопроводов ОАО "АК "Транснефть". Поэтому договор содержит достаточно много терминов из внутренних документов ОАО "АК "Транснефть". Итак, маршрутное поручение - это внутренний документ ОАО "АК "Транснефть". Что оно означает? Маршрутное поручение определяется в договоре об оказании услуг на транспортировку нефти, заключенном между "Транснефтью" и грузоотправителем нефти, как документ, оформляемый "Транснефтью" и направляемый МН <23> "Транснефти" в качестве поручения о транспортировке партии нефти грузоотправителя в соответствии с его заказом. -------------------------------- <23> МН "Транснефти" - общества (ООО или ОАО), обеспечивающие эксплуатацию (обслуживание) магистральных нефтепроводов, привлекаемые "Транснефтью" на основании гражданско-правовых договоров для исполнения обязательств по договору на оказание услуг по транспортировке нефти.

Передача партии нефти оформляется актом приема-передачи. Датой поставки партии нефти считается дата акта приема-передачи, подписанного поставщиком и покупателем на каждую партию нефти. Исполнением обязательств при поставке нефти, а также моментом перехода права собственности на нефть к покупателю является подписание сторонами акта приема-передачи. После подписания актов приема-передачи риск случайной гибели и ухудшения качества нефти несет покупатель. Требования к качеству нефти. Поставщик обязан поставить нефть на НПЗ определенного качества. Нефть должна соответствовать ГОСТ Р 51858-2004 "Нефть. Общие технические условия". Контроль качества нефти осуществляется лабораторией производителя нефти. Поскольку нефть транспортируется на НПЗ по системе магистральных трубопроводов ОАО "АК "Транснефть", ОАО "АК "Транснефть", принимая нефть для транспортировки, в свою очередь, также обязано подтвердить качество нефти и выдать паспорт качества. Что такое паспорт качества нефти? ОАО "АК "Транснефть" в стандартном договоре об оказании услуг по транспортировке нефти определяет паспорт качества нефти как документ, являющийся обязательным приложением к акту приема-сдачи нефти, в котором указываются результаты измерений показателей качества нефти. Юридическая сила данного документа выражается в том, что выданный лабораторией паспорт качества является безусловным доказательством качества нефти как для сторон договора, так и для третьих лиц. Прием нефти осуществляется по массе нетто за вычетом балласта (воды, механических примесей, солей) в соответствии с ГОСТ 8.595-2004 "Масса нефти и нефтепродуктов. Общие требования к методикам выполнения измерений". Транспортировка нефти осуществляется по магистральным трубопроводам ОАО "АК "Транснефть" в соответствии с договором на транспортировку нефти, заключаемым между грузоотправителем нефти и ОАО "АК "Транснефть". Затраты по транспортировке нефти и нормативные потери при ее транспортировке относятся на покупателя.

Цена на нефть прямо государством не регулируется

Договоры процессинга и договоры поставки нефти на НПЗ. На сегодняшний день 72% нефтеперерабатывающих заводов России осуществляют переработку нефти на основании договора процессинга. Кроме того, по данному договору работает нефтехимическая промышленность России. Несмотря на это, договор процессинга или договор на переработку давальческого сырья является договором, не поименованным в ГК РФ. Процессинговая схема переработки нефти предполагает, что собственником сырья и выработанных из него нефтепродуктов является поставщик сырья. Учитывая, что 21 завод из 27 входит в состав вертикально интегрированных нефтяных компаний, популярность данной схемы становится очевидной. Принимая во внимание, что 98% сырой нефти доставляется на НПЗ трубопроводным транспортом нефти и как следствие - договор процессинга содержит достаточно обширное количество условий, касающихся приемки нефти от "Транснефти", в отсутствие закона о трубопроводном транспорте <24> условия договора процессинга в части приемки нефти из системы "Транснефти" регулируются внутренними инструкциями "Транснефти" и НПЗ. -------------------------------- <24> Подробнее см.: Гудков И. В., Лахно П. Г. Магистральные трубопроводы и право. Энергетика и право / Под ред. П. Г. Лахно. Вып. 2. 2009. С. 486 - 546.

В Российской Федерации договор процессинга, на основании которого работает вся нефтеперерабатывающая промышленность России (за исключением четырех заводов), законодательством не регулируется. О. В. Баданина приходит к выводу, что договор переработки нефти из давальческого сырья стоит заключать НПЗ как договор подряда, включая в него элементы договора на оказание услуг. "Смысл деятельности нефтеперерабатывающих заводов по переработке нефти в этом и состоит - получить определенный продукт, необходимый заказчику. По этой причине можно дать рекомендации заключать договоры по переработке нефти из давальческого сырья как договоры подряда, включая в них элементы договора об оказании услуг. Это могут быть, например, услуги по хранению нефтепродуктов, услуги по наливу товарной продукции в железнодорожные цистерны, а также иные услуги, согласованные сторонами" <25>. -------------------------------- <25> См., например: Баданина О. В. Договор переработки нефти из давальческого сырья // Законы России: опыт, анализ, практика. 2008. N 2, февраль.

При этом, помимо "давальческой схемы" переработки сырья, существует вторая схема - когда завод является собственником ресурса (сырья). В данном случае НПЗ сам покупает нефть для ее переработки на своих мощностях у ВИНК или независимых участников рынка, перерабатывает нефть и реализовывает нефтепродукты по договорным ценам. Очевидно, что в данном случае нефть и выработанные нефтепродукты являются собственностью НПЗ. Если НПЗ (либо предприятие нефтехимии) ведет свою производственно-хозяйственную деятельность по процессинговой схеме, т. е. работает на давальческом сырье, то данные отношения оформляются договором на переработку давальческого сырья, заключаемым заводом с собственником (поставщиком) сырья. Когда завод является собственником сырья, отношения оформляются договором поставки. НПЗ покупает нефть у ВИНК или у независимых участников рынка (прямых сделок между НГДО и НПЗ нет) и является собственником как сырья, так и выработанных из него нефтепродуктов. Нефтепродукты являются объектом последующих сделок и реализуются самим НПЗ на внутренний рынок либо на экспорт. В данном случае первый договор заключается между собственником сырья и НПЗ как договор поставки сырой нефти на НПЗ России. Второй договор заключается между НПЗ как собственником выработанных нефтепродуктов и покупателями нефтепродуктов. На стороне покупателей могут быть АЗС, нефтебазы, государственные органы и прочие потребители. Товарно-сырьевые биржи. Говоря о рыночных факторах, влияющих на формирование цены на нефть, следует отметить, что свободный рынок нефти, который по идее должен выступать главным фактором ценообразования, где цены формируются под влиянием спроса и предложения, в России практически отсутствует. Вместо свободного рынка нефти у нас суррогат этого явления, проявляющийся в том, что так называемый свободный рынок нефти: - не является постоянным, возникает в определенные числа каждого месяца, а затем исчезает; - этот рынок очень невелик по объему - порядка 8 - 10% от всей добываемой в России нефти, и сосредоточен он только вокруг нескольких НПЗ; - является главным объектом сделок по слиянию и поглощению <26>. -------------------------------- <26> ИнфоТЭК, ежемесячный аналитический бюллетень. 2007. N 12. С. 3 - 4; Нефть еще минус 43% // Ведомости. 2008. 17 сентября.

Свободный внутренний рынок нефти - это около 42 - 48 млн. т в год (до 10% добычи). Торги обычно начинаются в третьей декаде месяца - с поставкой в следующем месяце <27>. Оценка возможностей и перспектив, например, нефтяной биржи в России не является однозначной. Одни полагают, что нефтяная биржа сделает внутренние цены на нефть более объективными, другие считают, что биржа будет препятствовать практике заключения долгосрочных контрактов, в которых заинтересованы производители, и сомневаются в ее эффективности, если она будет организована административными методами. Поэтому правовую основу мероприятиям по саморегулированию свободной торговли энергоресурсами должен составить Закон "О биржах и организованных торгах", проект которого находится на рассмотрении в Государственной Думе. -------------------------------- <27> См.: Внутренний рынок нефти замер. Третий месяц коллапса // Ведомости. 2008. 27 ноября.

В 2008 г. в Санкт-Петербурге начала свою деятельность Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа. На ней торгуют бензином, дизельным топливом, топочным мазутом и горючим для реактивных двигателей. Нефтепродукты продаются для государственных нужд, т. е. в роли покупателей выступают госучреждения. Правительство рекомендовало приобретать таким образом не менее 15% закупаемого ими сырья <28>. -------------------------------- <28> Савельев К. Биржевое строительство в разгаре // Нефть России. 2008. N 3. С. 41.

С 80-х годов прошлого века в странах Западной Европы работает нефтяная биржа, которая в своем развитии прошла определенные этапы и в значительной степени усовершенствовала систему и механизм ценообразования. Нам еще только предстоит создать такую систему - российскую нефтяную биржу <29>. -------------------------------- <29> ИнфоТЭК, ежемесячный аналитический бюллетень. 2007. N 12. С. 6.

Создание сырьевой биржи в России имеет в своей основе цель стабилизации цен на нефтепродукты, позволит определить справедливый индекс цен на нефтепродукты в регионах России, кроме того, организация торгов нефтепродуктами на бирже служит инструментом наблюдения за нефтяным рынком со стороны Федеральной антимонопольной службы. Между тем, как известно, вот уже около двух лет дизельным топливом марки Л-0,2-62 (ГОСТ 305-82) торгуют на бирже "Российская торговая система" (РТС). Здесь оборачиваются фьючерсы, предусматривающие отгрузку горючего с ЛПДС "Володарская". Имеют хождение и контракты на поставку нефти сорта URALS. То есть какой-то "топливный индекс" можно вывести и из этих операций, хотя их масштаб достаточно мал. Так, с 21 по 25 января 2008 г. на РТС было заключено всего 20 договоров на поставку дизтоплива на сумму почти 4 млн. рублей <30>. -------------------------------- <30> Савельев К. Биржевое строительство в разгаре // Нефть России. 2008. N 3. С. 42.

Организация биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами в известной степени призвана способствовать осуществлению информационной прозрачности ценообразования на рынке нефти и нефтепродуктов в РФ <31>. -------------------------------- <31> ИнфоТЭК, ежемесячный аналитический бюллетень. 2007. N 12. С. 10; Тутушкин А., Казьмин Д. Прозрачный бизнес. Федеральная антимонопольная служба хочет обязать нефтяные компании выделить в отдельные юрлица хранение, оптовую и розничную торговлю нефтепродуктами. Это позволит понять, как формируются цены на топливо // Ведомости. 2009. 25 марта.

22 ноября 2008 г. исполнилось два года с начала работы электронной торговой площадки (ЭТП "Межрегионгаз") в рамках эксперимента, параметры которого были определены Постановлениями Правительства РФ N 534 от 2 сентября 2006 г. и N 851 от 10 декабря 2007 г. За это время благодаря ЭТП российская газовая отрасль получила дополнительный стимул к развитию, а сама площадка обеспечила свободную конкуренцию в сегментах предложения и спроса на основе открытого и равного доступа всех участников к электронной торговой системе. В 2009 г. продолжается эксперимент по реализации газа на электронной торговой площадке ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами <32>. -------------------------------- <32> Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2007 г. N 851 "О продолжении эксперимента по реализации газа на электронной торговой площадке в 2008 году" // СЗ РФ. 2007. N 51. Ст. 6365. Газ уйдет с торгов. "Газпром" сможет продавать в ходе биржевых торгов до 10 млрд. куб. м газа в год - это предусматривает проект Постановления Правительства об электронных торгах газом // Ведомости. 2009. 11 февраля.

Обсуждается предложение о переходе от проведения эксперимента к реализации газа, добываемого открытым акционерным обществом "Газпром" и его аффилированными лицами, по не регулируемым государством ценам с использованием биржевых технологий на постоянной основе. Становление конкурентного рынка природного газа, предоставляющего покупателям право выбора поставщика, повышает эффективность газоснабжения, в том числе использования системы магистральных газопроводов, а также создает благоприятные условия для инвестиций. Конкурентный рынок характеризуется ценообразованием на основе спроса и предложения, позволяющим получать сведения о реальной ценности газа в экономике, и влечет за собой должное отношение потребителей к энергосбережению. В документе, озаглавленном "Модель рынка газа. Базовые положения", НП "Координатор рынка газа" (КРГ) консолидировало мнение основных участников рынка относительно ключевых вопросов его развития. Основой предложено считать развитие двухсекторной модели, в которой существует сектор поставок газа по ценам, регулируемым Федеральной службой по тарифам (ФСТ), и сектор торговли газа по свободным, конкурентным ценам. Реализация двухсекторной модели позволит государству надежно контролировать процесс реформирования, избегая как чрезмерной нагрузки на потребителей, так и угрозы снижения устойчивости газоснабжения. Заблаговременная программа наращивания масштабов конкурентного сектора рынка предоставит потребителям некоторое время для адаптации, а также возможность спланировать проведение реабилитационных мероприятий. Одним из перспективных направлений развития нерегулируемого сектора рынка газа в России является развитие биржевой торговли. В настоящее время биржевая торговля газом осуществляется только на электронной торговой площадке ООО "Межрегионгаз" (ЭТП). Важнейшее значение для определения ОАО "Газпром" стратегии развития рыночных отношений имело Постановление Правительства РФ от 28 мая 2007 г. N 333 "О совершенствовании государственного регулирования цен на газ" <33>. Названным Постановлением ОАО "Газпром" было предоставлено право продажи сверхдоговорных объемов по предельным ценам, а ФСТ России поручено до 1 января 2011 г. в целях информирования участников рынка газа о принципах формирования цен на газ, применяемых начиная с 2011 г., определять порядок индикации оптовых цен на газ, реализуемый потребителям на внутреннем рынке (кроме населения), рассчитанных исходя из принципа обеспечения равной доходности поставок газа на внешний и внутренний рынки. Принимая это во внимание, а также учитывая достигнутый высокий уровень развития электронных технологий спотовых продаж, ОАО "Газпром" приступило к созданию Биржи газа, которая будет продавать фьючерсы на природный газ (на срок от 1 до 18 месяцев) с возможностью поставки физических объемов газа. Запуск Биржи газа планируется осуществить в 2009 г. На первом этапе Биржа газа будет ориентирована на внутренний рынок, после запуска новых газотранспортных мощностей она сможет обслуживать внешних потребителей. Создание Биржи газа предусматривается осуществить совместно с ведущими производителями и потребителями газа, финансовыми и инвестиционными организациями. -------------------------------- <33> СПС "КонсультантПлюс".

Этапы развития биржевой торговли газом в РФ

I этап II этап III этап 2009 - 2010 гг. 2010 - 2011 гг. 2012 г.

Отработка технологии Совершенствование Внедрение биржевой торговли биржевой торговли в биржевой фьючерсами в условиях условиях применения торговли на совершенствования равновыгодных цен внешних Правил поставки газа на внутреннем рынках и оптимизации цен рынке газа и тарифов

Дальнейшее развитие правового регулирования, обеспечивающего создание условий для появления рыночных механизмов обращения газа, должно осуществляться по следующим направлениям: 1) определение правил функционирования внутреннего рынка газа; 2) регулирование отношений между ОАО "Газпром" и независимыми организациями; 3) правовое регулирование основ ценообразования на внутреннем рынке газа в России; 4) правовое регулирование вопросов реформирования газовой промышленности <34>. -------------------------------- <34> Подробнее см.: Гудков И. В., Лахно П. Г. Актуальные проблемы правового регулирования энергетических отношений. Энергетика и право / Под ред. П. Г. Лахно. М., 2008. С. 104 - 111; схему см.: Презентация зам. председателя Правления ОАО "Газпром" В. Голубева. Перспективы развития российского газового рынка. VI Международный форум. "Газ России-2008". 18.11.2008. Москва.

В настоящее время Правительством РФ рассматривается проект Постановления "О развитии биржевой и электронной форм торговли газом". Он, в частности, предусматривает реализацию "Газпромом" и его аффилированными лицами начиная с 2009 г. до 10 млрд. куб. м газа ежегодно на ЭТП или Бирже газа. При этом после 2010 г. объемы реализуемого на этих площадках газа специально не ограничиваются, правда, при условии обеспечения выполнения обязательств по ранее заключенным договорам <35>. -------------------------------- <35> См.: Хренков Н. Рынок. Корпоративный журнал "Газпром". 2008. N 11. С. 27 - 29.

Будущее развитие рыночных отношений в различных сферах энергетики даст новые импульсы развитию правового обеспечения рыночных механизмов оборота первичных источников энергии. Подводя итоги, можно констатировать, что анализ законодательной базы, создающей условия для становления рыночных отношений в энергетической сфере Российской Федерации, находится в стадии формирования и совершенствования. Причем применительно к различным отраслям энергетики эти процессы находятся на разных уровнях. Так, можно с удовлетворением констатировать значительные достижения в правовом обеспечении перехода к рыночной модели функционирования электроэнергетики; определенные достижения в газовой отрасли; первые шаги в нефтяной сфере и обращении нефтепродуктов.

Название документа